Правила, вытекающие из этических норм

 

Этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи. Этические нормы предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества, а также внутреннему миру человека, его восприятию других людей, пониманию своего места в жизни и в данном обществе.

В основе законов этики лежит задача сплочения, объединения членов данного общества, речь выполняет в этом плане важную социальную функцию, поэтому этические законы – это основа культуры общения.

Главными моральными ценностями считаются Истина, Добро, Красота, которые проявляются как критерии при оценке этичности речи и речевого поведения в целом. Истинность, правдивость – эти качества определяют многое в речи именно в этическом плане, поскольку благодаря им возникает доверие к говорящему, без которого невозможно общение. Добро и желание добра другим также лежат в основе общения, поэтому все этические правила содержат "Доброжелательность» как норму общения. Понятие Красоты в данном случае связано не с эстетическими, а с этическими законами, по которым несоответствующее им действие (в том числе и речевое) расценивается как некрасивое (Так говорить некрасиво и т.д.).

С этих позиций для выявления этических достоинств речи и этических норм необходимо определить основные моральные качества личности, которые проявляются в общении. Это честность, правдивость, уважительность к другим, справедливость, доброта, забота желательность, одобрение других, искренность в проявлении своих чувств и оценок, высокий общий уровень знаний и культуры, вежливость как проявление этой культуры и т. д.

В соответствии с этими качествами личности основными этическими достоинствами речи и этическими нормами являются: правдивость, понятность (речь должна быть доступна адресату, речь не должна заставлять его прилагать излишние усилия для ее расшифровки), содержательность, целесообразность, краткость в меру необходимости (речь не должна отнимать у адресата лишнего времени), логичность, вежливость и т.д.

Этические ошибки в большей степени связаны с недостатком общей культуры человека, чем собственно с культурой речи, но проявляются они именно в речи. На перечень и степень обязательности этических норм оказывают влияние и общечеловеческие ценности, и сфера общения, и то окружение человека, чьим мнением он дорожит.

Этические нормы в первую очередь направлены на предупреждение этических ошибок, того, что недопустимо в общении. С точки зрения этических норм в современном обществе неприемлемы притворство, неискренность, обман, грубость, озлобленность, зависть и т.п.

С этих позиций можно оценить степень обязательности соблюдения этических норм. К обязательным для исполнения при любых условиях коммуникации и в любой сфере общения является запрет на причинение ущерба другому человеку (не обязательно участвующему в данной ситуации общения). В эти нормы входят предписания сдерживать негативные эмоции и смягчать негативную информацию, не допускать унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости, зависти и т.п. Кроме того, к обязательным для исполнения нормам относится и требование всемерно проявлять уважение к другим людям.

Другие этические нормы можно отнести к рекомендуемым. В первую очередь это касается позиции говорящего (пишущего) относительно себя и своего места в общении. Этично иметь чувство собственного достоинства, быть скромным, не противопоставлять себя другим, не восхвалять себя и т. д. Из этого следует и уважительное отношение к другим: уважение чувства собственного достоинства других, умение видеть в людях прежде всего их достоинства, поддерживать его в партнерах по общению и т. д. Несоблюдение этических норм приводит к моральному ущербу не только для адресата (или иного лица, о ком шла речь), но и для адресанта, поскольку нравственный человек всегда, даже в случае невольного нарушения норм этики, испытывает стыд и угрызения совести. Кроме того, нарушение этических норм общения часто приводит к коммуникативным помехам или неудачам.

Следовательно, этические нормы помогают с нравственной точки зрения оценить допустимость или недопустимость конкретных явлений в общении. При этом этическая оценка носит особый характер, поскольку она выносится с позиций духовной культуры иее высших ценностей.

Специфика этических норм состоит и в том, что они действуют не только для оценки готового высказывания, но и на всем протяжении речевой деятельности: этика определяет в речи мотивы, с которыми человек вступает в общение, цели, которые он ставит, средства, с помощью которых он достигает этих целей, и оценку результата речи, то есть этичность тех действий, которые должны быть (могут быть) предприняты слушателем под влиянием данной речи.

Этичные мотивы и цели определяются стремлением сказать что-то интересное и важное, доставить радость, сделать человеку приятное, утешить, то есть удовлетворить его духовные потребности во внимании, заботе, уважении, любви и т. п.

Этичные мотивы могут быть не только эмоционально положительными, но и эмоционально нейтральными (например, сообщить информацию). Этичными могут быть даже отрицательные эмоции в речи (например, возмущение несправедливостью, гнев по заслуживающему его поводу, порицание за неэтичный поступок и т. д.), поскольку эти эмоции проявляются на основе более высоких этических побуждений.

Поведение истинно воспитанного человека основывается на балансе двух основных тенденций, которые характерны для каждой личности. Это, с одной стороны, тенденция к объединению, сплочению, сближению, консолидации, а с другой стороны, тенденция к отделению себя от других, к сохранению своей отдельности. Эти тенденции по-разному проявляют себя в различных сферах общения, а также в зависимости от ситуации, взаимоотношений партнеров и т. д.

Именно на это нацелен Принцип Вежливости Дж. Лича, в который входят шесть максим:

1) максима такта (Соблюдай интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы!);

2) максима великодушия (Не затрудняй других!);

3) максима одобрения (Не хули других!);

4) максима скромности (Отстраняй от себя похвалы!);

5) максима согласия (Избегай возражений!);

6) максима симпатии (Выказывай благожелательность!).

В соответствии с этими максимами цели общения и процесс их реализации могут быть этически правильными, корректными или не обладать этими достоинствами. Процесс коммуникации также оценивается с точки зрения его соответствия нормам этики. Эта оценка осуществляется как со стороны содержания речи (ее истинности, информативности), так и со стороны направленности на адресата – собственно адресованности речи именно ему и соблюдения при этом ряда правил.

Применительно к русской культуре такого рода Правила для говорящего и слушающего на основе русских пословиц и поговорок составил Ю.В. Рождественский. Эта группа правил предписывает говорящему:

а) всестороннее обдумывание будущего высказывания;

б) обязательную «фильтрацию» высказываний во внутренней речи путем отбора годных к произнесению высказываний внутренней речи;

в) точное и отчетливое произнесение отобранных высказываний внутренней речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: