Учение о Логосе стоиков, Филона Александрийского и сравнение этого учения с Логосом Нового Завета

 

Идея Логоса восходит к философу Гераклиту (VI век до Р.Х.). Он учил, что все движется, ничто не остается прежним. Однако в мире и течении событий существует порядок, который поддерживается Логосом — вечным принципом вселенского порядка. Когда за постоянными переменами стоит Логос, мир превращается в космос, упорядоченное целое.

Практически единственной достоверной датой из жизни Филона считается 39 г. н. э., когда он возглавил делегацию представителей иудейской общины в Рим, к императору Калигуле; Филон, по его собственным словам, получил блестящее образование, происходил из знатного и в высшей степени богатого рода. Филон, иудей из Александрии (ок. 20 г. до Р.Х. — 42 г. по Р.Х.), совершил замечательную попытку увязать иудейскую религию с эллинистической философией. Он сохранил иудейское отношение к Ветхому Завету как богодухновенному Слову Божьему, но, истолковывая его предельно аллегорически, обнаружил в ветхозаветном писании философские понятия. Он придерживался свойственного грекам представления о Боге как трансцендентной и удаленной от мира сущности и использовал понятие Логоса, чтобы объяснить, как происходит общение между трансцендентным Богом и Его творением. Сам Бог абсолютен и находится вне материальной вселенной. Он все знает, но Сам непостижим. Он вне времени и пространства, и Его природа непознаваема. Единственное имя, которым можно назвать Бога, — это чистое бытие, to on, не обладающее атрибутами. Так как Сам Бог не может быть непосредственным творцом мира, Филон выработал понятие промежуточных сил или «идей», представляющих собой проявления божественной деятельности. Явленный, таким образом, как созидающая сила, направляющая и хранящая вселенную, Бог получает имя Логоса (Разума). Филон не разрабатывает подробно понятия Логоса и его отношений с Богом. Логос воспринимается как внутренний, т.е. универсальный замысел всех вещей в сознании Бога, и внешний, т.е. замысел, объективно реализуемый в мире. Логос — это и изначальный образец мира, и та сила, которая реализует его. Это и главная из ряда сил или идей, эманации Бога, — и их совокупность. Короче говоря, Филон использует понятие Логоса с разными целями — как посредника между трансцендентным Богом и вселенной, как имманентную силу, активно действующую в сотворении и откровении.

Важный вопрос — богословское использование Иоанном понятия Логоса, чему нет параллелей ни в эллинистической философии, ни в иудейской мысли. Первое и самое важное значение — вечное существование Иисуса, Который является Логосом. Слова «вначале» выходят за рамки сотворения, ибо Логос был действующей силой сотворения. Это, без сомнений, сознательная отсылка к Быт. 1:1: «В начале сотворил Бог небо и землю». «Начало» у Иоанна выходит за пределы Быт. 1:1. Слово существовало еще в вечности.

Во–вторых, Иоанн использует идею Логоса для провозглашения божественности Иисуса. Логос был у (pros) Бога, и Слово было Богом (theos ёп ho logos). На греческом языке это выражение обозначает две вещи: Слово было божеством, но Слово не было полностью идентично с Ним. Определенный артикль используется только со словом logos. Если бы Иоанн использовал определенный артикль и со словом theos, он имел бы в виду, что Бог и Слово строго идентичны. Но он говорит: Слово — это Бог, но Бог — больше, чем Слово.

В–третьих, Иоанн утверждает, что Логос был действующим лицом сотворения. Это не конечный источник сотворения, но агент Бога, посредством которого Тот, конечный источник, сотворил мир. То же самое богословие мы обнаруживаем и у Павла: все произошло из (ek) Бога через (dia) Христа (1 Кор. 8:6; см. также Кол. 1:16).

В–четвертых, здесь есть поразительное заявление о том, что «Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Такое утверждение потрясло бы всех эллинистических философов и гностических дуалистов, отделявших Бога от этого мира, и они бы с ним не согласились. Даже Филон, выводящий из иудейской традиции идею творящего Бога, мыслит Бога в высшей степени трансцендентным. Бог сотворил первоначальный мир идей; но Логос, второе производное божество, порожденное Богом в вечности, сотворяет видимый мир. Иоанн хочет подчеркнуть, что Сам Бог в образе Слова вошел в человеческую историю не как призрак, но как живой человек во плоти. Слово, которое переводится как «пребывать» (eskenosen) или «ставить скинию», — библейская метафора, обозначающая присутствие Бога. Это утверждение предполагает, что «Сам Бог сошел и присутствовал во плоти».

Пятое значение Логоса заключается в том, что он пришел во плоти как откровение. Он являет людям жизнь (Ин. 1:4), свет (Ин. 1:4–5), благодать(Ин. 1:14), истину (Ин. 1:14), славу (Ин. 1:14), даже Самого Бога. «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Больше в прологе Иоанн не использует понятия Логоса, но нам понятно, что это богословие свойственно всему евангелию.

 

Пятое значение Логоса заключается в том, что он пришел во плоти как откровение. Он являет людям жизнь (Ин. 1:4), свет (Ин. 1:4–5), благодать(Ин. 1:14), истину (Ин. 1:14), славу (Ин. 1:14), даже Самого Бога. «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Больше в прологе Иоанн не использует понятия Логоса, но нам понятно, что это богословие свойственно всему евангелию.

 

11. Источники по истории апостольского века. Периодизация истории апостольского века.

 

Наши канонические евангелия, как исторические источники жизни Иисуса Христа, имеют неопровержимые для себя доказательства.

1) Древность евангелий засвидетельствована еще памятниками конца I и начала II в., — посланием Климента Римского, Св. Игнатия, ― Учением 12-ти апостолов ― и с особенною ясностью в последней четверти II в., именно, со времени Св. Иринея.

2) Подлинность, аутентичность евангелий, т.е. принадлежность их нашим евангелистам — Матфею, Марку, Луке и Иоанну заверяется для первых двух и 4-го евангелия Иоанна, мужем апостольским Папием Иеропольским (у Евсевия Ц.И. III, 39) в первой половине II в. и с полною определенностью для всех четырех у того же Св. Иринея. Поразительное дело! Евангелие 4-ое, как евангелие ― духовное ― по отношению к ― телесным, имеющее особое значение для изображения божественной личности Иисуса Христа и потому подвергающееся самым ожесточенным нападкам со стороны рационалистов, располагает наиубедительными доказательствами своей подлинности, — и именно, в живом предании от Св. Иоанна чрез его ученика Поликарпа Смирнского, в свою очередь учителя Св. Иринея Лионского, торжественно свидетельствующего: ― Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, издал свое евангелие, во время пребывания своего во Ефесе Асийском ―(Против ересей, III, I,1;ср. Ш, XI, 9).

3) Наконец достоверность евангельских рассказов не может подлежать сомнению, ибо ученики Иисуса Христа и их спутники имели возможность наблюдать жизнь Иисуса Христа и слышать непосредственно или чрез верное посредство (для Марка — ап. Петр, для Луки — ап. Павел) Его истинное учение.

Главным источником истории Апостольского Века является книга Деяний Апостольских. Но пробелы Деяний требуют восполнения, и современный историк Апостольского Века ищет его в других источниках. К таковым принадлежат, в первую очередь, послания ап. Павла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: