Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. В рамках освоения дисциплины Б1.В.ДВ.13.2 «Корпоративное управление», предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций

В рамках освоения дисциплины Б1.В.ДВ.13.2 «Корпоративное управление», предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение контрольных работ, участие в дискуссии, деловых играх, ситуациях (мини-кейсах), выполнение практических заданий.

Дисциплина Б1.В.ДВ.13.2 «Корпоративное управление», разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студентов: посещение лекций, семинарских занятий, устный опрос, тестирование, написание эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.

Дисциплина состоит из тем, которые разбиты на отдельные вопросы, представляющие собой логически завершенные блоки и являющиеся комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.

Для успешной сдачи зачета необходимо ответить правильно не менее чем 60% вопросов.

Для сдачи зачета на:

«удовл» - необходимо ответить правильно на не менее чем 60% вопросов;

«хорошо» - необходимо ответить правильно на не менее чем 75% вопросов;

«отлично» - необходимо ответить правильно на не менее чем 90% вопросов.

Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

 

Тема 1. Корпоративное управление: сущность, определения, основные участники

1. Сущность и основные экономические причины возникновения корпоративного управления

2. Интересы основных групп участников корпоративных отношений.

3. Механизмы корпоративного управления.

4. Сравнительная характеристика организационно-правовых форм корпораций

 

Тема 2. Теоретические основы анализа корпоративного управления

1. Основные постулаты теории управления Йенсена-Мекленга.

2. Теория Модельяни-Миллера: основные принципы, ограничения, выводы.

3. Теория соучастников («стейкхолдеров»).

4. Принципы корпоративного управления.

5. Основные механизмы и границы распространения корпоративного управления.

6. Инвестиционная привлекательность корпорации и ее обеспечение в системе корпоративного управления.

7. Особенности управления в акционерном обществе. Корпоративное законодательство в России.

 

Тема 3. Модели корпоративного управления

1. Англо-американская модель: ключевые особенности, участники реализации модели, структура владения акциями, рынок корпоративного контроля, уровень оплаты труда, критика.

2. Немецкая модель: двухуровневая структура совета директоров, представительство заинтересованных сторон, универсальные банки, перекрестное владение акциями.

3. Японская модель: система главных банков, сетевая организация внешних взаимодействий, система пожизненного найма персонала.

4. Анализ состояния организации корпоративного управления в российской практике. Особенности российской модели корпоративного управления

 

 

Тема 4. Корпоративный контроль: основания, мотивация, формы

1. Пути оптимизации системы корпоративного контроля.

2. Защита прав акционера: преимущества и сложности управления. Управленческий и финансовый контроль.

3. Демократизация корпоративного управления.

4. Механизм формирования корпоративного контроля.

 

Тема 5. Органы управления корпорацией

1. Структура совета директоров. Международная практика и рекомендации по составу совета директоров. Процедура избрания членов совета директоров.

2. Классификация независимых директоров в России. Основные требования (критерии), которые предъявляются к независимому директору.

3. Срок исполнения полномочий, количественный состав и вознаграждение независимых директоров. Правила для независимого директора.

4. Комитеты совета директоров: зарубежная практика, юридический статус, полномочия, задачи, предназначение, формирование.

 

Тема 6. Корпоративная культура и конфликты в корпорациях

1. Определение и функции корпоративной культуры. Составные части корпоративной культуры. Типы корпоративных культур.

2. Факторы и элементы корпоративной культуры. Принципы корпоративной культуры для заинтересованных лиц.

3. Организационная культура: уровни, модели (Модель Харрисона, модель Константина).

4. Формирование и специфика корпоративной культуры российскими компаниями. Деловая репутация.

5. Корпоративные конфликты: акционер (участник) против акционерного общества (ООО). Гринмейл.

6. Пакеты акций. Борьба за контроль над обществом. Конфликты между менеджерами и собственниками (акционерами).

7. Особенности корпоративных конфликтов в обществах с 2-3 акционерами (участниками).

Тема 7. Слияния и поглощения: средства корпоративной защиты, оценка эффективности

1. Сущность, типы, мотивы и факторы, определяющие решения о слиянии (поглощении).

2. Мировой опыт слияний (поглощений) и его использование в российской экономике.

3. Анализ состояния и организации сделок слияний (поглощений) в российской экономике.

4. Особенности планирования и выработки стратегии слияния (поглощений).

5. Государственное регулирование сделок по слияниям (поглощениям) в России.

6. Методы защиты от враждебных поглощений.

7. Принципы слияния, выбор и проектирование рациональной модели корпоративной структуры

8. Формы реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование компании.

9. Преимущества и недостатки слияний и поглощений как стратегии развития компании. Основные методы сбора и анализа информации для оценки эффективности слияний и поглощений.

Тема 8. Рейтинги корпоративного управления

1. Актуальность рейтингов корпоративного управления.

2. Определение рейтинга корпоративного управления Преимущества для компании.

3. Методики оценки уровня корпоративного управления: CORE-рейтинг, РИД – Эксперт РА, Стандард энд Пурз, Брансвик Вабург ЮБС, Прайм-Тасс.

4. Сравнительный анализ методик основных рейтингов корпоративного управления.

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

6.1. Основная литература.

1. Веснин В. Р. Корпоративное управление [Текст]: учеб. для вузов: Рек. УМО / В. Р. Веснин, В. В. Кафидов. - М.: Инфра-М, 2016. - 272 с.

2. Горфинкель В. Я. Коммуникации и корпоративное управление [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ Горфинкель В.Я., Торопцов В.С., Швандар В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 128 c. http://www.iprbookshop.ru/52617

 

 

6.2. Дополнительная литература.

1. Бочарова И. Ю. Корпоративное управление [Текст]: учеб. для вузов: Рек. УМО / И. Ю. Бочарова. - М.: Инфра-М, 2013. - 368 с. - (Высш. обр.: Бакалавриат).Бочарова И. Ю. Корпоративное управление [Текст]: учеб. для вузов: Рек. УМО / И. Ю. Бочарова. - М.: Инфра-М, 2013. - 368 с. - (Высш. обр.: Бакалавриат).

2. Ермакова Ж. А. Корпоративная социальная ответственность [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ермакова Ж.А., Корабейников И.Н., Прытков Р.М.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 256 c. http://www.iprbookshop.ru/54121

3. Корпоративное управление [Текст]: учеб. пособие: Допущено УМО / под ред. В. Г. Антонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум: Инфра-М, 2010. - 288 с. - (Высш. обр.).

4. Тепман Л. Н. Корпоративное управление [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Тепман Л.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 243 c. http://www.iprbookshop.ru/16416

5. Корпоративные финансы [Текст]: учеб. для бак. и магистр.: Рек. УМО / под ред. М. В. Романовского, А. И. Вострокнутовой. - СПб.: Питер, 2013. - 592 с. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: в конце гл

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: