О роли дыхания в постановке певческого голоса

Немалое число педагогов придают дыханию основополагающее значение. Бытует даже афоризм: «Искусство пения — это искусство дыхания». Создаются различные методики, в которых рекомендуется тот или иной тип дыхания. Грудной, брюшной, грудно-брюшной, диафрагмический и т.д.

Однако явление «опоры звука» на дыхание или взаимодействие голосовых связок и дыхания имеют у вокальных педагогов различные толкования, главным образом из-за индивидуальных свойств и ощущений поющего, проявляющихся в процессе звукообразования.

В практике «опёртый звук» имеет понятие достаточно ясное и определённое. Это звук энергичный, собранный, окрашенный, легко несущийся. В противоположность ему «неопёртый звук» — это звук, который отличается вялостью, бледностью, рассеянностью, без надлежащей светлой окраски. Нередко это звук, зажатый горловыми мышцами вследствие форсировки т.е. чрезмерного нажима на гортань. Хорошо «опёртый звук» является результатом согласованной работы всех частей певческого аппарата, управляемого и регулируемого волей и сознанием поющего.

В формировании хорошо «опёртого звука» необходимо учитывать активное участие мышц диафрагмы, которые должны создавать необходимый напор воздуха на голосовые связки.
Внимание к певческому дыханию не должно идти в отрыве от работы всего звукообразующего аппарата и вне художественных задач, будь это песня или упражнение.

Отметим особо, что советы дышать только через нос – не жизненны. Особенно это заметно при исполнении произведений в быстром темпе или с приплясыванием. При дыхании через нос лёгкие в этом случае не успевают наполняться необходимым количеством воздуха для хорошей «опоры звука».

Стоит заметить, что при работе с детьми, особо заострять внимание детей на вопросах технологии звукообразования не стоит, так как при чрезмерном внимании ко всем компонентам может потеряться интерес к пению, как процессу самовыражения.
Не следует в детском возрасте превращать пение в некий технологический процесс. Процесс пения индивидуален, и поэтому общие для всех правила могут только запутать учащегося.

Но педагог обязан знать технологию звукообразования и тонко вести ученика к свободному, ненапряжённому пению при помощи собственного показа, прослушивания и совместного анализа пения других исполнителей.

Следует заметить, что народная певческая традиция всегда была частью быта, но не сцены. Поэтому необходимо изучить закономерности этих двух художественных систем. Бытовой и сценической.

В бытовой ситуации исполнительская импровизация является правилом. Здесь возможны погрешности исполнения, поиск интонации, остановки и т.д. то есть всё то, что связано с бытовой средой досуга. И здесь важно не путать различные бытовые моменты, погрешности творчества с художественными средствами.

При подготовке же сольного сценического выступления дыхание нужно заранее распределять, по фразам в соответствии с создаваемым художественным образом. Очень важно приучать к цепному дыханию при исполнении песен ансамблем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: