Работа с «гудошниками»

Нередко, проходя мимо поющей группы в детском саду, в школе или пытающихся петь взрослых, можно слышать, как лишь один только голос воспроизводит мелодию, остальные же просто выкрикивают слова. Ныне уже в общественном сознании сформировалась точка зрения, что люди выкрикивая слова, якобы поют песню.

За многие десятилетия отсутствия пения в школе наш народ утерял не только навык пения двух или трёхголосных песен, но и вообще представление о пении. Мы уже не услышим в застолье или на свадьбе не только стройного многоголосного пения, но и вообще пения гостей. Говорят, что нет способностей, что якобы «медведь на ухо наступил», что мы не артисты и т.д.

Часто преподаватели музыки, имеющие специальное образование, сетуют на то, что в классе или группе детского сада более половины от природы – «гудошники». Но заметим, ещё до середины 50-х годов прошлого века, не имеющие образования люди в сёлах, пели и умели передавать свои навыки пения детям. Каждая семья была певческим ансамблем. Люди не знали выражения «медведь на ухо наступил».

Обратим внимание на то, как народная песня способствует эффективному решению проблемы так называемых «гудошников».

Песни, звуковой объём которых составляет большая терция или кварта, воспринимаются и воспроизводятся как естественная речь. Если при этом в звукообразовании исходить из естественной речи, то, как показывает практика, интонация у детей быстро выправляется. В народной практике первичные интонационные формы возникали на основе речевой интонации и затем закреплялись певческой практикой.

Причиной неточного интонирования нередко является слабая атака звука, не опертость звука на дыхание, слабость голосовых мышц, вялость всех органов, участвующих в звукообразовании.

Душевная скованность, стеснительность, робость также не способствуют чистому интонированию мелодии. Немаловажную роль играет выбор тональности, в которой будет исполняться песня. Она должна быть удобна всей группе и в первую очередь «гудошникам».

Бывают случаи, когда учащийся не попадает ни на один из звуков мелодии. В этом случае целесообразно исходить из того звука, который он воспроизводит голосом. Необходимо подстроиться к нему своим голосом и инструментом, и, соединившись с ним, попеть его звук или его неверную интонацию.

При этом важно подчёркивать то, что у учащегося получается. Затем попросить его спеть другой звук или одну из фраз песни. Снова подстроиться к нему. При этом интонация должна иметь неширокую тесситуру.

Работая с одним «гудошником» или с группой, при этом нужно постоянно их подбадривать, так как в присутствии других детей у некоторых чувство стеснительности, замкнутости не позволяет внутренне раскрыться, опереть звук на дыхание.

Кстати, на вдох перед атакой звука необходимо постоянно обращать внимание, особенно при пении высоких звуков. Атака звука должна быть твёрдой, уверенной. Многие дети и взрослые нередко поют на выдохе с зажатыми горловыми мышцами.

Необходимо постоянно обращать внимание поющего на то, где начинается и кончается фраза.

Нередко для формирования чистого интонирования, используются частушки. Они повышают эмоциональный тонус.

Учитель пения обязан быть не только тонким музыкантом, певцом, физиологом, врачом, разбирающимся в природе звукообразования, но и психологом.

Должен видеть подлинные причины детонации, которые нередко связаны с болезнью голоса, горла, носа, других органов, с плохим настроением и т. д.

Переход к песням с более широкой тесситурой должен осуществляться после уверенного усвоения песен неширокого диапазона. Если, например, в детском садике, каждый год прибавлять по одному тону, то к выпуску из детского сада рабочий диапазон голосов детей может быть равен октаве.

Следует особо отметить, что игнорирование последовательности в певческом развитии отстающих учащихся с каждым годом ведёт к увеличению их числа, и это, в свою очередь, делает невозможным развитие остальных детей.

Именно поэтому приходится слышать на уроках музыки вместо пения сплошной гул или мелодекламацию всего класса на фоне единственного голоса учителя, поющего верную мелодию.

Необходимо выравнивать певческие навыки. Если этого не сделать, то все участники ансамбля, не слыша ладовых опор песни, тоже станут «гудошниками».

Большую роль играет подбор репертуара в соответствии с возможностями исполнителей. Подлинные народные песни, которых записано и опубликовано многие тысячи, являются самым благодатным материалом. И здесь встаёт вопрос умелой аранжировки народной песни руководителем коллектива в соответствии с тем уровнем, на котором находится его коллектив.

Очень важно учителю пения не ошибиться в определении типа голоса. Нередко детонация связана с тем, что у поющего очень низкий голос, а песни подаются в высокой тональности. Верный выбор тональности и неширокая тесситура песен – одно из главных условий достижения чистого интонирования особенно для начинающих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: