В рамках освоения дисциплины Б1.В.ДВ.13.2 «Корпоративное управление», предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение контрольных работ, участие в дискуссии, деловых играх, ситуациях (мини-кейсах), выполнение практических заданий.
Дисциплина Б1.В.ДВ.13.2 «Корпоративное управление», разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студентов: посещение лекций, семинарских занятий, устный опрос, тестирование, написание эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.
Дисциплина состоит из тем, которые разбиты на отдельные вопросы, представляющие собой логически завершенные блоки и являющиеся комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.
|
|
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.
Для успешной сдачи зачета необходимо ответить правильно не менее чем 60% вопросов.
Для сдачи зачета на:
«удовл» - необходимо ответить правильно на не менее чем 60% вопросов;
«хорошо» - необходимо ответить правильно на не менее чем 75% вопросов;
«отлично» - необходимо ответить правильно на не менее чем 90% вопросов.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Корпоративное управление: сущность, определения, основные участники
1. Сущность и основные экономические причины возникновения корпоративного управления
2. Интересы основных групп участников корпоративных отношений.
3. Механизмы корпоративного управления.
4. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм корпораций
Тема 2. Теоретические основы анализа корпоративного управления
1. Основные постулаты теории управления Йенсена-Мекленга.
2. Теория Модельяни-Миллера: основные принципы, ограничения, выводы.
3. Теория соучастников («стейкхолдеров»).
4. Принципы корпоративного управления.
5. Основные механизмы и границы распространения корпоративного управления.
6. Инвестиционная привлекательность корпорации и ее обеспечение в системе корпоративного управления.
7. Особенности управления в акционерном обществе. Корпоративное законодательство в России.
Тема 3. Модели корпоративного управления
1. Англо-американская модель: ключевые особенности, участники реализации модели, структура владения акциями, рынок корпоративного контроля, уровень оплаты труда, критика.
2. Немецкая модель: двухуровневая структура совета директоров, представительство заинтересованных сторон, универсальные банки, перекрестное владение акциями.
3. Японская модель: система главных банков, сетевая организация внешних взаимодействий, система пожизненного найма персонала.
4. Анализ состояния организации корпоративного управления в российской практике. Особенности российской модели корпоративного управления
Тема 4. Корпоративный контроль: основания, мотивация, формы
1. Пути оптимизации системы корпоративного контроля.
2. Защита прав акционера: преимущества и сложности управления. Управленческий и финансовый контроль.
3. Демократизация корпоративного управления.
4. Механизм формирования корпоративного контроля.
Тема 5. Органы управления корпорацией
1. Структура совета директоров. Международная практика и рекомендации по составу совета директоров. Процедура избрания членов совета директоров.
2. Классификация независимых директоров в России. Основные требования (критерии), которые предъявляются к независимому директору.
3. Срок исполнения полномочий, количественный состав и вознаграждение независимых директоров. Правила для независимого директора.
4. Комитеты совета директоров: зарубежная практика, юридический статус, полномочия, задачи, предназначение, формирование.
Тема 6. Корпоративная культура и конфликты в корпорациях
1. Определение и функции корпоративной культуры. Составные части корпоративной культуры. Типы корпоративных культур.
2. Факторы и элементы корпоративной культуры. Принципы корпоративной культуры для заинтересованных лиц.
|
|
3. Организационная культура: уровни, модели (Модель Харрисона, модель Константина).
4. Формирование и специфика корпоративной культуры российскими компаниями. Деловая репутация.
5. Корпоративные конфликты: акционер (участник) против акционерного общества (ООО). Гринмейл.
6. Пакеты акций. Борьба за контроль над обществом. Конфликты между менеджерами и собственниками (акционерами).
7. Особенности корпоративных конфликтов в обществах с 2-3 акционерами (участниками).
Тема 7. Слияния и поглощения: средства корпоративной защиты, оценка эффективности
1. Сущность, типы, мотивы и факторы, определяющие решения о слиянии (поглощении).
2. Мировой опыт слияний (поглощений) и его использование в российской экономике.
3. Анализ состояния и организации сделок слияний (поглощений) в российской экономике.
4. Особенности планирования и выработки стратегии слияния (поглощений).
5. Государственное регулирование сделок по слияниям (поглощениям) в России.
6. Методы защиты от враждебных поглощений.
7. Принципы слияния, выбор и проектирование рациональной модели корпоративной структуры
8. Формы реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование компании.
9. Преимущества и недостатки слияний и поглощений как стратегии развития компании. Основные методы сбора и анализа информации для оценки эффективности слияний и поглощений.
Тема 8. Рейтинги корпоративного управления
1. Актуальность рейтингов корпоративного управления.
2. Определение рейтинга корпоративного управления Преимущества для компании.
3. Методики оценки уровня корпоративного управления: CORE-рейтинг, РИД – Эксперт РА, Стандард энд Пурз, Брансвик Вабург ЮБС, Прайм-Тасс.
4. Сравнительный анализ методик основных рейтингов корпоративного управления.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1. Веснин В. Р. Корпоративное управление [Текст]: учеб. для вузов: Рек. УМО / В. Р. Веснин, В. В. Кафидов. - М.: Инфра-М, 2016. - 272 с.
|
|
2. Горфинкель В. Я. Коммуникации и корпоративное управление [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ Горфинкель В.Я., Торопцов В.С., Швандар В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 128 c. http://www.iprbookshop.ru/52617
6.2. Дополнительная литература.
1. Бочарова И. Ю. Корпоративное управление [Текст]: учеб. для вузов: Рек. УМО / И. Ю. Бочарова. - М.: Инфра-М, 2013. - 368 с. - (Высш. обр.: Бакалавриат).Бочарова И. Ю. Корпоративное управление [Текст]: учеб. для вузов: Рек. УМО / И. Ю. Бочарова. - М.: Инфра-М, 2013. - 368 с. - (Высш. обр.: Бакалавриат).
2. Ермакова Ж. А. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ермакова Ж.А., Корабейников И.Н., Прытков Р.М.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 256 c. http://www.iprbookshop.ru/54121
3. Корпоративное управление [Текст]: учеб. пособие: Допущено УМО / под ред. В. Г. Антонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум: Инфра-М, 2010. - 288 с. - (Высш. обр.).
4. Тепман Л. Н. Корпоративное управление [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Тепман Л.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 243 c. http://www.iprbookshop.ru/16416
5. Корпоративные финансы [Текст]: учеб. для бак. и магистр.: Рек. УМО / под ред. М. В. Романовского, А. И. Вострокнутовой. - СПб.: Питер, 2013. - 592 с. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: в конце гл