double arrow

Особенности речевого этикета.

Относительно всех видов норм, в том числе и коммуникативных, важно определить место и роль этикетных норм. Этикет предписывает как вербальное, так и невербальное поведение в стандартных типовых ситуациях общения. При этом основное внимание уделяется началу и концу общения, а также типовым этикетным жанрам – просьбы, отказа или согласия в ответ на просьбу, извинения, соболезнования и др. Этикетные нормы являются конкретным воплощением всех трех видов норм, соединяя их воедино. При этом речевой этикет предполагает в первую очередь внешнее, поведенческое соблюдение этических норм, в отличие от этики, в которой воплощаются нравственные нормы.

Основными функциями речевого этикета являются коммуникативная, контактоустанавливающая, призыва, привлечения внимания, функция вежливости и т. д. Этикет помогает обойти острые углы, сгладить противоречия этикетными формулами или этикетным поведением. Речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг к другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию (как свою, так и чужую), служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.

В настоящее время явление речевого этикета рассматривается в широком и узком понимании смысла этого термина. «В узком смысле речевой этикет – это сумма ситуативно-тематических объединений коммуникативных единиц, функционирующих для установления, поддержания и размыкания речевого контакта с собеседником...

В широком смысле речевой этикет – социально заданные и национально-специфичные регулирующие правила речевого поведения, образующие этикетную рамку любого текста общения. Именно здесь образуется механизм социальной регуляции коммуникативных взаимодействий адресата и адресанта по линиям: свой/чужой, знакомый/ незнакомый, близкий/далекий, младший/старший и т. д.» (Н.И. Формановская).

Речевой этикет в узком смысле понимания этого термина используется в этикетных ситуациях общения при выполнении определенных этикетных действий. Эти действия могут иметь значение побуждения (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование), реагирования (реактивные речевые акты: согласие, несогласие, возражение, отказ, разрешение), социального контактирования в условия установления контакта (извинение, благодарность, поздравление), его продолжения и завершения.

Быть вежливым и стремиться не обидеть, не задеть словом партнера по общению – это то, чему учится человек через этикетные формулы. И в этом отношении речевой этикет обладает большими возможностями в плане воспитания культуры общения в целом, потому что нормы речевого этикета предписывают выбирать речевые средства в зависимости от особенностей ситуации общения. В то же время речевые формулы этикета подсказывают не только то, что и как нужно сказать, но и диктуют то или иное неконфликтное поведение в этих ситуациях общения. Тем самым этикетные формулы призваны определять не только облик речи, но и образ мыслей, норму во взаимоотношениях.

Этикет связан с вежливостью, которая диктуется законами этики, а этические нормы воплощаются в этикетные. В этом плане вежливость выступает прежде всего инструментом соблюдения коммуникативных норм общения (в частности, принципа целесообразности), а не только этических.

В коммуникативном плане этикет помогает строить общение, он предписывает знание и учет тех речевых ролей, тех взаимоотношений, которые существуют или должны существовать между данными участниками общения. Плюс к этому этикетные формы учитывают (и часто зависят от этого), кто является инициатором общения (инициирующие жанры) и кто отвечает (реагирующие жанры), кто какую форму речи, ее тональность может себе позволить, а кто – нет.

В коммуникативном отношении важно, что речевой этикет очень часто рассматривает целый «блок общения», состоящий из реплики-стимула, реплики-реакции, типизированных стереотипных фраз, включения реплик в контекст дальнейшего общения, а также жестов, мимики и т. п. Таким образом, выбор той или иной формулы речевого этикета всегда коммуникативно обусловлен.

В этом плане имеет значение и принадлежность партнеров к одной или разным культурам, поскольку этикетные ситуации и характер поведения в них имеют национальную специфику. Даже хорошее знание системы языка и владение им, умение строить высказывания разных жанров не может обеспечить человеку успеха, если он недостаточно хорошо знаком с особенностями национального или культурного плана относительно принятых в данном языковом коллективе норм общения. Таким образом, речевой этикет служит более конкретным воплощением этических и коммуникативных норм.

Лекция 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: