Нормы несловесной речи

 

Несмотря на то, что несловесные средства в речи выступают во многом неосознанно, они подчиняются тем же речевым нормам, что и словесная речь. В первую очередь это касается этических и коммуникативных норм. С точки зрения этических норм не допускается использование в речи жестов, мимики, интонации, взгляда, позы, других значимых движений, оскорбляющих или унижающих, дразнящих или неприличных. И наоборот, все невербальные средства должны быть направлены на демонстрацию одобрения, приятия партнера по общению. Коммуникативные нормы для несловесной речи также действуют в полном объеме, так как любой значимый несловесный сигнал прежде всего коммуникативен, он должен быть направлен на достижение взаимопонимания. Следовательно, при использовании невербальных средств важно соблюдать принципы кооперации, целесообразности, гармонизации и структурирования речи, которые находят свое воплощение в соответствующих правилах.

Культура невербального общения предполагает соблюдение следующих основных правил:

1) использование невербальных средств не должно создавать помех в приеме, понимании и интерпретации высказываний;

2) несловесные средства должны подчеркивать, усиливать или замещать смысл или оптимизировать процесс общения, тем самым облегчать взаимопонимание;

3) в то же время сами единицы невербальных средств как компоненты вербально-невербального общения подчиняются нормам, аналогичным языковым;

4) несловесное поведение в целом также подчиняется правилам этикета. Отбор несловесных средств должен быть не менее строгим, чем отбор слов. Особенно нужно следить за уместностью как самих средств, так и их интенсивности.

Следовательно, невербальные сигналы должны быть правильными (в соответствии с общепринятыми вданной культуре значениями), точными (особенно казательные и изобразительные), логичными (последовательными и непротиворечивыми в комплексе всех вербальных и невербальных средств), выразительными (не только более или менее интенсивными в зависимости от эмоционального состояния, но и красивыми) и пр. – в соответствии с ситуацией, речевой задачей, а также этическими и коммуникативными нормами.

Значит, в основе культуры несловесной речи лежит задача помочь сделать речевое общение в целом как можно более эффективным. Управление всеми вербальными и невербальными процессами идет от общей цели речи и ее задач.

Жесты в общении

 

Жестикуляция – это значимые телодвижения, главным образом, движения головы и рук. Кроме движений головы и рук, которые иногда называют жестикуляцией в узком смысле слова (их рассматривают в комплексе с мимикой), часто говорят о жестикуляции в широком смысле слова, то есть о любом ярком экспрессивном движении (например, отвернуться, хлопнуть дверью, раскрыть объятия и т. д.). Это жесты в широком смысле слова, поскольку они носят не только комплексный характер, включающий и другие несловесные средства, но это движения, которые имеют определенный смысл сами по себе и часто не нуждаются в словесном сопровождении (отвернуться – выказать обиду; хлопнуть дверью – выразить гнев и раздражение, исчерпанность аргументов в ссоре; раскрыть объятия – не только показать приятие и одобрение другого человека, но часто и обозначить прощение, примирение после ссоры).

Мы будем говорить о жестах в узком смысле слова, но иметь в виду, что они могут быть лишь представителями, отдельными сигналами жестов иного уровня. Жесты выполняют в речи различные функции, в соответствии с которыми они делятся на:

1) эмоциональные (всплеснуть руками);

2) изобразительные (показать размер или форму предмета);

3) указательные (указать направление, конкретный предмет);

4) регулирующие (призвать к молчанию, попросить говорить громче);

5) жесты-символы (рукопожатие) и др.

Жесты речи подчеркнуто коммуникативны. Они, с одной стороны, экспрессивны – направлены на то, чтобы выразить себя, свои эмоции, свое отношение к кому-то или чему-то, свою волю и т.д. (о чем свидетельствуют даже кивание головой и указательные жесты во время разговора по телефону, когда адресат их не видит). С другой стороны, в жестах отражается направленность речи на адресата – указательные, изобразительные жесты помогают точнее и доступнее объяснить или рассказать, продемонстрировать партнеру то, что касается содержания речи (или скрыть что-то от него), запретить или разрешить, поощрить что-то делать и т. д.

Распространенность и значимость жестов в речи обусловлена многообразием их самих и их функций. Жесты различаются по назначению, по обращенности на себя/на другого, по составу, по происхождению, с точки зрения времени существования, по значениям и т. д.

Жест (в широком смысле слова) имеет значение, и, что естественно, он может быть многозначным, сложным по значению и ситуативным.

Мимика в общении

Мимика – это значимые движения мышц лица. При этом очень важно, что под мимикой подразумевается комплекс движений, поскольку именно комплекс изменений мышц лица дает возможность точно определить выражаемую эмоцию.

К.Е. Изард называл лицо человека своеобразным центром передачи и приема социальных сигналов. Многие авторы отмечают, что мимическая экспрессия является сложным по своей структуре феноменом, «емким кодом». Мимические знаки выражают, в первую очередь, эмоциональные состояния, однако могут быть рассмотрены и как знаки процессов (например, мыслительных) и как знаки качеств личности (типичная мимика человека). Мимика направлена прежде всего на выражение эмоций, отношения к чему-либо и состояния, поэтому она по своей природе обладает повышенной степенью выразительности. И если жесты мы анализируем как аналог языковых сигналов, сменяющих друг друга и тем самым образующих некий невербальный «текст», то мимика зачастую складывается из микродвижений лицевых мышц, и она всегда представляет собой процесс. При этом оценка этого процесса со стороны воспринимающего идет по двум тесно взаимосвязанным основным критериям: богатая мимика – бедная мимика, выразительная – невыразительная. А в целом мимика и жесты взаимодополняют друг друга.

Согласно исследованиям психологов, различные мимические реакции проявляются прежде всего в направлении движения. Так, «при активности субъекта экспрессивные движения как бы направлены «вовнутрь» (сжатие губ, кулаков, опущение бровей), при реактивности - «вовне» (раскрытие глаз, поднятие бровей); удовольствие проявляется в движении «вверх» (углы рта, уголки глаз, положение плеч в позах, жестах), неудовольствие – вниз; интенсивность проявляется в мышечном тонусе, его степени и распределении в разных мышцах» (А.В. Викулов).

При этом рот является центром восприятия мимики человека, поэтому особая роль в мимике принадлежит улыбке. Улыбка – символ дружелюбия, радости, искренности. В то же время она бывает иронической, натянутой, искусственной, снисходительной, презрительной и т.д., и в этих случаях улыбка вызовет совершенно другой эффект. Ее значение целиком и полностью зависит от этих микродвижений. Ведь улыбка – это не только растянутые губы, но и сокращение мышц вокруг глаз, и, часто, изменение направленности взгляда и положения головы, а также другие мимические движения.

Не менее важным несловесным средством является взгляд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: