Текст задания административной контрольной работы по станковой композиции
для учащихся 4 класса
(I полугодие).
1. Какие законы композиции вы знаете?
2. Как вы понимаете значение понятия «стилизация форм»?
3. Что необходимо учитывать в портретном изображении человека в среде (в пейзаже, в интерьере)?
4. Какие особенности в передаче перспективы характерны для декоративного изображения?
5. Как формируется композиционный замысел работы? Расскажите о значении композиционных эскизов и зарисовок.
6. Назовите средства композиции (средства художественной выразительности).
7. Назовите основные композиционные приёмы.
8. Назовите основные художественные задачи станковой композиции с изображением фигуры человека?
Ответы промежуточной контрольной работы в 4 классе по станковой композиции.
1. Законы композиции:
1) закон единства содержания и формы;
2) закон целостности;
3) закон типизации;
4) закон контрастов;
5) закон подчинённости всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.
|
|
2. Стилизация форм – преобразование, обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приёмов изменения формы, объёма и цветовых отношений. В процессе преобразования возможно свободное обращение не только с размерами элементов, но и с изменением пропорций, если данная деформация оправдана композиционной целью, придаёт выразительность и остроту. Стилизация может идти по пути предельного упрощения формы и доведения её до предметного символа, а может, наоборот, достигаться путем усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основной идее построения композиции.
3. Существует взаимосвязь между портретируемым и фоном, окружающей средой (пейзаж, интерьер) на картине. Характер изображаемого человека наиболее полно раскрывается, благодаря характеру окружающих его элементов, которые дают дополнительную информацию в общем сюжете. Смысловое единство портретируемого и фонового окружения – есть проявление основного композиционного закона – закона целостности.
4. Основной принцип декоративного рисования - достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей. В декоративном произведении не всегда используются закономерности линейной перспективы. Дальние и передние планы не так активно отделены друг от друга, расстояние между ними сокращено, изображение пространства может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над передними, как в древнерусской иконе. Объём показывается условно либо отсутствует и не зависит от того, на каком перспективном плане находится объект. Возможна корректировка плановости через цвет, его оптические свойства (и зависит от замысла автора).
|
|
5. Художественный образ в композиции не возникает мгновенно. Художественные образы формируются постепенно в процессе длительной творческой подготовительной работы. Выполнение композиционных эскизов и зарисовок помогает художнику определить, каким будет формат картины (вытянутым по вертикали, прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.), найти пространственные соотношения лиц первого и следующих планов, определить линию горизонта, наметить общее распределение светотени в картине; выразительное движение, поворот той или иной фигуры изучить особенности пластики отдельных частей фигуры и т.д. Композиционные эскизы и зарисовки являются подготовительным материалом для воплощения творческого замысла в композиционной работе.
6. Выразительность означает силу воздействия, впечатления, высокую содержательность смысла. Средствами композиции (средствами художественной выразительности) являются: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, свет, тон, цвет, декоративность, масштаб, точка зрения – горизонт, статика и динамика, открытость и замкнутость композиции, целостность – всё то, что необходимо для её создания, в том числе её приёмы и правила.
7. Основные композиционные приёмы: ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
8. В станковой композиции с изображением фигуры человека решаются следующие художественные задачи:
- характеристика пластического мотива фигуры, поиск общего силуэта, основных пятен со статическим или динамическим решением;
- создание художественного образа с учётом передачи движения, индивидуальных пропорций, мимики изображаемого;
- взаимоотношение изображаемой фигуры и фона по принципу единства или противопоставления их между собой через общее светотональное и колористическое исполнение композиции;
- достижение остроты, выразительности художественного решения, используя технические приёмы и свойства художественных материалов.