Регуляция психических состояний

Поскольку состояния человека оказывают существенное влияние на эффективность его деятельности, общения, физическое и психическое здоровье, встает вопрос об их регуляции. При этом регуляция подра­зумевает не только устранение отрицательных, но и вызов положи­тельных состояний. Ведь многие виды человеческой деятельности, особенно творческого характера (деятельность артистов, композито­ров, поэтов), требуют вдохновения, душевного подъема. Один извест­ный в нашей стране композитор говорил, что сочинение музыки — это работа, которая требует определенного душевного настроя, эмоцио­нального состояния. И это состояние он вызывал у себя сам.

Спортивная деятельность дает много примеров, когда эмоции надо не подавлять, а, наоборот, вызывать у себя. О.А.Сиротин (1972), на­пример, полагает, что способность спортсмена повышать свое эмоци­ональное возбуждение перед ответственными трудными соревновани­ями является существенным фактором достижения высокой мобили­зационной готовности. Также известны многочисленные случаи, когда спортсмены «заводят» себя перед стартом или во время сорев­нований, произвольно вызывая у себя злость, способствующую мобилизации возможностей. В связи с этим используется такое поня­тие, как «спортивная злость». В.М. Игуменов (1971) показал, что ус­пешно выступавшие на чемпионатах Европы и мира борцы имели пе­ред соревнованиями уровень эмоционального возбуждения (о кото­ром автор судил по тремору) в два раза выше, чем у менее успешных. А.И. Горбачев (1975) на спортивных судьях по волейболу продемон­стрировал, что чем сложнее предстоящая для судейства игра, тем боль­ше эмоциональное волнение и тем короче время простой и сложной зрительно-моторной реакции.

По данным Е.П. Ильина с соавторами (1979), лучшая интеллек­туальная мобилизованность (о чем судили по быстроте и точности работы с корректурным тестом) была у студентов, волновавшихся перед экзаменом, по сравнению с теми, кто был спокоен.

Регуляции психических состояний посвящено большое число ис­следований, что обусловлено разнообразием как возникающих у че­ловека состояний, так и видов активности, которым эти состояния сопутствуют.

Общие принципы регуляции состояний

В связи с тем, что ряд состояний приводит к дезорганизации поведе­ния и деятельности, необходимо эти состояния регулировать. В самом широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже воз­никших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействия на психику человека извне (например, воздей­ствие психолога на пациента путем использования психорегулирующей тренировки, использование цвета, музыки, природного ландшаф­та), либо через самовоздействие (самовнушение, самоубеждение, са­моприказы). Во втором случае речь идет о саморегуляции.

В ходе регуляции состояний может решаться одна из трех задач:

1. сохранение имеющегося состояния;

2. перевод в новое, требуемое усло­виями состояние;

Возвращение в прежнее состояние.

Последние две задачи реализуются, с одной стороны, через дополнительное генери­рование нервной энергии и повышение уровня активации, с другой — через срочный и эффективный разряд чрезмерно большой нервной энергии по эффекторным каналам, т. е. через речевые, идеомоторные, двигательные и висцеральные реакции (Friemen, 1948; Крауклис, 1964).

Эффективность многих приемов регуляции состояний зависит от ряда факторов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: