Показатели | Абсолютное изменение (+/-) | Темп роста, % | |||||
2015 от 2014 | 2016 от 2015 | 2015 к 2014 | 2016 к 2015 | ||||
1. Выручка | 133,6 | 101,7 | |||||
2. Суммарные затраты, тыс. руб. | 133,7 | 102,1 |
Окончание табл. 2.11
3. Переменные затраты | 136,8 | 100,7 | |||||
4. Постоянные затраты | 129,2 | 104,2 | |||||
5. Прибыль от продаж, тыс. руб. | -2900 | 132,8 | 94,0 | ||||
6. Безубыточный объем продаж, тыс. руб. (стр.4/ (1 - стр.3/стр.1)) | 133,1 | 102,9 | |||||
7. Запас критической надежности, % (стр.1 - стр.6) / стр.1 *100% | 12,42 | 12,72 | 11,62 | 0,30 | -1,10 | 102,4 | 91,3 |
8. Уровень операционного рычага (стр.1 - стр.3) / стр.5 | 8,05 | 7,86 | 8,61 | -0,19 | 0,74 | 97,6 | 109,5 |
9. Маржинальный доход | 129,6 | 102,9 |
Проведенные расчеты свидетельствуют о положительной тенденции маржинального дохода за период 2014-2016 гг., что свидетельствует о постоянном спросе на товары ООО «Меркурий».
Динамика маржинального дохода представлена на рисунке 2.8.
|
|
Рисунок 2.8. Динамика маржинального дохода и выручки ООО «Меркурий» за 2014-2016 гг., тыс.руб.
Анализ критического объема продажи (точки безубыточности) позволяет оценить степень надежности организации, то есть ее устойчивость к снижению спроса и соответственно объема продаж. Проведенные расчеты показали, что безубыточный объем продажи увеличился в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 194518 тыс. руб. (на 33 %), а в 2016 году по сравнению с 2015 годом - на 194518 тыс. руб. (на 3 %).
Запас критической надежности составил в 2014 году 12,4 %, в 2015 – 12,7%, а в 2016 году – 11,6 %. Такая динамика свидетельствует о снижении эффективности деятельности предприятия.
Очень важное значение имеет расчет показателя операционного рычага - это показатель потенциальной возможности изменения прибыли за счет изменения структуры затрат и объема реализации. Уровень операционного рычага снизился в 2015 году на 0,19 относительных единиц, а в 2016 году вырос на 0,74 относительных единицы, что свидетельствует о снижении рискованности деятельности организации.
По результатам анализа ООО «Меркурий» можно судить о низкой устойчивости деятельности данной фирмы в целом к различным угрозам. Прибыль компании нельзя назвать защищенной от разнообразных возможных негативных событий: падения спроса, повышения цен коммунальных служб и т.д.
Оценить правильность работы и эффективность применяемых методов менеджмента можно с помощью некоторых параметров. Один из наиболее оптимальных и информативных – это рентабельность предприятия. Для любого предпринимателя понимание этого экономического показателя – возможность оценить правильность расхода ресурсов на предприятии и скорректировать дальнейшие действия во всех направлениях.
|
|
При расчете всех показателей очень важно обратить внимание на такое понятие, как порог рентабельности. Данный показатель или если сказать точнее, точка, фактически стоит на разделении убыточного и эффективного состояния компании. Она служит для сравнения с точкой безубыточности, отражая, в какой момент убыточный бизнес стал эффективным. Чтобы проанализировать эффективность работы компании, необходимо сравнить фактические показатели доходности с плановыми. Кроме этого, в сравнении применяют данные за прошлые периоды и показатели компаний конкурентов.
Во многих случаях финансовая рентабельность предприятия становится ключевым показателем анализа деятельности бизнес-проекта, который помогает понять насколько хорошо окупаются вложенные в него средства. Правильно рассчитанные показатели по нескольким факторам и статьям используются при ценообразовании на услуги или товары, для общего анализа на рабочем этапе. Они высчитываются в процентах или используются в форме числового коэффициента: чем больше число, тем выше рентабельность работы предприятия.
Кроме этого, рассчитывать коэффициенты рентабельности предприятия необходимо в следующих производственных ситуациях:
- для прогноза возможной прибыли, которую предприятие сможет получить в следующем периоде;
- для сравнительного анализа с конкурентами на рынке;
- для обоснования больших инвестиционных вложений, помогая потенциальному участнику сделки определить прогнозируемую отдачу от будущего проекта;
- при определении реальной рыночной стоимости фирмы во время предпродажной подготовки.
Для проведения правильных расчетов и прогнозирования показателей в дальнейшей деятельности необходимо знать и понимать факторы, в разной степени влияющие на рентабельность. Специалисты делят их на экзогенные и эндогенные.
Среди экзогенных выделяют:
- н алоговую политику в государстве;
- общую конъюнктуру рынка продаж;
- географическое расположение предприятия;
- уровень конкуренции на рынке;
- особенности политической ситуации в стране.
Во многих ситуациях на рентабельность и показатели прибыли предприятия влияет его географическое положение, близость к источникам сырья или клиентам-потребителям. Огромное воздействие оказывает ситуация на фондовом рынке и колебания валютных курсов.
Эндогенные или внутренние производственные факторы, которые сильно влияют на рентабельность:
- х орошие условия труда для персонала любого уровня (что обязательно сказывается положительно на качестве продукции);
-эффективность логистики и маркетинговой политики фирмы;
- общая финансовая и управленческая политика руководства.
Учет таких тонкостей помогает опытному экономисту сделать уровень рентабельности максимально верным и реалистичным.
Анализ показателей рентабельности ООО «Меркурий» представлен в таблице 2.12.
Таблица 2.12