Тема 4.2 Философия и культура

Одно из самых распространенных понятий современной философии и науки — «культура». Более того, оно встречается не только в научной лексике, но и в высказываниях политиков, экономистов, военных, инженеров и других специалистов. В повседневной жизни мы тоже часто обращаемся к этому понятию. Что же оно означает? Ответить на этот вопрос, оказывается, не так просто. По разным причинам в научном мире существует от ста до двухсот опреде-лений понятия «культура». Почему так много? Потому что культура — одно из самых сложных и многомерных явлений человеческого бытия. Оно имеет разветвленную структуру, множество функций, форм и разновидностей.

Посмотрим, как же понимали культуру философы и ученые различных исторических эпох и различных философских предпочтений.

• Возделывание (почвы), воспитание, образование, развитие, почитание (древние римские мыслители).

• Развитие личности, облагораживание человека, улучшение отдельного человека (С. Пуфендорф (XVII в.)).

• Образ жизни народа; духовный прогресс человечества (И. Гердер (XVIII-XIX вв.)).

• Приобретение разумным существом способности ставить цели, способ самореализации человеческой личности. (Ж-Ж. Руссо (XVIII в.)).

• Богатство знаний, эстетическое и интеллектуальное развитие (И. Гете (XVIH-XIX вв.)).

• Идея человечного человека (Д. Лукач (XIX—XX вв.)).

• Осмысленное созидание общества (А. Шютц (XX в.)).

• Совокупность явлений, видов деятельности, предметов, идей и чувств, связанных с выработкой и использованием символов (Л. Уайт (XX в.)).

• Почитание света как энергии духа, социальное воплощение принципа духа (Н. и Е. Рерихи (XX в.)).

Таким образом, в объяснении и определении культуры просматривается несколько основных подходов и идей. \

Во-первых, это идея об отличии «натуры» (дикой природы) от «культуры» (облагороженной природы или человеческого общества). Здесь указывается на активное творческое начало человечества и его созидательную деятельность. Понятие «общество» и «культура» притаком подходе почти сливаются.

Во-вторых, это идея о культуре как совокупности порожденных, обществом ценностей. Здесь акцент делается на ценностном (аксиологическом) аспекте общественной жизни.

Однако наиболее всеобъемлющим является третий подход. В нем культура воспринимается как синтез всех лучших творческих достижений человечества (социальный аспект), а также мера человеческого в человеке — то есть мера его разумности и одухотворенности (личностный аспект).

Формы и виды культуры

Всамом общем виде выделяют две главные формы культуры: духовную и материальную. Это разделение нужно воспринимать достаточно условно, так как явления духовной культуры, как правило, существуют в определенных формах материальной культуры. Например, священные писания существуют в виде книг, манускриптов, начертаний на камнях, в виде фресок на стенах храмов. Научные достижения существуют в виде определенных монографий, приборов, аппаратов, веществ и соединений, карт, атласов, формул, записанных на бумаге или в памяти компьютера.

Формы духовной культуры — духовные учения, мораль, мифология, религия, философия, наука, право, образование, искусство. Формы материальной культуры — книги, предметы культа и искусства, архитектура, приборы, машины, механизмы, украшения и т. д.

По отношению к человеку и обществу выделяют два вида культуры — культуру личности и социальную культуру. И тот и другой виды охватывают множество различных аспектов культуры. Наиболее важные из них: нравственная культура, религиозная культура, научно-философская культура, политическая культура, правовая культура, экономическая культура, экологическая культура, эстетическая культура, бытовая культура, культура труда, физическая культура, культура питания.

На основе этих аспектов культуры можно вынести достаточно точную оценку уровня духовного, социально-политического и иного развития человека или определенного общества.

Функции культуры

Культура выполняет в обществе ряд крайне важных функций, благодаря чему оно не только существует как особое объединение разумных существ, но и прогрессивно развивается. Наибольшую значимость представляют следующие функции.

Отражение объективной действительности в различных творческих достижениях человеческого духа. Культура представляет собой особый способ освоения мира человеком, в котором ее различные формы (религия, философия, наука, право, искусство и др.) являются средствами постижения мира (рациональными, чувственными, иррациональными, мистическими) и систематизации опыта человечества.

Организация и регулирование жизни людей с помощью норм морали и нравственности, общественного уклада и религиозных традиций, юридических законов, идеологических и политических предписаний, научных знаний. В различных обществах одни из указанных регуляторов имели большее влияние, другие — меньшее. Однако не существовало и не существует такого общества, где они бы не действовали совсем.

Социализация новых поколений и передача накопленного исторического опыта. Иными словами, культура является средоточием ивместилищем всех достижений человечества. Она вводит новые поколения в мир опыта и достижений предков, позволяет воспринимать его и усваивать. Поэтому существует историческая преемственность в развитии общества. Нет необходимости, например, каждые сто лет заново изобретать колесо, создавать письменность и открывать закон всемирного тяготения.

Совершенствование человека и общества. Накапливая опыт веков, культура дает возможность человеку видеть и оценивать историческую значимость тех или иных достижений морали и права, познания и практики, искусства и духовного делания. Тем самым человек учится, применяя не только свой личный жизненный опыт,,-но опыт всего человечества. Он способен узнавать лучшее и исполь-» зовать его в своей духовной и практической деятельности.

Понятие цивилизации

«Цивилизация», так же как и «культура», является многозначным, широко используемым научным понятием. В научную лексику оно входит в эпоху Просвещения (XVIII в.). В самом общем смысле оно означало состояние общества или человека, противоположное варварству. Что значит цивилизованное общество? Это общество, основанное на идеях свободы, справедливости, разума, закона. Причем немаловажную роль здесь играет и развитие материальной культуры.

Таким образом, предполагается, что до некоторого исторического момента человек находился в варварском состоянии, которое после определенных трансформаций начинает приобретать черты цивилизованности. Что этому способствовало? По мнению известного философа Фридриха Энгельса, это разделение труда, возникновение товарно-денежных отношений и классов, появление государства, развитие духовной культуры, письменности и изменение первобытного типа семейных отношений.

Однако в современном мире понятие «цивилизация» имеет и другие значения. Самые распространенные из них таковы.

Синоним понятия «культура» (Ф. Шеллинг).

Антипод культуры — то есть бездушная, мертвая форма жизнеустройства, противостоящая культуре как духовному, живому состоянию общества (Н. Бердяев, Н. Рерих).

Упадок культуры, этап ее вырождения и умирания (О. Шпенглер). Конкретный исторический тип общества. Например, «египетская цивилизация», «римская цивилизация» и т. д. (А. Тойн-би).

Цивилизация как религиозная общность. Например, «христианская цивилизация», «буддийская цивилизация» и т. д.

Цивилизация как уровень технологического развития общества. Например, «аграрная цивилизация», «индустриальная цивилизация» и т. д.

Цивилизация как объединенное планетарное сообщество разумных существ. Например, «цивилизация планеты Земля», «цивилизация планеты Венера» и т. д.

Духовная культура и материальная цивилизация

В XIXвеке немецкие и русские философы (Фихте, Ницше, славянофилы) обратили внимание, что культура и цивилизация являются по своей сути совершенно различными социальными явлениями. Немецкий философ Иоган Фихте писал, что культура есть внутренняя жизнь духа, а цивилизация лишь внешнее проявление этой жизни. В XX столетии эта идея была развита другими мыслителями, среди которых видное место занимали Освальд Шпенглер, Николай Бердяев, Николай Рерих, Елена Рерих. Они убедительно доказывали, что высокоразвитое индустриальное общество, то есть высокая цивилизация, не гарантирует внутреннее духовное совершенствование человека. Оно находится как бы в другой плоскости, на которую мало влияет развитие транспорта, промышленности, связи и прочих благ цивилизации.

Выдающийся художник, мыслитель и общественный деятель Николай Рерих отмечал, что цивилизация в корне своем имеет гражданское, или общественное, устроение жизни. Действительно, она есть внешнее обустройство человеческого бытия. Но обустройство, разумеется, это еще не сама жизнь. Ведь жизнь и развитие человека как разумного и духовного существа связаны с тем, что мы именуем культурой.

Духовный аспект культуры подчеркивал и известный религиозный философ Николай Бердяев. Всякая культура, полагал он, связана с культом, она возникает и развивается из религиозного культа. Она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

В современных исследованиях все чаще звучит мысль о значимости духовной культуры как основы любой общественной системы. Именно она поддерживает стабильность общества и достигнутый им уровень прогресса, а также способствует прогрессу дальнейшему. Разрушение духовной культуры неизбежно порождает социальные проблемы и разрушение цивилизации.

Так, например, высокоразвитая экономика и общая обустроенность Европы и Америки не спасают от «язв цивилизации» — высокой преступности, наркомании, психических заболеваний среди молодежи, потери смысла жизни, половых отклонений, отрицательной демографии и т. д. Что будет с западным обществом дальше? Многие футурологи рисуют мрачные прогнозы.

Дополнительный аргумент — это исторический опыт человечества. Вспомним римскую цивилизацию в период начала Средневековья. Упадок духовной культуры (политический произвол, падение нравов, торжество низменных инстинктов, преследование религиозного инакомыслия) достигает своей кульминации. И уже вскоре огромная империя начинает разрушаться. Великий Рим оказывается неспособным противостоять полудиким варварам. Одна из мощнейших цивилизаций древности, прогнив духовно, оказалась нежизнеспособной и в материальном смысле — как политически и экономически независимое государство.

Современный мир нуждается в гармонизации цивилизации и духовной культуры. Что для этого необходимо? Укрепление нравственных принципов и гуманизма, развитие социального партнерства и диалога, поддержка образования и одухотворение науки, религиозная терпимость и наполнение искусства духовными идеалами в противовес культивированию грубой силы, материальных ценностей и низменных инстинктов, укрепление правовой культуры, социальной справедливости и уважения к закону.

Высокая культура и массовая культура

XX век породил новый социальный феномен, получивший название «массовая культура». Она противопоставляется другой — традиционной, истинной, или, как говорят некоторые теоретики, «высокой культуре» (от англ. high culture). Возникает вопрос: а разве высокая культура не являлась массовой? Объективно говоря — нет. В истории человечества пользоваться плодами высокой культуры могли, как правило, лишь представители политической, военной, религиозной элиты, люди богатые и образованные. Основная же масса населения, например в России или в Америке, мало что знала об античной демократии, индийских философских трактатах, арабской астрономии, художниках Возрождения, сонетах Шекспира или механике Ньютона.

Эта ситуация начала резко изменяться в XX столетии. Национально-освободительные движения, становление социализма и развитие западных демократий, широкая индустриализация и урбанизация вывели на историческую арену миллионы людей, которые оказались не готовыми и не способными воспринимать «высокую культуру», по крайней мере, из-за недостатка образования. Им требовалась другая, более понятная, более доступная и идейно близкая культура, а точнее — ее некий заменитель. И он не заставил себя долго ждать. Литература, киноиндустрия, изобразительное искусство, эстрада, СМИ начали интенсивно порождать и транслировать произведения, сориентированные на мировоззрение и эстетические потребности среднего, ничем не выдающегося представителя многомиллионной массы. Так появился упрощенный, карикатурный заменитель высокой культуры — массовая культура.

Специалисты отмечают как позитивные, так и негативные следствия развития массовой культуры. Позитивно то, что впервые достижения человечества стали доступны буквально для каждого. Газеты, журналы, книги, музеи, театры, радио и телевидение, а в конце XX века и Интернет, открыли самые широкие возможности приобщения к миру культуры.

Однако оказалось, что массовая культура в большинстве своих порождений мало способствует одухотворению и совершенствованию человека. Она культивирует другие ценности и идеалы — право сильного, власть денег, свободу низких инстинктов, техницизм. Она ориентирована на обывателя с его скучной жизнью, использует примитивные сюжеты, образы и идеи. Она предлагает человеку готовые, шаблонные решения, но не учит думать, понимать, оценивать и делать нравственный выбор. Философы, психологи, социологи и педагоги единодушны в том, что такой заменитель культуры (эрзац) разрушающе действует на сознание не только детей и подростков, но и взрослых людей.

Под тотальным давлением массовой культуры человек начинает морально деградировать. Он перестает видеть иные способы решения проблем, кроме насилия. Он начинает ценить деньги и власть выше дружбы, чести, творчества, любви и долга. Он забывает о подлинном смысле жизни, пытаясь подменять его чувственными удовольствиями.

Совершенно очевидно, что если общество не наполнит сферу массовой культуры иными — возвышенными ценностями и идеалами, — можно прогнозировать нарастание негативных социальных явлений: от преступности и наркомании до психических заболеваний и самоубийств. Назрела острая необходимость защитить подлинную культуру и повысить ее влияние на массовое сознание. В этом многие мыслители видели спасительное средство от моральной деградации и общественных пороков.

Кризис культуры и его формы

Говоря о кризисе современной культуры, следует остановиться на наиболее важных формах этого кризиса. Одна из них описана английским писателем Ч. П. Сноу под названием «две культуры». Суть этой формы — в болезненном и порой трагическом разрыве естественнонаучного знания и гуманитарной культуры.

Классическое естествознание (физика, химия, биология) всегда отличалось строго объективным подходом. В)гом смысле наука безлична, наднациональна. А вот владение содержанием этого знания, его репродукция и трансляция происходят в сфере культуры, в мире, где господствует субъективный подход.

Занимаясь естественнонаучным познанием, люди тем самым приобретают особый тип мышления и отношения к миру, который может быть определен как технократический. В его основе лежит идея «овладения» миром с помощью науки и техники, «покорения» природы, «переделки» человека на базе рациональности. Научное исследование с этой точки зрения абсолютно свободно и ради познания может пойти, в принципе, на любой эксперимент. Наука не может заниматься отдельным человеком, его субъективным миром; ее сфера — это область массовых явлений, статистических закономерностей.

С другой стороны, представители гуманитарного знания сосредоточены именно на человеке, его духовном мире, на том, что не поддается описанию и объяснению в строгих терминах логики. Эта установка формирует особый, гуманитарный, тип мышления, в корне отличающийся от технократического. Разрыв этих двух установок, наличие «двух культур» чревато деструкцией общественного сознания, причем технократический подход берет верх.

В конце 60-х гг. нашего столетия появился термин «контркультура», под которым понималась форма протеста против стереотипов и ценностей, сложившихся в индустриальных обществах Запада. Контркулыпура была частью молодежного движения и выражалась в умонастроениях, стиле жизни, формах художественного творчества. В се основе лежала идея «великого отказа» (термин ввел философ Г. Маркузе) от ценностей традиционного общества, научно-технического прогресса и образа жизни отцов. Сторонники этого движения (например, хиппи, панки и т. п.) пытались создать «новую философию жизни». Существование параллельных форм культуры (наряду с официальной) было отмечено в 60—70-е гг. и в СССР, и в восточноевропейских странах (секты, андерграунд в искусстве и т. п.). Идеологи этих направлений резко критиковали «массовую культуру», оглупляющую человека, и рационализм как установку жизни, свойственную, в основном людям старшего поколения.

Под массовой культурой понимаются разнообразные явления в сфере общения людей, связанные современными средствами коммуникации (радио, телевидение, видеотехника, телексы, Интернет и т. д.). В результате появляется так называемый «одномерный» человек, у которого утрачена цельность и деформирован внутренний мир. Для него вполне пригодна «двойная мораль», он полностью ассимилирован обществом и служит ему. Контркультура, резко осуждая этот тип, призывает к восстановлению це--лостности человеческой личности.

Бунт «детей» против «отцов» был направлен на поиск новых идеалов и ценностей, которые будут «работать» при крахе современной техногенной цивилизации. На основе этих молодежных движений появилось и получило интенсивное развитие движение «зеленых», направленное на спасение человечества от надвигающейся экологической катастрофы.

Нельзя не упомянуть становление «экранной» («компьютерной») культуры. Последняя в принципе отличается от традиционных тем, что происходит в режиме диалога и осуществляет синтез понятийного и чувственного. ' Очевидно, что это требует развития у человека новых каа1 честв и значительно расширяет его интеллектуальные возможности. Но данный процесс требует новых подходов к соотношению традиций и новаций в культуре. Компьютер в начале XXI в. воплощает в себе не только высшее достижение человеческой мысли, но и наиболее совершенный продукт цивилизации, овладение которым (а не только его обслуживание) требует фундаментальной об-щекультурной подготовки. В этом смысле можно понять людей, которые считают Интернет смертью культуры человека.

«Экология культуры»

В преодолении кризиса культуры начала XXI в. крайне нажно учитывать то, что названо академиком Д. С. Лихачевым «экологией культуры». Соблюдение правил «экологической безопасности» позволяет, не нарушая взаимодействия разных слоев, пластов, стилей и направлений в культуре, обеспечить ее естественную эволюцию, которую сравнивают с ростом дерева. Главное — обеспечить питательную почву для культуры, беречь и сохранять уникальность каждой человеческой личности и среды ее обитания. Политическая система не должна вмешиваться в жизнь культуры, навязывая ей какую-либо систему идей в качестве доминирующей и подавляя все остальные.

В этой связи необходимо остановиться на проблеме национального и общечеловеческого в культуре. Очевидно, что каждый народ, даже самый малочисленный, создает свою неповторимую и уникальную национальную культуру. О ней можно судить по таким материальным и духовным явлениям, как организация производства и быта, одежда, архитектура, прикладное искусство, народное творчество, язык, литература и пр. Этнические характеристики в этих видах и продуктах культурной деятельности человека видны наиболее ярко. Национальное своеобразие проявляется в формах и методах воспитания детей и юношества, сохранения здоровья, профилактике и лечении болезней, выражении чувств и эмоций, участии в общественно-политической жизни, поведении в быту, взаимоотношениях мужчин и женщин, старших и младших и т.д. Все это образует тот неповторимый колорит, который позволяет отнести человека к той или иной национальной культуре. Огромную роль в этом играют национальные религии.культура каждого народа – это, в переносном смысле слова, своя Вселенная, которая порождена общим потоком человеческой истории и в этом отношении открыта всем влияниям.

Общечеловеческое (интернациональное) в культуре не может развиваться в ущербнациональному разнообразию, ибо в каждой культуре есть элементы общецивилизованных материальных и духовных ценностей. Не зря ряд крупнейших историко-культурных памятников считается достоянием всего человечества, а не только данноггго народа.Осознание этого обстоятельства чрезвычайно важно, поскольку в умах многих людей процесс интернационализации кцультуры ассоциируется с утратой национального своеобразия, его унификацией, а затем и гибелью. Нередко это связывается с целенаправленным действием каких-то враждебных сил, которые пытаются таким образом поработить народ, отнять у него самое ценное – национальную культуру. Чтобы разобраться в этой сложной проблеме, необходимо понимать реальную опасность исчезновения культур, особенно малочисленных народов, и неменее реальною угрозу национальной ограниченности культуры с утратой её способности к дальнейшему развитию. Как и любой процесс, протекающий в сложной системе, эволюция культуры внутренне противоречива. Хранить и сберегать культурное наследие нельзя в замкнутом пространстве. Подлинная жизнестойкость любого народа проверяется только на ветрах истории, чему немало примеров и впрошлом, и в настоящем.

Наш век принес неклассическую (модернистскую) модель культуры с центральной идеей диалога разных культур, иррациональности жизни человека, приоритета его внутреннего мира с переживанием различных состояний. Это отразило суть резких изменений всех сторон бытия и сознания человека.

Не случайно, что в конце 20в. рождается постмодернистская модель культуры, где разумность мира вообще ставится под сомнение, а культура не укладывается ни в какие теоретические схемы. Образом постмодернистского мира является так называемая «ризома» (термин, обозначающий переплетение корней растений), когда личность охотно принимает все разнообразие культур и одинаково ровно относится ко всем проявлениям жизни, не стесняясь быть непохожей на других. Культура нашего времени становится достаточно всеядной, не утрачивая, однако, свободы в самоопределении. Иногда её характеризуют как «тектуру», т.е. гибрид культуры и высоких технологий современности.

Культура личности

Всовременной жизни мы часто используем понятие «культурный человек». Что оно означает? Каким должен быть культурный человек, что он должен знать, уметь, как себя вести и относиться к людям?

Очевидно, что значительную роль в «окультуривании» человека играет образование. Существует мнение, что человек образованный — есть человек культурный. Наверно, так должно быть. Однако на практике это не всегда так. Беда современной системы образования в том, что она, порой, дает молодому человеку информацию, учит профессиональным навыкам, но мало развивает его общекультурный потенциал. Мало способствует его всестороннему одухотворению. В итоге появляются неплохие специалисты, которые кроме своей профессии почти ничего не знают и не умеют. Не знают о смысле своей жизни и ее этических принципах, не знают истории человечества и достижений науки, не умеют противостоять трудностям и достойно вести себя в обществе, не умеют заботиться о природе и своих близких.

Культурный человек — это одухотворенная, всесторонне развитая личность. Выше мы отметили основные аспекты культуры личности. Как видим, она слагается не только из познаний и правил этикета. Ее основу составляют этические, философские, правовые и эстетические принципы, пропущенные через собственное сознание, осмысленные и переплавленные в фундаментальные блоки личного мировоззрения. Культурный человек — это этически ориентированная, правовая, философски мыслящая и эстетически утонченная личность.

Большое значение в современной жизни имеют политическая, экологическая и профессионально-трудовая культура. В условиях демократии крайне важно понимать суть политических процессов и программ, ведь голосуя за определенную партию или политического лидера на выборах, мы управляем своим будущим и, без преувеличения, выбираем свою судьбу. В условиях развития НТР и промышленного производства важно осознавать беззащитность природы перед технологическим могуществом человека, а осознавая, придерживаться стратегии взаимовыгодного сотрудничества с природой. Не может оставаться в стороне от культуры и трудовая деятельность человека. Культура труда предполагает ответственное отношение к своим обязанностям, стремление к высокому качеству, профессиональную этику, творческую инициативу, эстетическое совершенствование продуктов труда и рабочего места.

Немаловажную роль в современной жизни приобретают бытовая и физическая культура, культура питания. Правильно организованный быт, умение поддерживать физический тонус организма с помощью упражнений и здорового питания, преодоление вредных привычек (раздражительности, распущенности, курения, влечения к алкоголю и наркотикам) способствуют не только общему культурному развитию человека, но и повышают его работоспособность, творческий потенциал и продолжительность жизни.

Многообразие культур и межкультурный диалог

Рассматривая с точки зрения философии человеческую историю, мы установили, что она представляет собой единое целое. Тем не менее нельзя отрицать, что культура различных стран и народов, эпох и периодов истории значительно отличается. Многообразие культур — социально-исторический факт, который необходимо принимать во внимание, когда речь заходит о единой истории и земной

цивилизации в целом.

К концу XX века в социальных конфликтах все чаще на первый план стали выходить именно культурные, а не политические различия. Они не всегда находились на поверхности, но всегда влияли на механизм решения проблемы — мирный или насильственный. Главные из них — это различия между религиозными культурами стран и народов, а также между индустриально развитыми и отсталыми странами.

Возможно ли мирное сосуществование различных культур? На этот вопрос пока не существует единого ответа. Однако очевидно, что в современном мире идея доминирования какой-либо национальной культуры не продуктивна. Необходим широкий диалог культур, через который открывается возможность взаимообмена ценностями и достижениями, развивается взаимное познание, понимание и уважение. Необходимо социальное сотрудничество между высокоразвитыми и экономически отсталыми странами. В условиях углубляющейся политической и экономической глобализации острейшую актуальность приобретает формирование единого мирового интеркультурного пространства, в котором прогрессивные достижения каждой из национально-исторических культур смогли бы занять свое достойное место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: