Время работы
Рис. 3.5 Схема, показывающая различие в признаках работоспособности функциональной системы при ее оптимальном и неоптимальном рабочем состоянии.
AFOO — колебания максимума функции при оптимальном
состоянии, AFH — то же при неоптимальном состоянии, V — время
врабатывания, t2— время устойчивой работоспособности, Р— время
восстановления
В 50-х гг. XX в. Д. Хебб (Hebb, 1959) сформулировал понятие оптимального уровня активации (arousal), при котором достигается максимальный эффект обучения и исполнения. Создание оптимальных условий для деятельности человека или какой-либо функциональной системы, обеспечивающей выполнение стоящего перед человеком задания, приводит эту функциональную систему в оптимальное (наилучшее) рабочее состояние.
Поэтому среди проблем психологии и физиологии труда особое место занимает вопрос об оптимизации деятельности человека с целью повышения производительности труда. Однако до сих пор не вставал вопрос, — какими признаками характеризуется оптимальное рабочее состояние, создаваемое оптимальными величинами раздражителей (условиями труда). Оптимальное функциональное состояние может быть как на мезоуровне (состояние отдельной системы человека), так и на макроуровне (т.е. состояние человека в целом). Последнее выражается в тренированности и «спортивной форме».
|
|
3.9. Вопросы для повторения и закрепления:
1. Дать определение понятия «состояние». Что входит структуру состояний?
2. Что относится к функциям состояний?
3. Перечислите фазы развития состояний.
4. Дать классификацию состояний. Что понимается под «функциональным состоянием?»
5. Эмоции, их сущность и значение для организма. Эмоций, их взаимосвязь с мотивациями.
6. Функции эмоций и их физиологический субстрат. Внешнее выражение эмоций.
7. Оценка эмоций, половые и возрастные особенности.
8. Адаптивное значение эмоций. Роль эмоций в организации целенаправленной деятельности человека (по П.В.Симонову).
3.10. Темы рефератов и практических работ для самостоятельной и индивидуальной работы:
1. Состояния, как системные реакцию Структура и классификация состояний.
2. Понятие о «функциональном состоянии».
3. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.
4. Основные теории эмоций (Ч.Дарвин, Джеймс-Ланге, И. Изард, П.К.Анохин, П.В.Симонов).
5. Положительные эмоции и эмоциональный стресс.