double arrow

Материальная и духовная культура общества и их структура


Философское понятие культуры

План

1. Понятие культуры
2. Материальная и духовная культура общества, и их структура
3. Культура и цивилизация
4. Внутренняя и внешняя детерминация культуры
5. Социальные функции культуры
6. Проблема массовой и элитарной культуры
7. Молодежная культур
8. Этика как практическая философия

Понятие культуры

Слово «культура» производное от латинского «cultura» (возделывание, уход, развитие) и сначала означало в возделывание земли, работу земледельца. Но в дальнейшем это слово начало употребляться в другом, переносном смысле - «образованность», «воспитанность».

Римский мыслитель Цицерон уже употреблял понятие «культура души», он считал, что философия является «культурой ума». По Цицероном, философия является культурой потому, что как и в случае с земледелием, обрабатывает ум для его усовершенствования.

Понятие культуры:

- указывало на умение и мастерство, которые обнаруживает человек в своей деятельности,
- процесс воспитания «культуры души».

Широко употребляемым понятие культуры становится в эпоху Просвещения, когда культура толкуется как:

-искусственное, рожденное человеческой деятельностью преобразованияе природы,
- высшее проявление человеческого бытия, связанное, прежде всего с человеческим духом.

Именно от просветителей XVIII ст. идет противопоставление « культура-натура», т.е. « культура-природа».

Понятием культуры обозначались в то время все – достижение духовной культуры людей, прежде всего научные знания, искусство, моральное совершенство и все то, что называли тогда образованностью.




В конце XIX – в XX ст. большинство выдающихся мыслителей делают ударение на – человек-творческом характере культуры.

В общем виде культура - это совокупный результат продуктивной деятельности людей. В узком понимании культура - это определенные ценности и нормы поведения человека в социальном и природном окружении.

Понятие «культура» употребляется для:
а) характеристики исторических эпох ( античная, средневековая);
б) обозначение конкретных обществ, народностей и наций ( культура майя);
в) определение специфических сфер деятельности или жизнь ( культура труда, политическая культура, художественная культура).

Культура рассматривается как:
а) проявление личностной самореализации человека, выражение ее общественной ценности и творчества,
б) человеческий способ освоения мира и жизнь в нем,
в) человеческая деятельность и ее результаты,
в) саморазвитие человека через деятельности



Культура в человеческой деятельности есть то, что отличает сознательную, целесообразную деятельность человека от инстинктивной деятельности животных.

Культуру – в общем понимании можно определить как общую характеристику человеческого бытия, как сверхбиологическое, сверхъестественное явление, которое определяет меру человеческого в человеке, характеризует ее развитие как общественного существа.

Основные концепции происхождения культуры:
а) деятельностная – культура как процесс и результат человеческой деятельности,
б) ценностная – культура понимается как система ценностей, их достояние,
в) теологическая – связанная с религиозным трактованием происхождения культуры,
г) игровая – игра является разновидностью человеческой деятельности.

Культура, в широком понимании – совокупность материальных, практических и духовных достояний общества, которые отображают уровень его исторического развития, воплощаются в повседневной деятельности человека, находят отображение в ее социальных, моральных, эстетичных и других характеристиках.

В узком понимании, культура – это сфера духовной жизни общества, которая охватывает систему образования, воспитание, духовного творчества, включает в себя те учреждения и организации, которые обеспечивают обозначенные процессы: школы, высшие учебные заведения, музеи, театры, библиотеки, другие культурные учреждения, а также творческие союзы.

Материальная и духовная культура общества и их структура

Общепринятым есть размежевание культуры на материальную и духовную.

Определяющее значение имеет материальная культура:
1) достижение, которые выражают уровень освоения человеком сил природы,
2) сферу материально-практического существования и развития людей,
3) сферу их непосредственного влияния на природу.

Материальную культуру можно поделить на:

а) культуру труда,
б) культуру быта,

Без тщательного изучения одежды, жилья, бытовых вещей нельзя сформировать правильное представление о культуре того или иного народа, об уровне его развития в различные эпохи.

Материальная культура существует не только в виде будней труда и средств потребления, т.е. в чисто предметной форме.

Материальная культура включает в себя, также способности, привычки, знания, которые применяются в процессе материального производства. В этом понимании часто говорят о «культуре труда» различных исторических эпох.

Уровень материальной культуры выражается и в других материальных элементах общественной жизни:
- обработанные человеком предметы природы,
- предметы быта,
- научное, медицинское, учебное оборудование и приборы.

Материальная культура – это результат материальной деятельности людей.

Духовная культура – это результат духовной деятельности людей .

Духовная культура отображает достижения, которые показывают на:
- уровень и глубину познания природы и общества,
- широту достигнутового кругозора,
- воплощение в общественную жизнь положительных идей и знаний.

К структуре духовной культуры общества принадлежат такие основные элементы:
1) явления сферы общественного сознания, т.е. политическая культура, мировоззренческая культура (философские, политические, социальные и другие идеи и взгляды людей),
2)моральная культура (нормы поведения, «культурные формы общения», культура чувств),

3) эстетическая культура (литература и искусство, художественное конструирование, техническая эстетика),

4) научно-техническое творчество
5) язык и мышление

Две формы духовной культуры:
1) духовные качества человека и деятельность по их реализации;
2) духовные ценности, которые существуют относительно самостоятельно ( в виде научных теорий, произведений искусства, норм права).

Духовная культура – является высшим проявлением и руководящим фактором в системах целостной человеческой культуры, поскольку именно она ориентирует, мотивирует, формирует, определяет, предоставляет смысл всем сферам деятельности человека, в том числе сфере материального производства.

Духовная культура культивирует гуманность сущностных сил человека-чувств, ума, воли, освещая их высшими духовными ценностями: добром, правдой, красотой и любовью, которая является высшим проявлением и реализацией духовного человека.

Продукты духовной культуры находят свое выражение всегда в материальной форме.

Особые роли, которые выполняют материальная и духовная культура:
1) материальная культура является фундаментом, базой жизни общества, она играет основную роль;
2) духовная культура пробуждает в человеке личность, играет главную роль в подъеме человека и его роли в мире к высочайшим целям и задачам. Культурный уровень не совпадает с уровнем грамотности или образованности. Культура не вручается вместе с дипломом.

Материальная и духовная культура представляют собой особый способ взаимодействия человека и окружающей природной средой.

Особенности культуры:
1) культура является средством взаимосвязи, основой частью человеческого единства с природой;
2) культура оказывает содействие выделению человека (общества) из природы;
3) культура является средством объединения человека с природой.






Сейчас читают про: