Функциональные стили речи

 

Существование стилей в языке и речи обеспечивается прежде всего наличием синонимических средств в области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса, что даёт возможность по-разному передавать примерно одинаковое содержание высказывания, а также выражать (если это необходимо) то или иное отношение к этому содержанию.

Функциональные стили формируются под влиянием следующих условий:

1) особенности ситуации общения (официальная или неофициальная обстановка, количество участников общения и т. п.);

2) функции и цели общения (поговорить, сообщить, убедить, проинструктировать и т. п.).

Как правило, выделяются следующие сферы жизнедеятельности человека, каждая из которых имеет свои особые функции и реализуется в определенных условиях.

1) сфера быта, бытового общения (общение реализуется в неофициальной обстановке, как правило, в форме диалога, цель общения – непринужденный разговор, беседа на бытовые темы);

2) сфера учебной и научной деятельности (общение реализуется, как правило, в официальной обстановке с целью сообщения, передачи или получения научных данных в письменной или устной форме);

3) сфера делового общения (общение реализуется в официальной обстановке с целью сообщения, составления или изучения материалов инструктивного характера);

4) сфера публицистической деятельности (общение реализуется с помощью средств массовой информации, как правило, с целью воздействия на широкие массы читателей или слушателей, формирования общественного мнения и сознания).

В соответствии с этим выделяются следующие функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, каждый из них характеризуется ведущими стилевыми чертами, которые проявляются как в содержании, так и в отборе языковых средств. Выделяют также и стиль художественной литературы (художественный).

Функциональные стили не образуют замкнутых систем, они взаимопроницаемы, взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние друг на друга.

Рассмотрим более подробно основные черты каждого из функциональных стилей речи. При характеристике каждого из них постараемся ответить на следующие вопросы:

1) где используется данный стиль речи? (сфера деятельности);

2) с какой целью он используется? (основная функция);

3) каковы его основные признаки? (стилевые черты);

4) каковы его языковые особенности? (особенности употребления средств языка).

Лекция 4.

Культура речи

1. Культура речи как часть культуры в целом. Современное представление о культуре речи. Культура восприятия и понимания речи.

2. Основные виды норм в культуре речи. Типы отступлений от речевых норм.

3. Типы речевой культуры.

4. Основные компоненты коммуникативной ситуации. Цели речи.

5. Взаимосвязь этических и коммуникативных норм.

6. Главные этические ценности. Особенности этических норм. Правила, вытекающие из этических норм.

7. Особенности коммуникативных норм. Разновидности коммуникативных норм.

8. Речевой этикет. Коммуникативные особенности речевого этикета.

1. Культура речи как часть культуры в целом.
Современное представление о культуре речи.
Культура восприятия и понимания речи

Культура речи является частью культуры общения и культуры в целом, потому что культура речи обладает теми же свойствами, признаками, что и культура в целом, и подчиняется законам культуры.

Культура речи – это область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной, этически корректной, эффективной речи в заданных или смоделированных условиях общения.

Культура речи как часть культуры в целом и культуры общения, в частности, – это речь данного общества и конкретного человека, которая характеризуется высоким уровнем развития. Культура речи реализует такое речевое поведение, которое одобряется и культивируется данным обществом.

Культура речи – это еще и аспект описания национальной культуры. Компетентность в этом отношении – это знание того, как и о чем нужно говорить или о чем нельзя (не принято) говорить в рамках данной культуры в той или иной ситуации.

Культура речи как область культуры охватывает не всю речь, а только ту ее часть, которая ограничена рамками культуры общения и рамками литературного языка, соответственно это речь, регулируемая определенными правилами и нормами. Тем самым культура речи противостоит антикультуре, то есть сознательному и намеренному нарушению или искажению принятых в культуре данного общества правил и манеры речевого поведения. Таким образом, отсутствие или недостаточный уровень культуры речи является показателем отсутствия или недостаточности общей культуры, прежде всего – духовной.

Культура речи сочетает в себе все формы культуры – физическую, материальную и духовную, поскольку включает культуру мыслительной деятельности, культуру исполнения речи, коммуникативно-речевую культуру в целом (в том числе ее этическую и эстетическую составляющие), культуру создания письменных текстов и культуру их издания, хранения и пользования ими и, конечно же, духовную культуру как содержание и цель речевой деятельности.

Культура речи, как и любая область культуры, включает все три вида культуры: общества, коллектива и личности, которые взаимно обогащают друг друга.

Культура создает и задает некоторую систему ценностей в каждой области и в целом. По отношению к речи это проявляется в той разветвленной системе критериев, по которым речь оценивается, и по оценке значимости, ценности культуры речи в общей культуре.

Логическим продолжением и развитием понимания культуры речи как коммуникативно целесообразного подхода к отбору речевых и языковых средств является рассмотрение культуры речи как культуры речевой деятельности в рамках общей культуры.

Исходя из того, что и речь, и общение, и культура – это деятельность, предмет культуры речи – это культура речевой деятельности. Другими словами, культура речи реализуется в процессе речевой деятельности, которая носит осознанный, целенаправленный, творческий характер.

Кроме того, культура речи – это деятельность еще и потому, что владение культурой речи проявляется только в речевой деятельности. Для того чтобы владеть культурой речи, недостаточно знать все законы порождения и восприятия речи, все ее нормы – нужно осознанно пользоваться ими и соблюдать их в своей речи.

Рассмотрим речь как деятельность в аспекте ее культуры.

Речь – это деятельность, которая представляет собой и сам процесс речетворчества во время ее произнесения (или письменной фиксации), и результат этого процесса – то высказывание, тот текст, который и составляет основную единицу речи.

Речь всегда представляет собой ответ на какой-либо стимул (внутренний или внешний), и, в свою очередь, речевое действие (и как процесс, и как результат) вызывает тот или иной ответ (словесный или несловесный, выражаемый в молчании или в физическом действии).

Следовательно, культура речи должна охватывать все эти компоненты речевой деятельности и их составляющие. А значит, с точки зрения культуры в речи в первую очередь оцениваются:

1) цель и средства ее достижения;

2) речь как процесс (речевое поведение);

3) речь как результат (текст).

Основные цели речи – информирование, выражение чувств, воздействие – порождают не только типы ситуаций общения, не только жанры, но и тот или иной набор критериев для оценки речевого поведения и результата речевой деятельности.

Главный критерий оценки любой, деятельности – ее эффективность и степень этой эффективности, то есть оценка того, достигла деятельность цели или нет, а если да, то в какой степени. При этом культура речи под ее эффективностью подразумевает, что результат не только будет соответствовать задуманному, но что постановка цели, способы и средства ее достижения, сам процесс речи и результат, который она вызовет, будут соответствовать этическим, коммуникативным, эстетическим и другим нормам.

В содержание культуры речи как неотъемлемая часть должна входить и культура восприятия и понимания речи. Культура понимания тесно связана с культурой взаимодействия партнеров по общению (поскольку при коммуникации возможен прием информации без понимания). Понимание может происходить на разных уровнях.

А.А. Брудный говорит о понимании на уровнях:

1) отношений между предметами;

2) отношений между понятиями;

3) отношений между людьми.

Ю.М. Лотман обращает внимание на три уровня, три ступени понимания самого текста речи, в котором можно понять только:

1) первичные значения слов и других единиц языка, то есть общеязыковые;

2) вторичные, возникающие за счет организации текста, со- и противопоставления первичных единиц;

3) третичные, появляющиеся за счет втягивания в сообщение и организации по его конструктивным схемам внетекстовых ассоциаций разных уровней, от наиболее общих до предельно личных.

Таким образом, культура восприятия и понимания речи всегда выражается в активной интерпретации смыслов речи. Это может быть понимание непосредственного содержания речи, то есть что именно было сказано тем-то по такому-то вопросу, или может быть понимание более высокого уровня – реконструкция того, что говорящий хотел сказать, чего он хотел добиться на самом деле, что хотел скрыть и т. д., а может быть приращение смыслов за счет ассоциаций, достраивания структуры текста недостающей информацией и т. д.

В этом отношении еще одним важным аспектом культуры речи является культура мышления, которое во многом происходит с помощью речи, и культура соотнесения процессов мышления и речи в действительности, поскольку, кроме коммуникативной функции, речь, как и язык, выполняет и познавательную.

Порождение речи сопровождается двумя фазами деятельности – селективной и интегративной, текстообразующей, то есть культура речи представляет собой не только выбор из ряда существующих наилучшего в данной ситуации варианта того или иного языкового или речевого средства, но и создание с их помощью цельного текста. Следовательно, культура речи как процесс – это культура деятельности по созданию текста.

Таким образом, речевая культура проявляется:

1) в постановке цели речи с учетом определенных условий общения и этичности мотивов речи;

2) в выборе средств для достижения этой цели;

3) в выборе форм ответной реакции на реальную или потенциальную речь партнеров по общению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: