Сущность бухгалтерского баланса, его структура и значение

Графически бухгалтерский баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которой называется “Актив”, а правая - “Пассив”. В активе баланса показывается наличие хозяйственных средств организации (имущества), а в пассиве - наличие обязательств (капитала), т. е. источников образования этих средств. Каждый вид имущества или обязательств, показанный в балансе отдельной строкой, называется статье баланса. Все статьи актива и пассива объединены в разделы. Статьи актива группируются по признаку источников, за счет которых они образуются. Разделы пассива баланса отражают статьи однородных обязательств (источников образования хозяйственных средств). Баланс составляется на конец отчетного периода, но для целей анализа в нем приводятся данные на начало отчетного периода. Отчетным периодом является месяц, квартал, календарный год.

Правила оценки статей баланса установлены «Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации». В настоящее время организации составляют баланс-нетто, то есть амортизируемые активы показывают в балансе по остаточной стоимости. Кроме того, в балансе не показывают оценочные резервы. На величину оценочных резервов уменьшают остатки по счетам, предназначенным для учета активов, по которым образованы соответствующие оценочные резервы.

Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что итоги актива и пассива баланса на определенную дату обязательно должны быть равны. Это равенство вытекает из того, что в активе и в пассиве показывается одна и та же масса средств, но сгруппированная по разным признакам: в активе - по видам и размещению, а в пассиве - по источникам образования и назначению.

Учетной единицей в бухгалтерском учете является хозяйственная операция, которая характеризует отдельный факт в производственно-хозяйственной деятельности организации, вызывающий изменения в составе, размещении имущества и источников его образования. По признаку влияния на величину актива и пассива баланса хозяйственные операции делятся на четыре типа:

- операции первого типа изменяют состав имущества, то есть затрагивают только актив баланса. Валюта баланса при этом не изменяется;

- операции второго типа изменяют источники образования имущества организации (капитал). Они затрагивают только пассив баланса, валюта баланса не изменяется;

- операции третьего типа одновременно увеличивают величину имущества и обязательств организации, валюта баланса при таком изменении увеличивается. Актив и пассив баланса увеличиваются на одинаковую сумму;

- операции четвертого типа вызывают уменьшение имущества и капитала организации, валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину.

10. Система бухгалтерских счетов: строение и содержание.

Для наблюдения за наличием и движением объектов бухгалтерского учета применяют бухгалтерские счета. Графически бухгалтерский счет представляет собой двухстороннюю таблицу, левая сторона которой называется “Дебет”, а правая - “Кредит”. Каждому счету присваивается наименование того объекта, для учета которого он предназначен, и двузначный номер. Все суммовые изменения, происходящие с объектом учета в течение отчетного периода, записываются либо по дебету, либо по кредиту счета. Общая сумма записей, произведенных в отчетном периоде по дебету счета, называется дебетовым оборотом; общая сумма записей, произведенных в отчетном периоде по кредиту счета, называется кредитовым оборотом. В каждом счете записывается наличие объекта учета на начало отчетного периода. Эта сумма называется начальный остаток или начальное сальдо. По окончании отчетного периода в счете подсчитывается конечный остаток (конечное сальдо), которое показывает наличие данного вида средств или источников на конец отчетного периода.

Все счета по отношению к балансу делятся на активные, пассивные и активно-пассивные. Активные счета предназначены для учета имущества (хозяйственных средств) организации. По дебету этих счетов записывается увеличение объекта учета в денежном измерителе, а по кредиту - уменьшение. Начальное и конечное сально в этих счетах всегда дебетовое или нулевое. Конечное сальдо в активных счетах подсчитывается так: сальдо начальное плюс оборот по дебету минус оборот по кредиту.

Для учета капитала (источников образования хозяйственных средств) применяются пассивные счета. В них увеличение объекта учета записывают по кредиту счета, а уменьшение - по дебету. Конечное сальдо в пассивных счетах подсчитывается так: сальдо начальное плюс оборот кредиту минус оборот по дебету. Начальное и конечное сально в пассивных счетах всегда кредитовое или нулевое.

Некоторые счета имеют смешанный характер, то есть сочетают в себе признаки и активных и пассивных счетов. Эти счета применяются для отражения расчетов организации с другими юридическими и физическими лицами. В результате таких расчетов возникает и дебиторская и кредиторская задолженность. Активно-пассивные счета имеют одновременно и дебетовое и кредитовое сальдо. Дебетовое сальдо по счету показывает сумму дебиторской, а кредитовое – сумму кредиторской задолженности. При составлении баланса, остаток по активно-пассивному счету показывается развернуто: дебетовый - в активе баланса, а кредитовый - в пассиве.

Каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме не менее чем по двум бухгалтерским счетам: в одном счете по дебету, а в другом - по кредиту. Взаимная связь между счетами, отражающая данную хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими.

Запись хозяйственной операции по бухгалтерским счетам с указанием дебетуемого и кредитуемого счета и суммы по операции называется бухгалтерской записью, или бухгалтерской проводкой, или контировкой. Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные. Простой называется проводка, в которой один счет дебетуется и один счет кредитуется. Сложной называется бухгалтерская запись, в которой один счет дебетуется, а несколько - кредитуется, или наоборот, один счет кредитуется, а несколько - дебетуются.

По способу обобщения и группировки учетных данных бухгалтерские счета делятся на синтетические и аналитические. Синтетические счета предназначены для укрупненной, обобщающей группировки и учета состава средств и источников их образования в едином денежном измерителе. Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим. Аналитические счета открываются в развитие синтетических счетов для конкретизации общих показателей, содержащихся в синтетических счетах. Аналитические счета, на которых учитывается материальное имущество, ведутся не только в денежном, но и в натуральных измерителях.

Хозяйственная операция, записанная в синтетическом счете, обязательно отражается на соответствующих аналитических счетах, которые открываются в развитие синтетического счета. Начальный и конечный остаток синтетического счета должны быть равны суммам соответствующих остатков его аналитических счетов.

Сверка данных синтетического и аналитического учета производится путем составления оборотных ведомостей по каждому синтетическому счету, в развитие которого ведутся аналитические счета. В оборотной ведомости по аналитическим счетам перечисляют наименования счетов, и по каждому счету указывается единица измерения, цена, начальный остаток, приход, расход и конечный остаток. Данные приводятся в денежном и натуральных измерителях. В оборотной ведомости подсчитываются в денежном выражении итоги остатков, прихода и расхода. Эти суммы сравниваются с соответствующими итогами синтетического счета.

Промежуточное положение между аналитическими и синтетическим счетами занимают субсчета, называемые счетами второго порядка. Они представляют собой дополнительную группировку показателей однородных аналитических счетов в пределах одного синтетического счета. Субсчета необходимы для того, чтобы обеспечить получение данных, отсутствующих в синтетических и аналитических счетах.

Для проверки правильности учетных данных составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам. В ней перечисляют номера и наименования всех счетов. По каждому счету записывают начальный остаток, оборот по дебету, оборот по кредиту и конечный остаток. В оборотной ведомости должны быть три пары равных итогов:

итог начальных остатков по всем активным счетам должен быть равен итогу остатков по всем пассивным счетам;

итог оборотов за месяц по дебету всех счетов должен быть равен итогу оборотов за месяц по кредиту всех счетов;

итог конечных остатков по всем активным счетам должен быть равен итогу остатков по всем пассивным счетам.

Равенство итогов остатков по активным и пассивным счетам обусловлено тем, что эти суммы отражают общие суммы средств и обязательств организации. Равенство итогов оборотов за месяц по дебету и кредиту счетов объясняется применением метода двойной записи, при котором каждая хозяйственная операция записывается в одинаковой сумме по дебету и кредиту корреспондирующих счетов.

Перечень всех синтетических счетов, которыми имеют право пользоваться организации, называется Планом счетов. Единый План счетов разрабатывается и утверждается Министерством финансов РФ, он обязателен для применения всеми организациями, кроме бюджетных учреждений и банков. В Плане перечисляются все синтетические счета и субсчета с указанием их номера и наименования. Вместе с единым Планом счетов разрабатывается Инструкция к нему, в которой приводятся пояснения к каждому синтетическому счету и типовая корреспонденция по дебету и кредиту каждого счета. В случае необходимости предприятие может исключать из Плана счетов любые субсчета или вводить в него новые. Вносить изменения в перечень синтетических счетов без согласования с Минфином РФ запрещается. На основании единого Плана счетов каждая организация разрабатывает рабочий План счетов. В нем приводятся только те синтетические счета и субсчета, которыми пользуется организация в практике учетной работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: