Часть 3. Абсолютная Идея

Введение

Представьте себе побережье Антарктиды. Льды, сугробы, океан, стада айсбергов, по небу плывут белые облака, сбрасывающие на поверхность мириады пушистых снежинок. Прибой бьет по отвесным стенам ледников, волны разбиваются на мельчайшие капельки, каждая из которых какое-то время живет своей собственной, личной жизнью, чтобы затем снова слиться со своей стихией, уйти туда, откуда она возникла. Обломки прибрежного льда самой причудливой формы то уносятся в неизвестность, то возвращаются. Сползающие языки ледников покрывают поверхность морщинами, которые заглаживаются тысячелетиями вьюг и снегопадов.

Это разнообразие форм единого – воды – напоминает жизнь Духа, который есть, в частности, Природа.

Мыслеформа – диалектическая форма понятия

Итак, понятие, бывшее в сфере рассудка неодушевленным кирпичиком знания, предстает теперь перед нами в ином свете. Оно не только ярлык предмета, как это было в представлении, и не только элемент суждения, как это было в рассудке. Понятие есть единство противоположностей: некоторого конкретного, нередко единичного, содержания, и некоторой всеобщности, понятия вообще, понятия понятия, развитой Беспредельности. Беспредельность, как она выявляется в ходе логического саморазвития, есть система взаимообусловленных категорий, перемежающихся формами Абсолютного, и понятие содержит в себе все богатство этого развития. Рассмотренная ранее форма «Нечто есть Другое» – лишь один из множества моментов самодвижения понятия.

Пример с зерном сейчас выглядит иначе. Понятие «зерно», заряженное своей логической ДНК, не остается в покое, а, будучи единством своих различенных моментов, самоотрицается, разлагается на самостоятельные элементы, выявляет свою сущность, превращаясь в понятия «росток», «колос» и т.д. Понятие перестает быть пассивным элементом познания. Оно превращается в активную, самоорганизующуюся мыслеформу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: