double arrow

Разновидности коммуникативных норм.

 

Коммуникативные нормы ориентированы на обеспечение максимально возможной эффективности общения в любой коммуникативной ситуации с учетом всех ее особенностей. По сути, коммуникативные нормы направлены на регулирование процесса общения. Именно они позволяют структурировать его процесс и реализовать общую этическую задачу – нравственно грамотное взаимодействие коммуникантов. Коммуникативные нормы определяют целенаправленность и целесообразность всего общения. Они обеспечивают непрерывность и успешность процесса общения. Коммуникативные нормы соединяют в себе стратегические и тактические элементы.

К стратегическим элементам речевого общения можно отнести выбор цели, ситуации общения, партнеров, предмета речи и условий общения. А в процессе реализации той или иной стратегии в рамках определившейся ситуации общения проявляются тактические элементы речи: структурирование ее процесса, конкретное воплощение плана речи и регулирование процесса общения.

Коммуникативные нормы действуют на всех этапах речевой деятельности – от постановки цели, через нейтрализацию барьеров общения до достижения запланированного результата.

Эти нормы во многом являются средством реализации этических норм в процессе общения, поэтому коммуникативные нормы "Подчиняются» этическим. В то же время многие коммуникативные нормы определяют речевые (уместность, доступность), но на другом уровне – на уровне параметров ситуации общения (например, содержательном).

Этические и коммуникативные нормы так тесно взаимосвязаны, что нарушение большинства коммуникативных норм общения одновременно приводит к нарушению и этических правил. Речевые нормы в рамках культуры речи коммуникативно ориентированы, то есть их предназначение – сделать общий код единым и тем самым способствующим однозначному пониманию речи. Коммуникативные нормы управляют речевыми и языковыми нормами и предполагают не только их соблюдение, но иногда и целесообразное, осознанное отступление or этих норм (например, в целях стилизации, пародирования, или придания речи коммуникативно обусловленной неточности, не ведущей к коммуникативным помехам).

При этом коммуникативные нормы более других вариативны. В них, в отличие от этических и языковых, почти невозможны строгие предписания (кодификация), поэтому коммуникативные нормы – это в большей степени рекомендации.

Коммуникативные кормы можно подразделить на обязательные условия осуществления самой коммуникации, на нормы общего плана, которые определяют весь коммуникативный процесс, и на нормы, соотносимые с различными компонентами коммуникативной ситуации.

Для того чтобы общение состоялось, должны быть выполнены несколько обязательных условий: это технические предпосылки коммуникации (Е.В. Падучева) – внеречевые условия успешного общения, которые формулируются как постулаты:

- постулат о составляющих – должен быть отправитель, получатель, действительность, текст и код;

- постулат о контакте: между отправителем и получателем должен быть контакт;

- постулат о коде: отправителем и получателем должен использоваться один код.

Главной коммуникативной нормой общего характера, определяющей весь процесс коммуникации, является установка на коммуникативное сотрудничество как следствие принципа кооперации. Именно эта установка позволяет регулировать речевое поведение в ходе коммуникации.

Вторым по значимости принципом можно назвать принцип целесообразности, который проявляется относительно всех сторон общения. Выше действия этого принципа, возможно, стоят только этические нормы, которые не позволяют добиваться цели любой ценой, регулируя выбор для этого этически корректных средств.

Не менее важным принципом является принцип гармоничности общения, который проявляется как в плане гармонизации целей общения, так и в гармонизации средств достижения этих целей на всех уровнях речи (со сферой общения и особенностями всей ситуации, в соответствии со структурой речи и т. д.). Принцип гармоничности в коммуникативных нормах выражается и в необходимости найти баланс между информативностью и эмоциональностью, между информационным и фатическим общением и т.п.

Среди общих принципов, определяющих более частные коммуникативные нормы, выделяется и принцип структурирования, который также пронизывает все общение: структурирование действует как на уровне выделения из всего потока общения определенных коммуникативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации (далее действие этого принципа можно проследить вплоть до уровня предложения, которое также имеет свою структуру).

Коммуникативные правила, вытекающие из этих принципов, носят более частный и менее обязательный, скорее, рекомендательный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: