Направленность личности: психологический анализ

В отечественной психологии, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ведущего компонента структуры личности выделяют направленность.

 

Существуют разные определения этого понятия, например:

«динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн),

«смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев),

«доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев),

«основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев) и т.д.

 

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение идеятельность личности:

доминирующие потребности, установки,

влечения, желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения.

 

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.


Потребности человека

Важнейшей движущей силой действенных отношений человека к внешнему миру и к другим людям являются потребности. Потребность – это внутреннее состояние нужды.

Виды потребностей

По своему происхождению потребности делятся на:

1. первичные (природные, естественные); самые первичные потребности человека обусловливаются строением его тела;

2. вторичные (культурные, общественные по своему происхождению). Такими являются потребность в труде, в духовном общении с другими людьми, познавательные, эстетические, духовные и другие потребности людей.

Вторичные потребности бывают:

· материальные;

· духовные

 

Диана Борисовна Богоявленская подчеркивает, что «каждую жизненную ситуацию … человек рассматривает прежде всего с позиции ведущей своей потребности и находит в данной ситуации то, что может удовлетворить эту потребность».

 

Своеобразную трактовку потребностей выдвинул А. Маслоу. А. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление семь классов потребностей:

1. физиологические (органические) потребности: голод, жажда, половое влечение);

2. потребность в безопасности: потребность чувствовать себя защищенным;

3. потребности в принадлежности и любви (потребность в привязанности): потребность быть признанным и принятым людьми;

4. потребности в уважении (почитании): потребность в одобрении, признании;

5. познавательные потребности: потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6. эстетические потребности: потребность в гармонии, красоте;

7. потребность в самоактуализации: потребность реализовать свои цели, способности, развивать собственную личность.


 

Мотивы личности

Потребности выражаются в мотивах, т.е. непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы.

Мотив – осознанная потребность – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.


Алексей Николаевич Леонтьев рассматривал мотив как объект,отвечающий той или иной потребности (объективированная потребность).

 

Учёный считал, что мотивы выполняют двоякую функцию:

1. побуждают и направляют деятельность (это мотивы-стимулы);

2. придают деятельности субъективный характер «личностный смысл» (это смыслообразующие мотивы).

Личностный смысл – субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Направленность личности ученый понимал как «смыслообразующий мотив».

 

А.Н.Леонтьев описал один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т.е. мотивом.

 

Примеры:

 

1) Ученик готовится к экзамену. Изначально он читает книгу, потому что перед ним есть четкая цель (или даже необходимость): сдать экзамен. Предмет может и не нравиться ученику, но он внимательно читает данную книгу. Данное действие не имеет внутренней мотивации, оно направлено на нечто другое. Если этому ученику сказать, что экзамен отменяется, он сразу же перестанет читать неинтересный предмет. Но если по ходу чтения и подготовки ответов у ученика возник интерес к данному предмету, новость об отмене экзамена не остановит его. В этом случае как раз и произойдет сдвиг мотива на цель: то, что изначально не являлось привлекательным и было необходимо лишь в силу других обстоятельств, теперь приобретает собственную значимость, то есть становится самоценным для человека. Изначальный мотив сдачи экзамена сдвигается во втором случае на сам процесс чтения.

 

2) Часто родители, для того чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей.

 

Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к активной деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: