Художественные особенности лирики для детей. Классическая русская поэзия детям. Русская поэзия для детей в ХХ веке

Детская поэзия ХІХ века

Поэзия А.С.Пушкина в нравственном и эстетическом воспита­нии. Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным политическим вопро­сам. Стихотворения Пушкина, вошедшие в чтение школьников, воспитывают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.

Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной ли­рики. Стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные вет­ры...», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин», дос­тупные восприятию детей развивают нравственную и эстетиче­скую восприимчивость маленьких читателей.

Даются яркие, лаконичные бытовые зарисовки. Описание природы тесно связано с крестьянским бытом, оживлено поступ­ками и действиями людей. Поэт изображает природу жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойст­вах, явлениях.

Сказки. Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысше­го расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.

Н.А. Некрасов

Главная мысль, пронизывающая все стихотворения Некрасова о детях и детстве, — это мысль о будущем России. Какими вырастут дети, такое будущее и ждет любимую родину. Все личностные качества: и хорошие, и дурные — закладываются в первые годы жизни.

Болью и тоской пронизаны строчки стихов, посвященных де­тям «города рокового» — Петербурга, жителям петербургских ок­раин. Среди какофонии звуков городской жизни, будто предвестник будущих катаклизмов и катастроф, звучит «раздирающий плач» маленьких детей, которым, по словам Некрасова, «красного детст­ва не знать». Эта мысль еще более экспрессивно утверждается в стихотворении о жизни маленьких фабричных рабочих «Плач де­тей» (1860).

Колесо фабричной машины становится символом беспощад­ного мира, в котором дети лишены счастливого «ликующего детст­ва», кажется, забыты даже Богом («бесполезно...молиться»), В родном доме ждет только «забота и нужда», слезы «бледной» матери и единственное желание: «спать». В данных стихах Некра­сов выступает не только как гуманист, но и как предшественник эсхатологических мотивов урбанистической лирики поэтов рубе­жа XIX—XX вв.

В 1861 г. выходит в свет замечательное стихотворение — «Кре­стьянские дети». Все оно проникнуто «обаянием поэзии детства». К.И. Чуковский в своей монографии «Мастерство Некрасова» подчеркивает главное чувство автора, которым проникнуто все стихотворение, — это умиление, особенная нежность, которая со­гревает, передается читателю. Благодаря такому заинтересованно­му любованию каждый образ маленькой поэмки получился жи­вым, полнокровным, радующим, вызывающим невольную улыб­ку. В «Крестьянских детях» проявился не только талант Некрасо­ва — художника слова, но и его незаурядные драматургические способности. Воспоминания о собственном деревенском детстве и сценка, давно уже во всех хрестоматиях называемая «Мужичок с ноготок», обрамляются «театральным действом», в первой части которого главные действующие лица — крестьянские ребятишки, а во второй в «актеры» попадает охотничий пес автора — Фингал. Театр — обыкновенный сарай, декорациями служит живая приро­да, а в последнем «акте» разражается настоящая гроза.

В центральной части стихотворения зарисовки жизни деревен­ской детворы так живы, так согреты любовным чувством поэта, что, кажется, они зримо проходят перед глазами. Все они полны движения, звуков, запахов

Нельзя сказать, что Некрасов идеализирует жизнь крестьян­ских детей, он показывает и другую сторону этой воли — негра­мотность, незащищенность от болезней, раннюю привычку к тру­ду. И все-таки размышления о будущем крестьянских детей нельзя назвать печальными, полными мрачных предположений (как это было в цикле «О погоде»). Основа деревенской жизни — земле­дельческий труд. Растить хлеб — занятие трудное, но благородное дающее осознание собственной значимости и подкрепленное де­лами многих предыдущих поколений. Коллективный труд не толь­ко тяжесть, но и радость. Родная земля, русская природа, то, что «русской душе так мучительно мило».

Нет никаких эмоционально-оценочных эпитетов, но за скупы­ми словами истинная поэзия крестьянского труда. «Вековое на­следство» — жить трудом, радоваться и печалиться, любить свою землю, свою Родину. Жизнеутверждающий пафос любви ко всему земному, родному звучит во многих стихотворениях Некрасова. «Я милую землю, я солнце люблю!» — восклицает он в одном из сти­хотворений. Отсюда такое мастерство пейзажа, точность деталей. Родная природа дает заряд энергии, здоровья, радости, счастья, добра. «Воздух усталые силы бодрит» («Железная дорога»). Красо­та окружающего мира избавляет от «дум лютых», дает силы для любви и всепрощения. Пример подобного обновления души чело­века, происходящего под воздействием обновления природы вес­ной, мы видим в чудесной балладе «Зеленый шум» (1862)

Упоение красотой мира, радость жить на свете поэт воплощает и в стихотворениях, написанных специально для детей. Им созда­но два цикла «Стихотворений, посвященных русским детям»: в 1868 г. были опубликованы — «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Гене­рал Топтыгин», в 1870 — «Дедушка Мазай и зайцы» и «Соловьи», в 1873 — «Накануне Светлого праздника». Все эти стихотворения вошли в книгу «Русским детям», вышедшую в 1881 г., уже после смерти поэта.

С большим вниманием относится Некрасов к форме стихотво­рений для детей. Его требование к себе: «Чтоб словам было тесно, мыслям просторно» — осуществляется в каждой миниатюре. Ин­тересно, что в этих стихах поэт использует самые разные жанры, встречающиеся в устном творчестве народа и очень любимые деть­ми. Здесь мы встретим прибаутки, анекдоты, притчи, «случаи», ле­генды, сказки. Все, конечно, переосмыслено, пропущено «сквозь душу» автора, мастерски отшлифовано.

«Дядюшка Яков» — поэтичный рассказ о сельском офене, приносящем радость в каждую деревню, доставляющем удоволь­ствие своими товарами и детям, и взрослым. Зазывные крики тор­говца, оживленные диалоги торга-мены написаны в форме народ­ного театра-райка. Некрасов — мастер диалога, точной характери­стики-портрета, и речевой характеристики тоже. У дядюшки Яко­ва он дважды подчеркивает главное — «добрую душу», а еще важно, что этот добрый и веселый человек несет деревенским жи­телям просвещение, в его тележке — новый товар — книжки с картинками, буквари, благодаря им — «умен будешь», чтение — «слаще ореха», пряника. В этом главная мысль и назидательный смысл стихотворения. Стихотворение настолько ритмично, кра­сочно, что строчки его запоминаются и звучат будто сами собой

«У дядюшки Якова... лошадка каракова», «У дядюшки Якова сбоина макова», «У дядюшки у Якова хватит про всякого». Обра­щение к Якову деревенских жителей ласковое, уважительное «дя­дюшка», что подчеркивает основной смысл стихотворения: глав­ное в человеке — добрая душа, умение и желание делать добро людям, бескорыстие. Таковы «уроки» этого произведения.

Вторая миниатюра цикла — «Пчелы» — самим автором назы­вается притчей. Написана она в форме разговора отца с сыном, где старший доверительно знакомит младшего с важными нравствен­ными нормами. Интересна и поучительна история спасения пчел-работниц, попавших в беду во время весеннего паводка. С любовью и лаской рассказывает о них отец, называя маленьких тружениц «милые», «сердечные». Но главная мысль притчи — благодарность прохожему, «христову человеку» за добрый совет, как помочь пчелам. Отец учит сына не только заботиться о своем хозяйстве, радоваться его процветанию («будем с медком»), а пом­нить добро, знать цену «слову хорошему» и хорошему человеку

Самым, пожалуй, известным и любимым из всех детских сти­хотворений Некрасова можно назвать «Дедушка Мазай и зайцы» (1870). Привлекает обаятельный характер главного героя, живого, неравнодушного человека. История спасения зайцев тому пример. С каким юмором, нестариковским задором описывает Мазай свое весеннее приключение.

Дедушка не только спас, но и выпустил, подлечив и накормив самых слабых. К своей «команде косой» герой испытывает почти родственные чувства, напутствуя их словами: «Не попадайтесь зи­мой!»

Мазай возмущается бездумным, варварским отношением к зверью. «Жалко до слез» ему бедных зайцев, уничтожаемых и ве­сенним половодьем, и мужиками, которые беспощадно и бес­смысленно «ловят, и топят, и бьют их баграми». Доброта Мазая истинная. У человека, считает он, должна быть совесть. Именно по совести, то есть, с жалостью, состраданием относится он ко все­му живому.

В основу стихотворения «Соловьи» (1870) положена опять-та­ки легендарная история, рассказываемая матерью своим детям. Снова поэт использует прием разговора старшего с младшими. Сыновья крестьянки еще малы, но она заботится о том, чтобы они учились наслаждаться красотой («Пойдем соловушек послу­шать»), Некрасов всегда утверждал, что у крестьян сильно развито чувство прекрасного, пусть даже они не умеют рассказать о своих переживаниях. Повествование матери о соловьиной роще скупо, но полно любви к родным местам, теплого чувства.

Последнее стихотворение из посвященных русским детям на­зывается «Накануне светлого праздника» (1873). Повествование ведется от лица автора. Жанр можно определить как дорожное впечатление. Некрасов сразу указывает на место события: «Я ехал к Ростову». Состоит стихотворение из трех частей: первая — опи­сание долины с озером и церковью на его берегу, вторая — встреча с рабочим людом, возвращающимся домой в родные деревни на Пасху, последняя — «чудо-картина» — вид нарядной народной толпы, стекающейся из окрестных деревень к церкви на праздник. Что же «чудесного» в этих картинах? Все стихотворение проникну­то горячей любовью к людям труда, которые умеют хорошо пора­ботать, а потом вместе пойти праздновать Христово Воскресенье. Отрадно для поэта единение людей, стремление быть вместе в день большого праздника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: