Типы рынков по конкуренции

Покупатели Продавцы
Много Несколько Один
Много Совершенный рынок Олигопольный рынок Монопольный рынок
Несколько Рынок с олигопсонией Рынок с двойной олигополией Монопольный рынок
Один Рынок с монопсонией Рынок с монопсонией Рынок с двойной монополией

 

Совершенным называется только лишь один рынок, т.к. на нем рыночная власть покупателей и продавцов минимальна. Для возникновения совершенной конкуренции необхо­димы пять условий. Все продавцы на рынке будут совершен­ными конкурентами, если:

- каждый из них мал относительно рынка в целом;

- продук­ция является однородной;

- покупатели хо­рошо информированы о ценах продавцов;

- продавцы действуют независимо друг от друга;

- предприятия могут свободно выходить из от­расли и входить в отрасль.

Первое из этих условий гарантирует, что ни одно из предприятий не может оказывать заметного влияния на со­вокупный объем предложения. Второе условие, согласно которому продукт дол­жен быть однородным, гарантирует, что потребите­лям будет безразлично у какого продавца покупать товар. Если продукты однородны и если выполняется третье условие, согласно которому по­купатели осведомлены обо всех ценах продавцов, то любой продавец, повышающий цену, растеряет всех своих клиентов. До тех пор по­ка покупатели хорошо информированы о ценах, ни одна фирма не может запросить больше, чем запра­шивают другие.

Следующее условие требует, чтобы все продавцы в отрасли действовали независимо. Совершенно кон­курентные продавцы не объединяются для установ­ления соглашения о цене, которую они все назна­чат, или о совокупном объеме предложения. Конечно, каждый продавец заботится о своем собственном бизнесе, пы­таясь выбрать подходящий объем выпуска (максимизирующий ее прибыли) в предположении, что она не может влиять на цену.

Последнее, пятое условие, согласно которому продавцы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее, гарантирует, что любая фирма, использующая лучший способ производства, может войти в от­расль и что убыточные фирмы могут по своему же­ланию выйти из отрасли. Свободные вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посред­ством соглашения о сокращении выпуска, посколь­ку любое повышение цены, вероятно, способствует вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения.

Все остальные рынки - несовершенные.

Олигополия подразумевает наличие нескольких крупных про­давцов и множество средних и мелких. Закономерность появления олигополий очевидна, поскольку нельзя запретить предприятию расширяться, увеличивать масштаб производства, сливаться или поглощать другие предприятия в своем развитии. Олигополистический рынок — это ры­нок, на котором большая часть выпускаемой продук­ции производится крупными фирмами, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказы­вать влияние на весь рынок своими собственными действиями.

Например, энергетическая, автомобильная и металлургическая промыш­ленности являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, но цена определяется действиями, пред­принимаемыми всеми продавцами, как и при совер­шенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фир­мы.

На олигополистических рынках продукция мо­жет быть дифференцированной и если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекла­ме продукции. Чтобы рассчитать последствия изме­нений этих переменных, как и последствия измене­ний цены, олигополист должен предвидеть вероят­ную реакцию своих соперников.

На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барье­ры вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Чем слабее барьеры вхождения, тем более вероятно, что отрасль, в которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет при­влекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будут прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.

Самым крайним случаем несовершенной конкурен­ции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Термин «монополия» взят из древнегреческого языка и означает «один продавец». В реальной жизни монополия - это всегда во­прос власти над рынком.

Поскольку монополист является единственным поставщиком товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определя­ется рыночным спросом на его продукцию. Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком) по­вышать цену на свою продукцию путем огра­ничения своего собственного объема выпуска.

На монопольных рынках существуют барьеры вхождения, которые делают невозможным проник­новение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный при­ток прибыли.

Олигопсония - это такая структура рынка ресурсов производства, когда небольшое число фирм закупает все рыночное предложение определенного производственного ресурса. Под олигопсонией понимается такой вид рынка, на котором имеется лишь несколько покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Олигопсония противоположна монополии. Примером олигопсонии являются профессиональные спортивные лиги. Спортсмены могут продавать свои услуги небольшому числу фирм. Олигопсония схожа с олигополией в том, что конкурирующие фирмы понимают свою взаимозависимость. При олигопсонии несколько фирм обладают властью монопсонии и могут влиять на цену ресурса.

Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкретной специальности или на рынке, по-особому расположенном. Это может иметь место, когда работники руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, связанными с заработной платой, но и, к примеру, близостью работы от дома. Термин «монопсония» также греческого происхождения и означает «один покупатель». Термин «монопсония» принято применять ко всем рынкам, где покупатели устанавливают цену.

Чистая монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, боевого оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.

Власть монопсонии - это способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, увеличивается. Предложение производственных ресурсов фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой. Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль.

Преобладание в реальной жизни несовершенных рынков требует их должной организации. Поэтому рынки подразделяют на организованные и неорганизованные.

Организованными считаются рынки, действующие в рамках определенных законов и правил, которым подчиняются как продавцы, так и покупатели. Законы, как правило, устанавливает государство. К ним относят антимонопольные законы, законы о запрете недобросовестной конкуренции, о сертификации продаваемой продукции и т.д. Правила обычно устанавливают сами субъекты рынка, как это происходит на различных биржах.

Функционирование организованных рынков обеспечивается соответствующей рыночной инфраструктурой: банками, рекламными службами, информационными каналами, консалтинговыми компаниями, государственными инспекциями и т.д.

Неорганизованными являются рынки, действующие за рамками установленных законов. К таковым, прежде всего, относят «черные рынки», связанные с преступным миром. Этот рынок часто действует нелегально, так как объектом купли-продажи на нем являются товары, производство и продажа которых запрещена. Также к неорганизованным относят и «серые рынки», на которых продают вполне легальные товары, но без соблюдения необходимых законов и правил, например, товары, не прошедшие сертификацию. Наконец, к неорганизованным относят «теневой рынок», торговая деятельность субъектов которого нигде не зарегистрирована. Это может быть уличная торговля, оказание пассажирских услуг частными автомобилистами, ремонтные услуги и т.д.

«Во всех странах существует неорганизованный рынок, но его удельный вес в общей торговле зависит, как правило, от степени цивилизованности рыночных отношений. В большинстве развитых стран эта доля не превышает 5-10%, тогда как в неразвитых странах эта доля может достигать 40%. Невысокий уровень неорганизованных рынков считается явлением нормальным и даже необходимым, так как «отмывание» денег, полученных на неорганизованных рынках, происходит в сфере легального производства. Так что «теневой» рынок подпитывает «светлый» рынок.

Дальнейшую классификацию рынка можно проводить по разным критериям:

По объектам купли и продажи:

Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство.

Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без его развития теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

Рынки средств производства тесно связаны с рынками ссудных капиталов. Дело в том, что для массовой закупки техники необходимы довольно значительные средства, которые у предприятий не всегда в нужное время есть, поэтому приходится прибегать к займам на рынках ссудных капиталов. На данном рынке предприятие может взять ссуду на условиях ее возврата и уплаты процента, для того чтобы ее использовать на приобретение нужных средств производства. Но средства, необходимые для приобретения техники, могут быть получены и в результате выпуска ценных бумаг, прежде всего акций и облигаций».

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на: денежный рынок (краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, других краткосрочных денежных бумаг) и на рынок капиталов (средне- и долгосрочных ценных бумаг, т.е. акций и облигаций). Впрочем, комплексными являются и все остальные рынки.

Рынок услуг, в том числе гостеприимства и туризма существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами, их качество и своевременность. Рынок распространяется и на духовную сферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стимулируя материально их рождение, распространение, использование.

По времени использования рынок товаров и услуг можно разделить на рынки:

- товаров длительного пользования;

- текущего пользования.

На рынках товаров длительного пользования может наблюдаться очень интересный эффект. Производитель товара длительного пользования конкурирует сам с собой. Действительно, если производитель продал товар в текущем периоде, то в следующем периоде он его не продаст и не получит прибыли. Поэтому на таких рынках производитель обязан делать межвременной выбор.

По географическому положению:

- местный;

- региональный;

- национальный;

- мировой рынки.

По видам продаж:

- розничный;

- оптовый.

Оптовая торговля предполагает куплю-продажу товаров крупными, средними и мелкими партиями. Характерной особенностью оптовой торговли является ее посредническая роль. Она занимает место между производством и розничной торговлей. Наличие оптовой торговли различного масштаба делает возможным многоступенчатое посредничество.

Связь розничной торговли с оптовой может быть обеспечена через сбытовую или потребительскую кооперацию. Она представляет собой объединение для совместной покупки или продажи товаров оптом, Это снижает издержки обращения и ускоряет оборот капиталов. Деятельность торгующих предприятий находит отражение в цене товара. Товаропроизводитель продает товары по оптовой цене предприятия оптовому торговцу, который увеличивает ее на величину оптовой наценки и продает розничному продавцу, который к цене добавляет розничную наценку. В свою очередь, как оптовая, так и розничная наценка должна возместить торговцам их издержки и дать определенную прибыль (как минимум нормальную)».

По технологиям сделок:

- с посредником или без него;

- с помощью наличных или безналичных денег.

Вопросы к самоподготовке:

1. Охарактеризуйте состав дисциплин входящих в экономическую науку.

2. Что изучает экономика предприятия?

3. Охарактеризуйте значение туризма на макроэкономическом уровне и перечислите показатели оценки эффективности дея­тельности туризма на макроуровне.

4. Охарактеризуйте значение туризма на микроэкономическом уровне и перечислите показатели оценки эффективности дея­тельности туризма на микроуровне.

5. Объясните понятия Экономическая деятельность предприятия и Экономические агенты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: