Жизненный цикл проекта

Жизненный цикл проекта – полный набор (чаще всего последовательных) фаз проекта от его начала до момента завершения, название и число которых определяется исходя из технологии производства работ и потребностей контроля со стороны организации или организаций, вовлеченных в проект.

Проект следует разделять на фазы и для каждой фазы должны быть определены критерии перехода к следующей фазе проекта.

Фаза проекта – набор логических взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения, которых достигается один из значимых промежуточных или окончательных результатов проекта.

Веха проекта – значительное событие в проекте, часто обозначающее достижение значимого промежуточного результата и\или смену фазы проекта.

Веха выступает логичной и удобной точкой для контроля хода проекта, в которой происходит сверка плановых показателей с фактически достигнутыми.

Жизненный цикл проекта является важнейшим элементом системы управления проектом, поскольку позволяет:

· Более четко структурировать процессы подготовки и принятия управленческих решений;

· Установить ответственность за промежуточные и конечные результаты;

· Определить процедуры своевременного внесения изменений в проект в зависимости от достигнутых результатов.

ЖЦ проекта может включать следующие фазы:

Рис. Типовой жизненный цикл проекта

· Концепция (определение проекта, выбор варианта реализации, разработка стратегии проекта, укрупненное планирование);

· Разработка (планирование, проектирование, детальный анализ технических решений);

· Реализация (выполнение основного объема работ по проекту: строительство, программирование, внедрение, научная работа);

· Завершение (сдача-приемка итоговых результатов, подведение итогов, извлечение уроков на будущее, формальное закрытие проекта).

В ходе фазы концепции исследуются предпосылки реализации идеи проекта, оцениваются условия и окружение проекта, готовятся прогнозы, оцениваются цели и варианты, делается первоначальная оценка технической реализации, оцениваются временные и стоимостные аспекты реализации идеи.

Фаза концепции предполагает следующие основные управленческие задачи и решения:

· Уточнение целей и результатов проекта;

· Предварительная оценка операционной и стратегической ценности проекта для достижения существующих целей организации;

· Первоначальная оценка осуществимости проекта (в отношении техники, экономики, окружения), полезности ожидаемых результатов проекта;

· Первоначальная оценка требуемых ресурсов;

· Организация команды для управления проектом;

· Решение о переходе к следующей фазе проекта – разработке.

По итогам разработки данной фазы, существует вероятность закрытия или реконструкции заказчиком проекта. Фаза концепции предполагает определенные затраты на реализацию проекта, но они значительно меньше стоимости последующих фаз проекта.

На фазе разработки ведут детальную проработку всех технических аспектов реализации проекта, разработку проектной документации, детальных планов и бюджета реализации проекта.

Основные управленческие задачи и решения, принимаемые в ходе фазы разработки:

· Полная оценка результатов проекта перед тем, как на реализацию проекта будут направлены основные ресурсы;

· Разработка и утверждение детальных планов проекта, утверждение процессов управления реализация проекта;

· Окончательное определение потребностей проекта в ресурсах;

· Определение областей проекта, где высокий уровень рисков и неопределенности диктует необходимость дальнейшей оценки и переработки проекта;

· Определение потребности в дальнейшем изучении и разработке проекта;

· Утверждение технической документации и планов реализации проекта.

По результатам выполнения рассмотренной фазы может быть принято решение о внесении изменений в проект и стратегию его реализации.

Фаза реализации – основная фаза проекта, в ходе которой создается конечный продукт проекта.

Основные управленческие задачи и решения, принимаемые в ходе фазы реализации:

· Привлечение и интеграция исполнителей и ресурсов, необходимых для реализации проекта;

· Анализ и утверждение промежуточных результатов проекта;

· Принятия решений о переходе к следующим фазам реализации или к фазе завершения проекта;

· Принятие решений о внесении изменений в проект и планы реализации.

Основными задачами фазы завершения проекта являются выполнение финального тестирования для определения соответствия результатов проекта запланированным, разработка технических руководств и эксплуатационной документации, формальная передача окончательных результатов проекта в эксплуатацию, подведение итогов проекта.

Основные управленческие задачи и решения, принимаемые в ходе фазы завершения, связаны с формальным закрытием проекта в организации:

· Анализ результатов проекта;

· Подготовка и утверждение финальной отчетности проекта;

· Расформирование команды проекта и передачу ответственности за результаты эксплуатации продукта на последующих фазах.

Во многих отраслях и организациях разработаны различные типовые модели ЖЦ.

Ограничения проекта

Проекты всегда реализуются в условиях различных ограничений. Реализуемость проекта должна быть проанализирована с учетом тройственного ограничения: сроки; затраты; требования к качеству. Должны быть определены приоритеты по важности ограничений.

Оптимальный баланс тройственного ограничения проекта можно определить путем переговоров с заказчиком и ключевыми участниками проекта. Это является фундаментом для планирования и управления проектом, возможная схема которого следующая. 1. Определите абсолютные границы для времени, стоимости или качества. · Существует ли стоимость, при которой реализация проекта теряет смысл, или максимальный объем доступных средств? · Существует ли какая-то дата реализации проекта, превышение которой делает проект бессмысленным? · Каковы минимальные требования к содержанию и качеству результатов, допускаемые заказчиком? 2. Определите основные предпочтения относительно гибкости. · Если бы у вас не было другого выбора, вы бы предпочли изменить стоимость, время или качество проекта? · Попробуйте определить предпочтительный выбор, например, вы лучше увеличили бы стоимость на 5% или время на 10%? 3. Определите правила принятия решений по изменениям трех областей. · Насколько может измениться время, стоимость и качество по воле руководителя проекта? · Каковы границы изменений, для прохождения которых важно получить одобрение заказчика?

Важно выявить и другие ограничения, которые могут повлиять на реализацию проекта:

· Организационные;

· Технические;

· Юридические;

· Ограничения на выбор подрядчиков;

· Ограничения на последовательность выполнения этапов и работ проекта и др.

Ограничения должны быть зафиксированы и учтены при разработке системы управления и планов проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: