До осознания цели и ее формулировки всегда возникает мотив – определенная потребность в достижении какого-то результата. В речевой деятельности далее формулируется цель речи как осознаваемое речевое намерение.
Мотивами подобных положительно оценочных высказываний, по исследованиям профессора М.Ю. Федосюка, может быть стремление говорящего:
1) поддержать речевой контакт с партнером по общению;
2) предупредить негативную реакцию адресата на некоторое сообщение;
3)устранить отрицательное отношение адресата к говорящему;
4) поощрить поступки адресата;
5) вызвать расположение адресата к говорящему.
В конкретной речи содержание и направленность этих целей может существенно различаться.
В плане содержания текста, как мы уже говорили, основные цели речи делятся на три группы:
1) передача информации (информационная, информирующая речь);
2) выражение эмоций, чувств и оценок (эмоционально-оценочная речь);
3) оказание воздействия на адресата с целью доказательства той или иной точки зрения (аргументирующая речь).
Кроме того, коммуникативная цель может быть не только основной, но и дополнительной.
Культура речи при этом проявляется в том, что: а) цели осознаются; б) для их достижения выбираются соответствующие средства; в) цели речи достигаются.
Результат речи определяется в первую очередь в зависимости от того, достигнута ли цель и насколько она достигнута. Результат может быть:
- положительным (полностью или частично);
- отрицательным (полностью или частично);
- нулевым.
При этом результат может проявиться сразу или через некоторое время (отсроченный результат).
С точки зрения согласованности целей каждого участника общения цели речи могут различаться по степени гармоничности: быть общими (синонимичными), разными или противоположными.
Цели речи могут различаться степенью выраженности: быть явными или скрытыми.
Взаимосвязь этических