«Кто быстрее» соберёт слова из морфем (морфемы даны впе-
ремешку): под-, -ть, -греб-, -к-, с-, -а-, -став-, -а (Подставка, сгре-бать.)
— О чём говорит каждая морфема? Какие морфемы имеют варианты?
— В каких морфемах есть позиционные чередования? Уча-щиеся транскрибируют слова: [патстафка]; [згриэбат’], затем делают морфемный разбор, объясняют написание приставок.
II. Работа по теме урока.
1. Чтение, анализ и запоминание правила правописания приставок (с. 28), подбор названия — неизменяемые пристав-ки, перевод таблицы на с. 29 в текст, запись слов с каждой изприставок, перечисленных в таблице.
2. Упр. 433—436 сопровождаются обозначением орфограм-мы № 10. Дополнительно учитель может задействовать при-ставку с -, в том числе с помощью игры «За кем последнее слово?». Вопрос на понимание: почему в словах здесь, здание, здоровье пишется буква з? Запись слов в словарики.
III. Закрепление изученного материала.
Объяснительный диктант сопровождается выявлением ху-дожественной роли приставки в отрывках из стихотворений
С. Есенина: 1) Отцвела моя белая липа, отзвенел соловьиный рассвет. 2) Напылили кругом. Накопытили. 3) Проходил я мимо, сердцу всё равно, просто захотелось заглянуть в окно. 4) Залюбуюсь, загляжусь на девичью на красу.