Физкультурно-спортивные услуги, как продукт деятельности физкультурных и спортивных организаций

Физическая культура и спорт в структуре современного рынка

1. Физкультурно-спортивные услуги, как продукт деятельности физкультурных и спортивных организаций.

2. Понятие и функции рынка физкультурно-спортивных услуг.

3. Физическая культура и спорт в структуре современного рынка.

«Физическая культура» и «спорт» рассматриваются, во-первых, в социальном пла­не, как конкретная сфера жизни общества (сфера физической культуры и спорта), включающая в себя физкультурно-оздоро­вительную, учебно-тренировочную, соревновательную и другого рода деятельность, а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, право, управление, развитие материально-технической базы, коммуникация, научно-исследо­вательская работа, подготовка и переподготовка кадров).

Во-вторых, с экономической точки зрения, как отрасль непроиз­водственной сферы, вид общественно полезной деятельности по оказанию населению различного рода услуг. Эта деятельность осу­ществляется предприятиями, учреждениями, организациями раз­личных форм собственности и ведомственной принадлежности, а также частными лицами. Согласно действующей в Российской Федерации классифика­ции отраслей народного хозяйства, физическая куль­тура и спорт являются составной частью отрасли «Здравоохране­ние, физическая культура и социальное обеспечение».

«Однако есть все основания полагать, что физическая культура и спорт в на­стоящее время сформировались в самостоятельную отрасль народного хозяйства, основным продуктом которой явля­ются социально-культурные услуги, предусматривающие орга­низованные формы занятий физическими упражнениями и вида­ми спорта с различными целями, а также деятельность по их обеспечению, подразумевающую содержание сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посети­телей во время занятий, организацию и обеспечение спортивных соревнований и зрелищных мероприятий, профессиональную под­готовку кадров, проведение научных исследований, торговлю, прокат и ремонт спортивных оборудования и инвентаря, услуги спортивного страхования».

Физкультурно-спортивные организации являются важнейшим субъектом рыночных отношений в отрасли физической культуры и спорта. Их продукт - физкультурно-спортивные услуги.

Специалисты определяют услугу как вид деятельности, работ, на­правленных на удовлетворение потребно­стей других людей, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не су­ществовавший материально-веществен­ный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта, То есть услуги - это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в фор­ме общественно полезной деятельности. Таким образом, само оказание услуг созда­ет желаемый результат.

Услуги, оказываемые населению, по их функцио­нальному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные (не­материальные).

Материальная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Материальная услуга обеспечивает вос­становление (изменение, сохранение) потре­бительских свойств изделий или изготовле­ние новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. Социально-культурная услуга - это ус­луга по удовлетворению духовных, интеллек­туальных потребностей и поддержанию нор­мальной жизнедеятельности потребителя.

Социально-культурная услуга обеспечи­вает поддержание и восстановление здоро­вья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастер­ства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены физкультурно-спортивные услуги, ус­луги культуры, туризма, образования.

Для понимания сущности физкультурно-спортивных услуг их следует рассматривать с позиции, как общих черт услуг, так и спе­цифических свойств этого вида сервисной деятельности.

Физкультурно-спортивные услуги можно определить как совокупность раз­личных социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения потребностей различных социально-демографических групп населения в физическом в физическом совершенствовании или спортивном зрелище.

Виды физкультурно-спортивных услуг:

1. Организованные формы занятий фи­зическими упражнениями и спортом в виде урочных занятий, спортивных и оздорови­тельных секций, спортивных команд и клу­бов.

2. Спортивные зрелища.

3. Разработка методик, методических комплексов физкультурно-оздоровительных занятий, программ физического воспитания и систем подготовки спортсменов.

Можно выделить несколько об­щих для большей части услуг характерис­тик:

1. Неосязаемость услуг. Одним из основ­ных свойств услуг является то, что их не­возможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или понюхать до того, как они будут приобретены.

2. Отсутствие владения. Для большей части услуг приобретение ее не подразумевает права собственности на эту услугу. Например, если вы покупаете билет на спортивный матч, вы получаете право быть в числе зрителей на определенном стадионе, в определенный день и время. Если вы пришли на стадион, вы используете это право, но если вы, допу­стим, опоздали и пропустили весь первый тайм, то вы не сможете потребовать пока­зать вам этот период, так как у вас нет права собственности на это зрелище.

3. Неотделимость от источника. Физкультурно-спортивные услуги, как и другие виды услуг, одновременно пре­доставляются и потребляются. Неотдели­мость физкультурно-спортивной услуги оз­начает, что ее нельзя отделить от источника. На­пример, клиент фитнес-клуба, занимающий­ся у персонального тренера по определен­ной программе, в случае отсутствия своего тренера, занимаясь с заменившим его тре­нером, получит совсем другую услугу. Второй формой неотделимости от ис­точника является неотделимость покупателя физкультурно-спортивной услуги от процес­са ее предоставления.

Например, учащийся спортивной школы не может отрабатывать в спортивных играх взаимодействие с парт­нерами, не присутствуя на тренировке. Совместное потребление зрелищных физкультурно-спортивных услуг является третьей формой неотделимости от источ­ника. Некоторые виды зрелищных физкуль­турно-спортивных услуг, предоставляются для боль­шой группы зрителей, а не отдельного бо­лельщика.

4. Непостоянство качества услуги за­ключается в том, что ее качество может очень сильно изменяться в зависимости от времени и места ее предоставления, от того, кто и как ее предоставляет. Например, каж­дая футбольная команда имеет свой уровень качества игры и свой рейтинг у болельщи­ков. Один и тот же футболист в одной игре может поймать кураж и сыграть превосход­но, а в другой - своей безвольной, тусклой игрой разочаровать болельщиков. Процесс повышения качества услуг включает три этапа. Первый из них - подбор персонала и его обучение независимо от начальной квалификации сотрудников орга­низации. Второй этап - стандартизация про­цесса предоставления услуг и ликвидация узких мест в работе с клиентами. Третий этап - контроль степени удовлетвореннос­ти клиентов с помощью системы.

5. Несохраняемость услуги, ее недолго­вечность состоит в том, что услугу нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Например, учащийся спортивной школы, не явившись на старт спортивных соревнований, не может при­нять в них участие в какое-либо другое время. Для него это соревнование не будет по­вторно проводиться.

Понятие и функции рынка физкультурно-спортивных услуг

Для понимания сущности предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта целе­сообразно рассмотреть сущ­ность рынка и место физической культуры и спорта в системе рыночных отношений.

С позиции экономической теории рынок - это система экономических отношений по поводу купли-прода­жи товаров и услуг, где формируются спрос, предложение и цены на них. Рынок - общемиро­вая ценность, результат прогресса всей че­ловеческой цивилизации.

Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны жизни современного общества, выполняя ряд существенных функций.

Можно выделить шесть основных взаимо­связанных функций рынка:

1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет про­изводителей (продавцов) и потребителей то­варов (услуг), предоставляя им возможность, общаться друг с другом на языке спроса и предложения, купли-продажи.

2. Ценообразующая функция рынка возни­кает при столкновении спроса и предложения, а также благодаря конкурен­ции. В результате свободной игры этих ры­ночных сил складываются цены на товары и услуги.

3. Информирующая функция заключается в том, что сложившиеся цены «сообщают» бизнесме­нам о состоянии экономики. В частности, через падение или рост деловые люди узнают о размерах производ­ства продукции, о насыщенности рынка то­варами, о запросах потребителей.

4. Регулирующая функция. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капи­талы перетекают в более прибыльные отрас­ли с повышенными ценами (недопроизвод­ство). В результате в первых отраслях произ­водство сокращается, а во-вторых - растет.

5. Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае через них стимулируется эффективность экономики. Цены «вознаг­раждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует произ­водство, увеличивает производительность, снижает издержки.

6. Санирующая (оздо­ровительная) функция. Рынок как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйствен­ной деятельности.

Рынок - это саморегулирующаяся система.

Механизм рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора:

1) рыночные цены;

2) спрос и пред­ложение товаров и услуг;

3) конкуренцию (рис.1).

Рыночные цены - это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в со­ответствии со спросом и предложением то­варов.

Спрос измеря­ется тем количеством продукта, которое по­требители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода. Можно, к примеру, сказать, что при цене гоночных лыж: в 100 у. е. спрос на них составляет 1000 пар, а при цене 200у. е. - 500 пар.

Предложение это количество продук­та, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени.

Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Выделяют две формы конкуренции: ценовую и неценовую.

Физическая культура и спорт в структуре современного рынка

Существует множество видов рынка. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систе­му отдельных взаимосвязанных рынков и элементов «большого» рынка (Рис 2).

Рынок включает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он охватывает не только производство, но и непроизводственную сферу и даже сферу ду­ховной жизни. Рынок услуг включает и такой их специфический вид, как физкультурно-спортивные услуги.

С точки зрения товарной насыщенности выделяют два вида рынков. Рынок продавца - это такой рынок, на котором продавцы имеют больше прав и где наиболее активными приходится быть покупателям. Рынок покупателя - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели, где наиболее активными приходится быть продавцам. Рыночный механизм заставляет рынок двигаться к равновесному состоянию спроса-предложения. В результате этого образуется равновесная цена (цена равновесия). Выделяют также территориальные рынки: местные, национальные, международный, региональный рынок и, наконец, мировой рынок.

Спорт порождает свой, специфический рынок, и не один, а несколько. Во-первых, это рынок товаров спортивного назначения и, во-вторых, рынок зрелищ, которые спорт способен явить многочисленной аудитории. Рынок спортивных товаров зависит от числа занимающихся тем или иным видом спорта. Рынок спортивных зрелищ связан с тем интересом, который обеспечивает приток зрителей на стадионы и соответствующее освещение событий в средствах массовой информации».

Предпринимательство в спорте тесно связано с главными факторами рыночной экономики - формами собственности, системой свобод­ного ценообразования, конкуренцией, пра­вом свободного выбора как для спортивно­го предпринимателя, производителя физ­культурно-спортивных услуг, так и для по­требителей этих услуг, зависимостью дохо­дов предпринимателя от результатов его тру­да и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др.

Физкультурно-спортивные услуги в условиях рыночной экономики становят­ся объектом купли-продажи. В связи с этим производители физкультурно-спортивных услуг выступают в качестве продавцов, а потребители - в качестве покупателей (Рис.3).

Поставщиками физкультурно-спортивных услуг являются тренеры, учителя, преподаватели, и инструкторы физической культуры и спорта спортсмены, тренеры, инструкторы-методисты физической культуры и спорта. Продуктами их деятельности являются организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом; спортивные зрелища; программно-методические продукты.

Потребителями физкультурно-спортивных услуг выступают люди занимающиеся спортом и оздоровительной физической культурой; зрители, спортивные болельщики и спонсоры, а также тренеры, учителя, преподаватели, и инструкторы физической культуры и спорта и самостоятельно занимающиеся.

Специфика рынка отрасли «физическая культура и спорт» во многом обусловлена особенностями нематериального производ­ства, имеющего место в данной сфере. Потребление услуг физической культуры и спорта способствует удовлетворению не столько материальных, сколько духовных, интеллектуальных потребностей индивида, содействует поддержанию его нормальной жизнедеятельности.

Основными участниками рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта являются:

- потребители услуг физической культуры и спорта;

- производители услуг физической культуры и спорта;

- посреднические структуры;

- государство в лице органов государственного управления физической культурой и спортом.

Центральным субъектом рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта является личность. Основное отличие личности от остальных потребителей состо­ит в том, что она приобретает услуги физической культуры и спорта не только и не столько для извлечения материальной и иной выгоды, а лично для себя, для удовлетворения собственных потребностей.

Кроме того, личность является персонифицированным мате­риальным носителем услуг физической культуры и спорта, обла­дающим (в результате их потребления) определенным объемом специальных знаний, двигательных умений и навыков, имею­щим заданный уровень физической подготовленности. Личность осуществляет самостоятельный выбор спортивных дисциплин для своих будущих занятий, уровня дос­тижений в избранном виде двигательной активности, места, форм, объема и режима потребления услуг, не исключая и участие в выборе тренера-преподавателя; в большинстве случаев личность самостоятельно оплачивает покупку услуг.



Рис. 3. Схема функционирования рынка услуг физической культуры и спорта

На поле и в процессе реализации этого личностного выбора встречаются, налаживают свои отношения и функционируют все остальные субъекты услуг физической культуры и спорта. Таким образом, личность, являясь центральным субъек­том соответствующих услуг, объединяет вокруг себя все остальные субъекты рынка.

К числу промежуточных потребителей услуг физической куль­туры и спорта относятся фирмы, предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности, включая в этом качестве и органы управления, приобретающие данные услуги для использования в своей дея­тельности.

«Фирма - хозяйствующий субъект, который производит това­ры, оказывает услуги с целью удовлетворения общественных по­требностей. Фирма представляет собой достаточно сложную систему, объе­диняющую материальные и людские ресурсы. Фирмы могут быть коммерческими и некоммерческими. Все коммерческие и большинство некоммерческих фирм за­нимаются предпринимательской деятельностью, т.е. деятельнос­тью, ориентированной на получение дохода в размерах, не толь­ко покрывающих текущие издержки производства товаров или услуг, но и обеспечивающих некоторый дополнительный доход - прибыль».

Главное отличие между коммерческими и некоммерческими фирмами состоит в том, что первые основной целью своей дея­тельности ставят получение прибыли, которая распределяется между участниками. Фирму называют некоммерческой фирмой или орга­низацией, если прибыль не является основной целью ее деятель­ности.

К некоммерческим организациям физкультурно-спортивного профиля следует, в первую очередь, отнести спортивные клубы, секции, группы, созданные на базе общеобразовательных, высших учебных заведений, предприятий различных форм соб­ственности.

Основными видами коммерческих предприятий физкультурно-спортивной направленности, получившими распространение в Российской Федерации, являются спортивные клубы профессио­нального спорта, физкультурно-оздоровительные центры и др.

Типичные потребители услуг в сфере физической культуры и спорта - дети, подростки, учащаяся молодежь. Однако в большинстве случаев потребляе­мые услуги оплачиваются не ими, а частично - родителями, час­тично - за счет бюджетных средств, средств благотворительных фондов, заинтересованных спонсоров и т.п.

Таким образом, оче­видно, что в сфере физической культуры и спорта действуют рынок потребителей и рынок доноров. При этом не всегда можно с уверенностью утверждать, какой из этих рынков первичен. В ряде случаев вначале определяются виды работ с потребителями, затем ищутся доноры для поддержки этих работ; нередки также ситуации, когда потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, изъявивших желание опла­тить определенные виды работ с потребителями.

Физическая культура и спорт наряду с такими отраслями социальной сферы, как здравоохранение, образование, социаль­ное и пенсионное обеспечение, подвержены активному вмеша­тельству государства в процесс производства и потребления соот­ветствующих услуг. Государственное вмешательство позволяет избежать проблемы «непол­ного рынка» в сфере физической культуры и спорта позволяет государственное регулирование. Государственное регулирование отрасли «физическая культура и спорт» осуществляется в следующих основных формах: государственная собственность на факторы производства; субсидирование производителей услуг; субсидирование потребителей.

Потребление услуг физической куль­туры и спорта во многом обусловлено требованиями моды, а так­же весьма изменчивыми представлениями о современном, пре­стижном стиле жизни. Это обстоя­тельство создает определенные трудности в производственной и предпринимательской деятельности, поскольку предъявляет вы­сокие требования к точности анализа и прогноза рыночных фак­торов и спроса на услуги, увеличивает степень риска от их не­предсказуемых изменений.

К числу особенностей рынка в сфере физической культуры и спорта следует отнести высокую динамичность рыночных про­цессов, которая обусловлена изменчивым характером спроса на услуги и динамикой предложения на этом рынке, объясняющейся гибкостью отраслевой структуры услуг (обладая высокой мобильностью, предприятия, организации и учреждения физкультурно-спортивной направленности имеют широкие возможности для быстрого и гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры).

Следующая особенность - территориальная сегментация и локальный характер рынка услуг физической культуры и спорта. В поисках услуг потребители склонны выбирать близко или удобно расположенные физкультурно-спортивные сооружения. Кроме того, формы предоставления услуг, спрос и условия функциони­рования предприятий (организаций, учреждений) физкультур­но-спортивной направленности во многом определяются харак­теристиками территории и, следовательно, целевой аудитории, охваченной конкретным рынком.

Успех деятельности предприятий и организаций, оказыва­ющих и продающих услуги физической культуры и спорта, в огромной степени зависит от персонала, что обусловлено специ­фикой процесса оказания услуги - личным контактом произво­дителя и потребителя. Такой контакт, с одной стороны, создает условия для налаживания и расширения коммуникативных свя­зей, с другой - увеличивает требования к профессиональным качествам, квалификации, опыту, этике и общей культуре про­дуцента услуг.

Высокая степень дифференциации физкультурно-спортивных услуг обусловлена тенденциями диверсификации, персонификации и индивидуализации спроса на эти услуги, а также тем, что в данной отрасли имеет место высокая степень разнообразия предоставляе­мых услуг в силу широкого спектра реализуемых в этой сфере педагогических технологий.

Типология услуг отрасли «физическая культура и спорт» может быть описана по ряду критериев.

Можно выделить множество критериев классификации, на основе которых формируется большой массив типологических ря­дов услуг физической культуры и спорта, основные из них:

1. Степень материальности. Услуги физической культуры и спорта могут быть материальными, например услуги торговли и проката спортивного инвентаря, но большинство услуг этой сферы отно­сятся к категории нематериальных. Их результатом может быть как приобретение клиентом знаний, умений и навыков в новом для него виде двигательной активности, так и повышение квали­фикации в «своем» виде спорта.

2. Стоимостные характеристики. Во всех случаях услуги физи­ческой культуры и спорта подразделяются на платные услуги - оплачиваемые населением, предприятиями, учреждениями и организа­циями; формально бесплатные для клиента - оплачиваемые из государственного (федерального, регионального муниципально­го) бюджета, государственных внебюджетных фондов, негосу­дарственных источников финансирования (благотворительных по­жертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц) и др.; частично оплачиваемые клиентом (приме­ром может служить льготное приобретение услуг физической куль­туры и спорта отдельными категориями населения, например пенсионерами, учащимися и др.).

3. Услуги физической культуры и спорта можно также класси­фицировать по параметрам их качества. Уровень качества услуги может быть оценен по предоставляе­мым документам. В этом случае выделяют услуги, имеющие один из перечисленных уровней качества, а именно: международ­но-признанный, высший отечественный, стандартный государ­ственный, признанный отдельными структурами, предусмотрен­ный уставом или договором, соответствующий требованиям дея­тельности или конкретного заказчика.

4. Критерием классификации может являться наличие сертифи­ката качества. Услуги физической культуры и спорта могут быть сертифицированными и несертифицированными.

5. Услуги физической культуры и спорта могут быть классифи­цированы по ассортиментным признакам. В основе данной классификации лежат такие параметры ассортимента, как целевая направленность, широта, глубина и степень соответствия запросам потребите­лей.

По целевой направленности (в зависимости от характера проб­лем клиента) может быть сформировано большое количество разнообразных групп услуг физической культуры и спорта. Так, например, можно выделить услуги, преимущественно направлен­ные на обучение двигательным действиям, воспитание физичес­ких способностей, оптимизацию режима двигательной активности, укрепление здоровья, формирование фигуры, организацию активного от­дыха и многое другое, а также способствующие облегчению по­требления и повышению ценности основной услуги (сюда отно­сятся в основном сопутствующие и дополнительные услуги).

Широта ассортимента услуг физической культуры и спорта формируется за счет различий в их содержании: по принадлежности к той или иной отрасли услуг; по направлению физической культуры; по профилю подготовки (виду спорта).

По направлению физической культуры и спорта выделяют услуги общеподготовительного (базовой и фоновой физической культуры) и специализированного направления физической культуры (услуги профессионально-прикладной, оздоровительно-реабилитационной физической культуры и услуги спорта).

По профилю подготовки (виду спорта) можно привести ряд классификаций.

Например, существуют жесткие, формально зак­репленные классификации услуг:

1. Непосредственно по видам спорта - баскетбол, синхронное плавание, хоккей на траве и др.;

2. По признаку сезонности - услуги зимних (лыжные гонки, конькобежный спорт и др.) и летних (плавание, гимнастика, велоспорт и др.) видов спорта;

3. По критерию включенности в программу Олимпийских игр - услуги олимпийских (бокс, тяжелая атлетика и др.) и неолим­пийских видов спорта.

Глубина ассортимента услуг физической культуры и спорта может быть оценена, например, по уровню предполагаемых спортивных достижений: базовый спорт - предварительная под­готовка (подготовка к обучению, первые шаги в освоении основ техники и тактики); базовый спорт - начальная подготовка; спорт высших достижений (начальная спортивная специализация, углубленная спортивная подготовка, спортивное совершенствова­ние, высшее спортивное мастерство).

По степени соответствия ассортимента запросам потребите­лей производится предоставление услуг физической культуры и спорта по конкретным (в том числе индивидуальным) заказам; разработка и предоставление услуг по специализированным, це­левым программам, адаптированным к требованиям конкретных групп потребителей (заказчиков); предоставление типовых услуг.

По содержанию можно выделить услуги однородного (одно-предметного) и комбинированного со­держания (например, применение спортивных игр во вводной, спортивного плавания в основной и посещение сауны в заключи­тельной части занятия).

Можно выделить такой критерий, как форма оказания услуг. Здесь традиционно выделяют урочные и неурочные, организо­ванные и самостоятельные, регулярные и эпизодические, инди­видуальные, групповые и массовые формы оказания и потребле­ния услуг физической культуры и спорта.

Наиболее важным критерием классификации рассматриваемых услуг по ассортиментному при­знаку является наличие или отсутствие выполнения физических упражнений.

В этом случае услуги физической культуры и спорта могут подразделяться на связанные и не связанные с выполнением фи­зических упражнений. К услугам, связанным с выполнением физических упражне­ний, относятся физкультурно-спортивные услуги. К основным ви­дам физкультурно-спортивных услуг обычно причисляют органи­зованные формы занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями (например, повышение уровня фи­зической подготовленности, приобретение или повышение объе­ма специальных знаний, двигательных умений и навыков, техни­ко-тактическое совершенствование в избранном виде спорта, ак­тивный отдых и др.).

Физкультурно-спортивные услуги составля­ют основной массив услуг физической культуры и спорта и, как никакие другие услуги данной сферы, способствуют физическо­му, духовному, социальному преобразованию человека, совер­шенствованию его физических, интеллектуальных, нравственных, волевых и других качеств. К категории услуг физической культуры и спорта, не связан­ных с выполнением физических упражнений, относятся сопут­ствующие и дополнительные услуги.

Среди сопутствующих услуг в сфере физической культуры и спорта можно выделить: оздоровительные (пользование банями, саунами, спортивный массаж и т.п.), интеллектуальные (мето­дические, консультационные, информационные и др.), соци­ально-бытовые (торговля и прокат предметов спортивных эки­пировки и инвентаря, товаров для отдыха и др.) услуги; услуги аренды физкультурно-спортивных сооружений (спортивных за­лов, кортов, плавательных дорожек и т.п.) и помещений спортивной базы; зрелищные услуги (организация и проведение спортивных соревнований, спортивных шоу и т.п.).

В сфере физической культуры и спорта реализуются ва­рианты дополнительных услуг:

- анамнез;

- различные виды тестирования;

- меди­цинские, консультационные, информационные услуги;

- сдача в аренду спортивных помещений.

Ассортимент услуг физической культуры и спорта, связанных с выполнением физических упражнений, во многом определяется параметрами избранного педагогического процесса. На этой основе может быть сформировано бесконечно большое количество типо­логических рядов услуг физической культуры и спорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: