С понедельника по пятницу

Вечерня: в неделю вечер и с праздничной службы вечером приходные поклоны поясные, в иные дни — земные. Начало по Часослову (Часовнику) обычное, как и на воскресной службе.

Кафизма по Псалтырю чтется согласно дню (в неделю вечер — нет, понедельник — 6-я, вторник — 9-я, среда — 12-я, четверг — 15-я). Если же накануне на утрене читалось три кафизмы (см. подробнее в уставе утрени), то чтется кафизма 18-я.

Псалмы «Господи возвах» по Часослову чтем до стиха «Аще беззакония». И поем стихеры на 6 запевов. Три первых стихеры в Октае дню и три в Минее (бывает в минее дополнительно 3 стихеры Б-це, но они не поются). Слава, И ныне — богородичен наряду в Минее. А во вторник и четверг вечер — крестобогородичен наряду.

Если святому указано в Минее стихеры на 6, или двум святым по 3 стихеры, то в Октае стихер не поем, а все 6 в Минее.

Если святому есть «славник» (стихера с запевом «Слава...» без «И ныне»), то богородична наряду обычно нет и поем богородичен по гласу славника по дню недели (писаны в конце минеи в главе «Богородичны дневнии»). Крестобогородичен же указан наряду всегда.

Здесь и далее: при отсутствии полного Октая октайные песнопения берутся из соответствующей службы дню в Шестодневе, а при его отсутствии — «Службы по вся дни» из Общей минеи, Часовника, Псалтыри с возследованием.

При отсутствии месячных миней применяются песнопения из Общей Минеи, при этом если два святых одного чина, им можно служить единую общую службу, как одному. Поскольку Общая Минея предусматривает службы святым с различным количеством песнопений (четверичные, шестиричные, полиелеосные), то нужное количество стихер и славников определяется по «Церковному Оку», «Поморскому Уставу», а если их нет, то согласно типу службы (см. ниже).

После стихер чтется «Свете тихий» по Часослову. Прокимен дню со стихом и третий раз полностью. «Сподоби Господи». Ектения 12, Слава, И ныне.

Стиховна поется вся в Октае со стихами «К Тебе возведох». Если в Минее указан на стиховне славник или дополнительная стихера с запевом, то в Октае поем до Славы, а далее — по Минее. «И ныне» поем богородичен либо крестобогородичен согласно указанию к возвашному славнику.

По Часослову: «Ныне отпущаеши», «Святыи Боже» и прочее. Тропарь святому. Слава — второму святому (если служба двум), И ныне — богородичен либо крестобогородичен (во Вторник и Четверг вечер) по гласу последнего тропаря. Тропари святым при отсутствии Часослова чтутся по Минее либо в Общей Минее. Богородичны писаны в главе «Богородичны и крестобогородичны на 8 гласов» в Часослове (Часовнике) или в конце миней.

Поем ектению Господи помилуй 40, Слава, и ныне. «Честнейшую» и далее с земными поклонами. Отпуст дню и указанным в числе святым (из Прологов не упоминаются). «Аминь». Господи помилуй, 3-жды.

Затем поется (на сходе, без каждения) лития за-упокой:

Ставится свеща на подсвещнике, и поем Слава, и ныне — храмовую стихеру. Наставник чтет статию Синодика «на вседневных литиях» (Обычно перед ней чтут отрывки и из других статей и имена нарочитых усопших). Господи помилуй 40 (заупокойным напевом), Слава, и ныне. «Честнейшую» и далее с поясными поклонами. Отпуст заупокой вселенский. «Аминь. Рабом Божиим иже от века... вечная память (3-жды, малым роспевом)».

Если расход, исходные поклоны земные.

Далее к службам приходные и исходные поклоны земные.

Павечерница малая. Начало обычно, три псалма, «Слава в вышних», «Верую». Канон Б-це в Октае (при отсутствии Октая и Шестоднева чтем наряду канон 8-го гласа). Ирмосы поем 1-жды, тропари на 4. По 3-й и по 6-й пп. наряду (в Октае седален только по 6-й п.).

При переносах служб малым святым, или когда указано в Минее, канон Б-це чтется с каноном святому: Б-це ирм. 1-жды, тропари на 4 и святому на 4 без ирмоса и катавасии. По 3-й песни седален святому с богородичном (Вторник, четверг вечер — крестобогородичном), по 6-й — седален Б-це. Если святому есть кондак, а также при чтении канона Б-це по Часослову (там есть по 6-й п. кондак с икосом), то по 3-й песни на И ныне чтем седален Б-це, а богородичен святому пропускаем. В 9-ю песнь вчитываем стихеры святому, а также светилен, если есть: на 9-й п. вместо «Славы» запев святому, вместо «И ныне» — Б-це, затем стихеры святому с запевом. Слава — последняя стихера. И ныне — (поем) — «Достойно».

По каноне «Достойно есть» (земной поклон), «Святыи Боже». По «Отче наш» тропари храму Христову, если есть (во Вторник и Четверг вечер вместо него — тропарь Кресту), храму Б-цы (если есть), дню (Понедельник — безплотным, Вторник — Предотече, четверг — апостолам и свт. Николе), храмовым святым, затем «Боже отец наших» и прочее. Господи помилуй 40. «Иже на всяко время». На конце паве-черницы Слава, и ныне (без поклонов). Отпуст малый (преподобных и богоносных). Корпение («Ослаби остави»). «Ненавидящих».

Если корпения не творим (в случае, если павечерница служится до ужина или вместе с полунощницей), то Слава, и ныне — с земными поклонами. По отпусте — «Аминь». Господи помилуй, 3-жды.

Полунощница повседневная с кафизмой 17-й по Часослову со всеми тропарями наряду. Первые три поклона на молитве «Боже очисти мя» — земные. На конце согласно павечернице, с корпением.

Утреню полагается служить сразу после полунощ-ницы, начинаем от «Святыи Боже». Если же отдельно служим — от «Царю небесный». По трисвятом тропари «Спаси Господи» наряду. Поем Господи помилуй, 12, Слава, и ныне... веком. Старец: «Аминь». Ексапсалмы обычно. Третью Аллилуйя пением. Господи помилуй, 12, Слава, и ныне.

«Бог Господь» поем на глас 1-го тропаря. Чтем тропарь святому 2-жды, Слава — второму святому (если есть), И ныне — богородичен или крестобогородичен тот же, что и на вечерне. Поем Господи помилуй, 3-жды, Слава. Чтец: И ныне. Чтет кафизму в Псалтыри. По кафизме седальны в Октае со стихами наряду. Чтения поучений.

Кафизм читается две, а с понедельника по отдании Воздвижения до недели мытаря и фарисея при службе малым святым с Октаем — три (см. Указ в Псалтыри). Когда чтутся две кафизмы, указанные в Октае к 3-й кафизме седальны не чтутся.

Псалом 50-й, молитва Исусова и каноны: в Октае 1-й с ирмосом на 6 (ирм. 1-жды) и 2-й на 4 без ирмоса. И в Минее канон на 4. За катавасию ирмос канона в минее (поется в клиросе). По 3-й и по 6-й песнях поем Господи помилуй, 3-жды, Слава, и ныне. Чтутся кондаки и седальны наряду в Минее. По 3-й песни на И ныне чтем богородичен, а в среду и пятницу — крестобогородичен.

Если канон в Минее на 6, то в Октае в первом каноне два тропаря мученична пропускаем (чтется с ирм. на 4). Если два канона (на 8), то поется в Октае 1-й канон на 6 (2-й оставляется) и в Минее на 8. Покрываем ирмосом последнего канона.

В четверг же, если в Минее на 6, то: в Октае канон апостолам с ирм. на 5 и свт. Николе без ирм. с богор. на 3. А когда в Минее на 8, то един канон апостолам на 6; по иному же Уставу в канон апостолам перед богородичном велено вчитать один тропарь из канона свт. Николе с запевом (апостолам три запева, свт., Б-це).

По 6-й песни по икосе чтем Пролог. На 8-й песни вместо Славы запев: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа Господа», к катавасии поем запев «Хвалим благословим», по ней поклон земной. На «Величит душа» все шесть поклонов земные. По 9-й катавасии «Достойно» с поклоном земным. Поем Господи помилуй, 3-жды, Слава, и ныне. Светилен чтется в Октае 1-жды, Слава, и ныне — богородичен его (светильны по дням, общие для всех гласов, писаны в конце Октая). Если в Минее есть светильны, то чтется в Октае, (первому святому, если два), Слава — святому (второму, если два). И ныне — богородичен. В Понедельник и Вторник он в Минее, в остальные дни — в Октае.

Чтем хвалитные псалмы. «Тебе подобает», «Слава показавшему», «Слава в вышних».

Если в Минее есть хвалитные стихеры, то псалмы чтем до первого запева и читаем стихеры с запевами (подобно блаженнам). Поем только славник и богородичен (его подбираем согласно указанию на возвахах). Затем чтец: «Слава показавшему» («Тебе подобает», когда есть стихеры, не чтется).

По «Слава в вышних» ектения Господи помилуй, 12, Слава, и ныне. Поем утреннюю стиховну в Октае со стихами «Исполнихомся заутра». Если указано и в Минее, добавляем как указано на вечерней стиховне, Чтец: «Благо есть», 1-жды. Трисвятое. По Отче наш тропари чтутся как на вечерне по «Ныне отпущаеши». Ектения Господи помилуй, 40, Слава, и ныне... веком. Чтец «Аминь». «Приидите поклонимся» и (без отпуста) час 1-й обычно как и на воскресной службе. Тропарь и кондак святому. Если два, тропарь 1-му, Слава — 2-му. Кондаки на часах чередуем. По молитве «Христе Свете» Слава, и ныне с земными поклонами. Отпуст как на вечерне. «Аминь». Господи помилуй, 3-жды. По Уставу положена и лития заупо-кой, как и после вечерни.

Часы чтутся обычным последованием (без поча-сий). Тропари и кондаки как указано на 1-м часе. На Обеднице «И ныне. Единородный» пением. Блаженны в Октае на 6. Если указана песнь в Минее, то в Октае на 4 и указанная песнь от канона на 4. Когда в Минее две песни (на 8), в Октае оставляется. Апостол дню и святому. Если два святых, то дню, 1-му под зачало, затем 2-му (При определении зачала святому следует руководствоваться Церковным Оком, другими Уставами, так как в конце Апостола и в Минеях иногда указания отсутствуют). Если святому апостола нет, чтется дню и зачало заупокой по дню недели (6 зачал указано в конце Апостола).

Чтется евангелие соответственно апостолу. «Слава Тебе» поется малым роспевом, поклон земной.

«Помяни нас». «Лик небесный». По Ослаби кондак храму Христову (кроме Среды и Пятницы), дню, храмам святых, святым в числе. Слава — «Со святыми покой». И ныне — храму Богородицы (если нет — «Заступнице християном»). Господи помилуй 12. «Всесвятая Троице» и прочее. «Достойно есть» малым. Слава, и ныне с земными поклонами. Отпуст как на вечерне. «Аминь». Господи помилуй, 3-жды.

Примечание: Несколько шестиричных святых в году обозначено красным трехточием. Им поется на утрене Великое Славословие. Этим святым тропари на вечерне и утрене, а иногда и стихеры поются с богородичнами воскресными, а не дневными. Конец утрени праздничный: чтем две кафизмы, седальны в Минее, каноны согласно указаний Минеи, некоторые уставы указуют в субботу таковым святым чести каноны без Октая: храму на 6, и святому на 6. По 8-й и на 9-й песни поклоны кроме последнего поясные. Хвалитные стихеры поем. Затем Великое Славословие и трисвятое. Тропарь святому с богородичном воскресным по-гласу. Ектений 40 и 12. Честнейшую (в пояс) и отпуст. Час 1-й с отпустом малым на конце. Без литии. Исходные поясные. На часах приходные и исходные поясные, служба как полиелеосным святым.

 

Особенности службы в субботу

Приходные, исходные и перед отпустом поклоны обычные в пояс.

В пятницу на вечерне кафизма 18-я. Стихеры на 6 только по Минее (если их три, поем по 2-жды, а в Октае не поется). Славник, если есть, в Минее, а И ныне — догмат проходящего гласа наряду в Октае. Стиховна в Октае, но поются не стиховенные стихеры, а два последних мученична с возвахов и один со стиховны, всего три. В некоторых гласах на стиховне два мученична, тогда с возвахов берем один. Стихи повседневные — «К Тебе возведох». Слава, и ныне — богородичен воскресный проходящего гласа от воскресных стиховенных. Если же славник в Минее, то И ныне — богородичен дневной по-гласу, как и в другие дни. Если святому нет тропаря и кондака, чтутся общие по чину святого. По тропарях на И ныне — богородичен воскресный проходящего гласа.

После вечерни лития не поется, а служится вселенская панихида с каноном заупокой проходящего гласа (писан в субботу на утрене). Если же панихида не служится, канон усопшим чтется на павечернице перед каноном Б-це, по 3-й песни «Воистину суета», Слава, И ныне — седален Б-це, по 6-й — кондак и икос заупокой.

На павечернице по «Достойно есть» тропари храму Христову и храму Богородицы, «Апостоли, пророцы», Слава — «Со святыми покой», И ныне — «Яко начатки» (не заменяется, «Помяни Господи» не глаголется).
Полунощница субботняя с кафизмой 9-й. Тропари наряду.

На утрене на Бог Господь на И ныне — богородичен воскресный, но по-гласу тропаря, а не проходящего гласа. Кафизмы 16-я и 17-я, седальны в Октае. Каноны: в Минее с ирмосом на 6, ирм.1-жды (и четверичному, и шестиричному), храмовому святому на 4, и в Октае 1-й канон на 4. Покрываем ирмосом октайного канона.

Если же храм Христов или Б-це, то чтем прежде храму на 6, ирм.2-жды, затем в Минее на 4 и в Октае на 4. А когда в Минее на 6, то храму с ирм. на 4, ирм.1-жды. Также и храмовым святым — архангелу Михаилу, св. Иоанну Предотече, ап. Иоанну Богослову, апп. Петру и Павлу — канон чтется первым.

По 3-й песни кондак и икос храму, седальны по Минее, а на И ныне — седален храму (Христову или Б-цы; а храму св. чтем седален после икоса ему, затем по Минее все). Иные уставы по 3-й и 6-й песнях указуют только по Минее читать.

Когда же в Минее на 8, то храму не чтем, но в Минее 1-й с ирм. на 6, 2-й на 4, и в Октае на 4. По 3-й песни в Минее.

На Честнейшую обычно в пояс. Светильны в Октае, а если есть в Минее, чтутся в Минее без богородична, затем в Октае, пропуская «Небо звездами». Хвалитные в Октае не поются, а переносятся на утреннюю стиховну первые три, со стихами «Исполнихомся». Слава, И ныне — богородичен хвалитный. Если в Минее славник, то И ныне — богородичен от дневных. Остальные октайные стихеры не поются. Тропарь как на вечерне.

На часах блаженны в Октае, а если указано в Минее, то чтем в Минее с ирмосом на 4 и в Октае все на 4. Когда в Минее на 8, Октай оставляется. Апостол и евангелие прежде святому, потом дню (последнее). Если святому нет, чтем обычно дню и заупокой. По Ослаби кондаки храмам Христову и Б-цы (без храмов святых), затем в числе. Слава — «Со святыми покой», И ныне дню — «Яко начатки»

 

Особенности служб в предпраздньстве

Приходные и исходные поклоны земные. Если не предпраздьство храмового праздника, служится по Октаю и Минее, (подробно следует смотреть в Минеях, так как есть различия).

На вечерне возвашные стихеры все в Минее (в пятницу вечером на И ныне — догмат гласу). Стиховна в Октае до Славы. Тропарь святому, Слава и ныне — предпраздньству. Если святому нет, чтется празднику един. Отпуст дню обычно. Лития заупокой.

На павечернице канон Б-це. По Достойно тропари обычно, но вместо храмового чтется предпраздньству (соответственно господский или богородичный).

На утрене тропарь предпр.2-жды, Слава — святому. И ныне — предпр. Кафизмы две, седальны в Октае. Канон в Октае на 6, предпраздньству на 4 и святому на 4. Покрываем ирмосом святому. (В субботу предпр. на 6, св. на 4 и в Октае на 4). Светилен в Октае. Слава — святому, И ныне — предпр. (В субботу — предпр., св., затем в Октае, кроме «Небо») На стиховне в Октае. Слава, и ныне — предпр.

На часах тропарь предпр., Слава — святому. Кондак предпр. Блаженны по общему уставу. Апостол и евангелие дню, затем завтрашнего дня и святому, если есть. По Ослаби обычно, вместо храмовых чтем предпр. (В субботу И ныне — предпр.)

В предпраздньства Рожества и Богоявления Октай не служится. На вечерне все по Минее. Отпуст дневной обычно. На павечернице канон Б-це не чтется. Есть канон или трипеснец в Минее. По Достойно кондак предпр. На утрене седальны в Минее, канон предпр. на 8 (ирм.2-жды, раз поем, второй чтем) и святому на 4 или 6. Покрываем ирмосом святому. Светилен предпр.2-жды (или св., Слава, и ныне — предпр). Есть и хвалитные стихеры. На часах блаженны предпр. По Ослаби же обычно.

 

Особенности служб в попраздньстве

Приходные и исходные поклоны земные. Служба вся по Минее. На вечерне возвашные стихеры все в Минее (в пятницу И ныне — догмат). Стиховна в Минее. Тропарь святому, Слава и ныне — празднику. Если святому нет, чтется празднику един. Отпуст дню обычно. Лития заупокой.

На павечернице канон Б-це (кроме попраздньства Рожества и Богоявления). По Достойно кондак празднику. На утрене тропарь празднику 2-жды, Слава — святому. И ныне — празднику. Кафизмы две, седальны в Минее. Канон празднику на 8 (ирм.2-жды, раз поем, второй чтем, каноны чередуются по дням попраздньства) и святому на 4 или 6. Покрываем ирмосом святому. По 3-й и 6-й песнях наряду. Светилен празднику (в числе) 2-жды (или св., Слава, и ныне — праздн). Утренняя стиховна праздн. На часах тропарь празднику, Слава — святому. Кондак празднику. Блаженны празднику рядовая песнь на 6, а если двух канонов или с 6-й песнью святому, то на 8 (за период попраздньства последовательно вычитываются все песни праздничного канона). Апостол и евангелие дню и святому (или заупокой). По Ослаби обычно, вместо храмовых чтем празднику (В субботу И ныне — предпр.). Задостойник празднику.

Служба на отдание двунадесятых праздников

Приходные и исходные поклоны поясные. Стихеры и каноны с самого праздника. Малой вечерни не бывает.

На вечерне кафизма рядовая, стихеры на 6. (в пятницу И ныне — догмат, кроме Рожества). Паремии не чтем. Литии не поем, стиховна празднику. Тропарь празднику, ектения 40 и отпуст дню и святому. Литии заупокой нет (не по всем уставам).

На павечернице кондак празднику. Полунощница с рядовыми тропарями.

На утрене тропарь 3-жды, кафизмы две, седальны празднику. Пс.50-й и каноны празднику (2-й канон чтется с ирмосом на 6). Честнейшую не поем. Припевы празднику. Светилен 2-жды. Стихеры празднику. Великое Славословие и обычный праздничный конец.

На часах тропарь и кондак празднику. Блаженна песнь 9 на 6 (двух канонов — на 8). Апостол и евангелие только дневное (надвое). По Ослаби кондак празднику. Задостойник празднику.

 

Особенности повседневной службы с Цветной триодью

Приходные и исходные поклоны поясные.

На вечерне кафизма рядовая, стихеры в триоди три и в Минее три. Слава — святому, если есть. И ныне — триоди. Если же в Минее на 6, то триодные стихеры с возвахов переносятся на стиховну, и поются вместо рядовых (те оставляются) со стихами с утренней стиховны (праздничными). Стиховна в триоди. Слава — святому, если есть. И ныне — триоди. Тропарь воскр. (в попраздньство нед. мироносиц — «Благообразный»), (1-му святому), Сл. — святому (второму), И ныне — богородичен воскр. по-гласу.

В попраздньства Недели о Фоме, Преполовения, Вознесения, Пятьдесятницы — тропарь святому. Слава, и ныне — празднику.

Ектения 40 и отпуст дню и святому. Лития заупокой.

На павечернице канон Б-це кондак триоди. Полунощница с рядовыми тропарями.

На утрене тропарь воскр.2-жды (в попраздньство нед. мироносиц — «Благообразный» и «Егда сниде»), (1-му святому, тогда воскр. 1-жды), Сл. — святому (второму), И ныне — богородичен воскр. по-гласу.

В попраздньства Недели о Фоме, Преполовения, Вознесения, Пятьдесятницы — тропарь празднику 2-жды, Слава — святому. И ныне — празднику.

Кафизмы две, седальны в триоди. «Воскресение Христово», 1-жды (до Отдания Пасхи). Пс.50-й и каноны: в триоди на 8 (ирм.2-жды, писан в предыдущую неделю) и святому на 4 (шестиричному 6 и 6, двум святым — 6, 4 и 4). Покрываем ирмосом в Минее. По 3-й песни кондак и икос святому (так в Уставе), седален в Минее (шестиричному — 2-жды), Слава, И ныне — триоди. По 6-й песни — триоди. Честнейшую поем. Светилен триоди 2-жды (когда есть — святому, Слава И ныне — триоди). На хвали-тех стихеры в триоди на 4. Если есть и святому, поем в триоди 3 и святому 3. Слава — святому, если есть. И ныне — триоди. Утренняя стиховна и тропарь согласно вечерне.

На часах тропарь триоди. Слава — святому. Кондак един триоди. Блаженна трипеснец в триоди: на 12, поем ирмос, а затем стих «Во царствии си», и чтем поряду тропари. Если и святому указана песнь, то чтем на 16, в триоди на 12 и святому песнь 6-я на 4, перед Славой добавляя три запева «Помяни нас.».. (Ин Устав: в триоди на 8 и в Минее песнь 3-я на 4). Апостол и евангелие дневное и святому (заупокой). По Ослаби кондаки храму Б-цы, храмам святых, святым в числе, Слава — «Со святыми покой». И ныне — триоди. Задостойник «Светися», в попраздньства — празднику.

В субботу (кроме троицкой родительской): в пятницу на вечерне на возвахах Слава — триоди, и Ныне — догмат гласу. Если святому Слава, то триодную поем к возвашным под запев к 3-й стихере. Если в Минее двум святым, то 2-му три стихеры переносим к хвалитным.
По тропаре на вечерне и в конце утрени в те недели, когда чтутся богородичны, чтем богородичен гласу, а на Бог Господь — по-гласу.

Каноны триоди на 6, храму святого на 4 и святому на 4. Если же нет храма святого или храм Христов и Богородичен или канон в Минее на 6 и двум на 8, то чтем как и в прочие дни.

Блаженны четверопеснец на 16, с дополнительными стихами «Помяни нас». Апостол и евангелие прежде дню, затем святому или заупокой. Остальное как и в прочие дни.

 

Аллилуйная служба

Помимо Великого Поста совершается в отдельные дни других постов с понедельника по пятницу, когда в Уставе указано «аллилуйя», то есть нет тропаря святому, а иногда и кондака. По Поморскому Уставу в эти дни прилучившимся полиелеосным святым в понедельник, среду, пятницу служба часто переносится, а поется аллилуйная. Кроме постов положена также 3 июля, но по обычаю служится в этот день рядовая четверичная с общими тропарем и кондаком. Примерный перечень дней аллилуйной службы:

В Петров пост 27 мая, 5, 6 июня (пон., ср., пят.), 7, 10, 15, 16, 22 июня, В Успенский пост 3 или 4 августа, В Рождественский Пост 15, 26 ноября (по Поморскому Уставу, пон., ср., пят., если не празднуется вмч.), 29 ноября, 1, 2, 7 (пон., ср., пят.), 8 (ср., пят.), 11 (пон., ср., пят.), 16, 18, 19 декабря.

 

Устав:

На вечерне приходные поклоны согласно повседневной службе: если земные — от начала вечерни все поклоны земные; если поясные — земные начинаются от «Сподоби Господи».

Третью Аллилуйя чтением. Кафизма обычно. Стихеры святому 3 и Б-це в Минее 3. Слава, и ныне — в Минее (в неделю вечер стихеры в Октае 3 и святому 3, а Б-це оставляются). Вместо прокимна кроме недели вечер поем «Аллилуйя аллилуйя аллилуйя» на глас 6, со стихом, трижды (В Часовнике эти стихи не указаны, это стих ко 2-му седальну по 1-кафизме на утрене в Октае).

Сподоби Господи. Ектения 12. Стиховна в Октае. По «Ныне отпущаеши» тропари наряду— «Богородице Дево» с поклонами. «Под Твою милость». Господи помилуй 40, Господи благослови-поем говором без поклонов. Настоятель— молитву Исусову. Чтец: «Аминь. Небесный Царю» и прочее. Честнейшую с земным поклоном и по За молитв три поклона с молитвой «Господи и Владыко». Слава, И ныне с земными поклонами. Отпуст обычный и лития заупокой (на ней всегда поклоны в пояс).

Если же поклоны были земные от начала, то По Честнейшую 17 земных поклонов. Трисвятое и по Отче наш без возгласа Господи помилуй 12. Далее Слава, И ныне с земными поклонами.

Павечерница, когда приходные в пояс — малая. От начала поклоны в пояс, от Слава в вышних— земные. По Верую канон Б-це обычно. По трисвятом тропари обычные. По Честнейшую 17 земных поклонов. По Нескверной трисвятое и по Отче наш без возгласа Господи помилуй 12. «Даждь нам Владыко» и прочее. Слава, И ныне с земными поклонами. Отпуст малый. Корпение. «Ненавидящих» (всегда с поясными поклонами). Исходные поклоны земные.

С земного же начала павечерница великая. Поклоны земные. Псалмы «Внегда возвах» и прочие. «С нами Бог» — чтем. По «О пресвятая» на трисвятом поклоны всегда в пояс, тропари по дню наряду. По 2-м трисвятом наряду. По «Слава в вышних» канон Б-це и далее как указано выше на малой («Господи сил» не поется).

Полунощница с земными поклонами и 17-ю.

На утрене до кафизмы поклоны всегда поясные. Вместо Бог Господь поем Аллилуйя на глас Октая. Вместо тропарей чтутся троичны (в конце триоди или Октая) гласу с концами по дню недели. Кафизмы, седальны обычно. От кафизмы поклоны земные. Каноны согласно повседневной службе. Если кондака святому нет, то по 6-й песни чтем мученичен, который писан в Октае к 2-й кафизме, тогда там его не чтем. Светилен троичен, концы его или начала заменяем соответственно троичну на Аллилуйя. Если святому есть светилен, глаголем его на Славу вместо 2-го троична. По стиховне «Благо есть» 1-жды, по трисвятом троп, наряду— «В церкви стояще». Поем говором Господи помилуй 40, Господи благослови. Молитва Исусова. Небесный Царю. По Честнейшую 17 поклонов. Приидите поклонимся и час 1-й. Вместо тропаря чтется «Заутра услыши» со стихом и поклонами, 3-жды, без пения. Слава — поклон, И ныне — поклон. «Что Тя наречем, О, Обрадованная» (поклон) и прочее. «Стопы моя направи» чтем обычно. По Отче наш наряду. По Честнейшую 17 поклонов, «Святыи Боже...», по Отче наш без молитвы Исусовой Господи помилуй 12, «Христе свете». Приидите поклонимся и почасие 1-го часа. Три псалма, по трисвятом тропари. Господи помилуй 30. По Честнейшую 4 поклона, обе молитвы. Слава И ныне поем с поклонами. Отпуст дню. Лития заупокой.

На часах по Аллилуйя тропари постные без пения (по иному же уставу их поем говором, как в Великий пост). Слава, И ныне, богородичны — с поклонами. По трисвятом наряду (по иному Уставу, если читали по 6-й п. на утрене кондак святому, то на всех часах по «Отче наш» кондак св.).

По Честнейшую 17 поклонов, молитва «Владыко Боже Отче» (на всех часах), Приидите поклонимся и почасие: три псалма, по трисвятом тропари. Господи помилуй 30. По Честнейшую 4 поклона, молитва и следующий час. В Часовнике почасий нет, только в Часослове и Псалтыри с возследованием.

Обедницу обычно чтем. «Единородный» — чтением. Блаженны в Октае. Апостол и евангелие только дню (надвое). По Ослаби обычно. Господи помилуй 40, Слава, И ныне. Честнейшую. 1 7 поклонов. Трисвятое и по Отче наш без возгласа Господи помилуй 12. «Всесвятая Троице» и прочее.
В тот же день вечером, если совершается повседневная служба с Бог Господь, служим павечерницу Среднюю по Часослову. В Часовнике отсутствует. Представляет собой сокращение Великой павечерницы: начало от Царю небесный. По Приидите поклонимся сразу переход к пс. «Живыи в помощи». По «О Пресвятая» по трисвятом вместо рядовых тропарь святому с богородичном как в конце вечерни. Господи помилуй 40 и далее. По Приидите поклонимся пс.50 и далее вся Малая павечерница за исключением «Верую».

 

Служба с Общей Минеей

При отсутствии необходимых книг службы проводятся по общей Минее.

Вместо Октая или триоди используется глава «Служба по вся дни». На вечерне: на возвахах первые три стихеры «Егда хощеши», стиховна. На утрене седальны к двум кафизмам (когда три — повторить) и канон (читать на 10, 8, 6, согласно уставу, ирм.1-жды). Светилен, стихеры утренней стиховны. На часах блаженна. Помещены зачала апостола и евангелия, они чтутся, если нет соответствующих книг.

Вместо Минеи используются общие службы святым. Из них по общему Уставу выбирается (прочее пропускается):

Четверичному святому — три возвашных стихеры с первым богородичном или крестобогородичном (когда два святых, берутся только второму), тропарь, канон на 4, седален с борогодичном или крестобогородичном, кондак, икос.

Шестиричному святому — три возвашных стихеры (поются по 2-жды, на 6), Славник с его богородичном или крестобогородичном, стиховенный славник с его богородичном или крестобогородичном тропарь, канон на 6, седален дважды с борогодичном или крестобогородичном, кондак, икос, светилен с бого родичном, на утреннюю стиховну хвалитный славник с его богородичном или крестобогородичном. На часах блаженна песнь 3-я от канона, апостол, евангелие (из общих зачал в конце Общей Минеи, если нет соответствующих книг).

Двум святым — если святые одного чина, стихеры поются общие, если различных — поется каждому свое, богородичны к стихерам и седальнам второго святого.

Предпраздньствам и попраздньствам — из «Службы праздникам Господским» или «Службы праздникам Богородичным». Три возвашных стихеры, и славник на И ныне. Стиховна, тропарь, седальны по двух кафизмах, канон, седален, кондак, икос, светилен. Хвалитные стихеры переносятся на утреннюю стиховну со стихами теми же, что и на вечерней стиховне. На часах блаженна песнь рядовая от канона.

* Примечание: если кроме Общей, имеется Праздничная Минея, в попраздньства песнопения следует выбирать из службы празднику, помещенной там, согласно указанию выше. В предпраздньства же следует брать песнопения из Общей Минеи.

О замене триоди Общей Минеей указаний не встречается, возможно использовать «Службу по вся дни» вместо Постной Триоди, «Службу праздником Господским» вместо Цветной.

* «малые святые» — не отмеченные знаком в святцах («четверичные») либо отмеченные трехточием («шестиричные»). Отмеченным крестом святым («полиелеосным») служба совершается праздничная по подобию службы свт. Иоанну Златоусту(13 ноября), вмч. Георгию (26 ноября), трем святителям (30 января) и др.

· О ПОЛУНОЩНИЦЕ

Каждый христианин должен знать о том, что церковная служба состоит из следующих частей: вечерня, павечерница, полунощница, утреня и часы. Не умаляя достоинства остальных служб, хочется особо остановиться на незаслуженно забытой нами, староверами, службы полунощницы. Еще пророк Давыд говорил в своих псалмах: «Полунощи востах, исповедатися о судьбах правды Твоея». (Пс. 118. с. 62) «В нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа». (Пс. 133. с. 2), «Се не воздремлет, ни уснет, Храняи Израиля». (Пс. 120. с. 4). А мы, верующие, называющие себя останками древлего благочестия, в тот момент, когда недремлющее Око Творца Небесного «не дремлет, ни уснет», мы спим. Господь, желающий нашего спасения не спит, мы, желающие лишь языком своим получить это спасение, — спим и душой, и телом.
Исус Христос в Своей день, когда готовился к вольной Своей страсти, в полунощи молился в поте лица Своего. Мы же, не взирая ни на что, забываем, не говоря о домашней службе, но и в соборной церковной службе, закрываем глаза на полунощницу и отвергаем ее. За это осудит нас Бог. А желающим молиться эту службу, хочется дать следующие уставные указания.

Служба полунощница бывает трех разновидностей воскресная, повседневная и субботняя. Воскресная полунощница читается всегда с каноном троичным гласу недели и кондак на ней также гласу, (за исключением праздника Троицы, когда читается кондак «Егда сшед...» Полунощница повседневная (с кафизмой 17-й) и субботняя (с кафизмой 9-й) служатся по единому уставу. Тропари этих служб написаны наряду. Исключение составляют следующие праздники:

— все двунадесятые праздники, когда вместо обычных тропарей чтем по 1-м трисвятом тропарь празднику, а по 2-м трисвятом — кондак.

— Рождеству и Усекновению Иоанна Предотечи, святым апостолам Петру и Павлу, оба праздника Иоанну Богослову и храмовым праздникам, а честь святых — тропарь святому, слава и ныне — богородичен. Кондак святому. Если храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Знамения и прочих явлений Ея, то тропарь и кондак празднику.

— На Обрезание Господне тропарь и кондак только празднику.

— На Собор св. Иоанна Предотечи также тропарь и кондак только празднику.

— В субботу праведного Лазаря тропарь и кондак Лазарю. (Если в тот день Благовещение, то тропарь и кондак Лазарю, слава и ныне — Благовещению. Если храм в честь святых, то сначала тропарь и кондак храму, а после слава и ныне — Лазарю).

— На Страстной неделе, кроме великой Субботы, тропари обычные.

— В великую Субботу тропари все три, кондак субботе.

— В Преполовение и в День Святаго Духа устав тот же, что и в субботу Лазареву (кроме праздника Благовещения).

— В отдание Пасхи: тропарь воскресен, слава и ныне — богородичен, кондак Пасхе. Если в этот день храмовой праздник святому, то тропарь воскресен, слава — святому и ныне — богородичен по гласу святого. Кондак святому, слава и ныне — Пасхе.

— 26 декабря тропарь празднику. Кондак празнику, слава и ныне — Собору.

В остальные все седмичные дни, даже если есть полиелейный святой, тропари наряду.

Если чтем тропари праздничные согласно данного устава, то после «Господи помилуй» Х12 головщик поет слава и ныне без поклонов, а в молитве «Ненавидящих и обидящих...», не читается стихера «Помяни Господи, прежде...» это же не читается и во все воскресения.

Согласно древних уставов, павечерница и полунощница не читается, когда совершаются всенощные бдения. Но Выговский и рижский уставы повелевают ее совершать. Пусть решение остается на совести настоятеля или уставщика.

 

+ Уставъ о катавасіи всего года,поющейся въ господскіе, владычные и богородичные праздники и воскресные дни и нарочитыхъ святыхъ всего лѣта, начинающейся отъ мѣсяца сентября съ 1-го числа на весь годъ +

Съ 1-го до 21-го сентября до отданія праздника Воздвиженія Честнаго Креста Катавасія: „Креста начертавъ Моисей";

отъ 22-го сентября до 20то ноября: "Отверзу уста моя";

отъ 21-го ноября до 31 декабря, до отданія Рождества Христова: „Христосъ рождается;

отъ 1-го января до 14-го того же мѣсяца, до отданія Богоявленія: „Глубинѣ открылъ есть дно";

отъ 15-го января до отданія Срѣгенія Господня: „Сушу глубородительную землю";

отъ отданія Срѣтенія Господня, кромѣ недѣль (воскресеній) четыредесятницы и пятидесятницы до 1-го августа: „Отверзу уста моя";

отъ 1-го августа до самаго праздника Преображенія и на самый праздникъ: „Креста начертавъ Моисей";

въ попразднествѣ Преображенія и до отданія: „Лицы израильстіи";

отъ 14-го до 23-го августа, до отданія Успенія: „Преукрашена божественною славою";

отъ отданія Успенія до 1-го сентября: „Креста начертавъ Моисей".

Четыредесятницы же и пятидесятницы.

Въ недѣлю Мытаря и Фарисея, въ недѣлю 2-ую, 4-ую и 5-ую Св. Великаго поста: „Отверзу уста моя";

въ недѣлю Блуднаго Сына, въ мясопустную, сыропустную, въ 1-ю, 3-ью Св. Великаго поста, въ недѣлю Цвѣтоносную, Страстную, — катавасія тріоди.

Аще случится празднуемой святой во всю четыредесятницу въ седмичные дни; „Отверзу уста Моя".

Отъ недѣли Св. Пасхи и до отданія: „Воскресенія день".

Въ день преполовенія Пятидесятницы и на отданіе: „Море огустилъ еси".

Въ недѣлю шестую по Пасхѣ и на отданіе Пасхи: „Спасителю Богу".

На самый праздникъ Вознесенія: „Божественнымъ покровенъ былъ мракомъ".

Въ субботу Пятидесятную — катавасія тріоди.

Отъ недѣли Пятидесятницы и до отданія: „ Божественнымъ покровенъ".

Въ недѣлю Всѣхъ Святыхъ: „Отверзу уста Моя" и до 1-го августа.

· О томъ, когда поемъ, честнѣйшую, т. е. „величитъ душа Моя Господа" и когда не поемъ.

Необходимо, знать, что „честнѣйшую" поемъ во всѣ воскресные дни всего года, а также въ предпразднества и попразднества, и въ седмичные дни

Не поется же „честнѣйшая" во Владычныхъ и Богородичныхъ праздникахъ, а именно: На Рождество Богородицы и на отданіе праздника ея. На Воздвиженіе честнаго Креста и на отданіе его. На Введеніе во храмъ пресвятыя Богородицы и на отдавіе ея. На Рождество Христово, и на отданіе его. На обрѣзаніе Господне. На Богоявленіе Господне, и на отданіе его Въ праздникъ трёхъ святителей: Василія великаго, Григорія богослова и Іоанна златоустаго. На срѣтеніе Господне и на отданіе его. На Благовѣщеніе пресвятой Богородицы. Отъ субботы праведнаго Лазаря до недѣли Ѳоминой, во всѣхъ недѣляхъ Пятьдесятницы, кромѣ недѣли Святыхъ Отецъ.

Въ преполовеніе Пятьдесятницы и на отданіе его. Въ среду предъ Вознесеніемъ. На Вознесеніе и на отданіе его. На Сошествіе Святаго Духа, и на утрени въ понедѣльникъ и на отданіе его На Преображеніе и на отданіе его. На Успеніе Богородицы и на отданіе ея. Точію аще случится праздникъ, или отданіе праздника коего въ недѣлю: и тогда поется „честнѣйшая".

+ О МОЛИТВЕ ДОМАШНЕЙ +

Христианину, лишившемуся соборной службы, подобает ежедневно самому совершать дневной богослужебный круг: вечерню (во второй половине дня), павечерницу (после ужина), полунощницу, вслед за ней утреню (ранним утром) и часы (утром), а также келейное правило.

К каждой службе полагаются приходные поклоны; а после службы — исходные. В случае необходимости допустимо объединять службы, тогда между ними приходные и исходные поклоны не полагаются. За службы молятся по лестовке поклонами с молитвой Исусовой или читают Псалтырь. Иногда просто творят молитву Исусову без поклонов. По продолжительности молитвы имеется несколько видов уставов в зависимости от духовной подготовки, занятости христианина и состояния его здоровья.

Поклонами: за вечерню — 3 лестовки (строгий устав) или 2 (средний устав), или 1 (в случае нужды); за павечерницу — 2 лестовки или 1, или 50 поклонов. В Великий же Пост (все указы в Великий Пост — кроме субботних и воскресных дней) за великую павечерницу — 3 лестовки. За полунощницу — 3 лестовки или 2, или 1. За утреню — 7 лестовок или 4, или 2. За 1-й час — полторы лестовки или 1, или 50 поклонов. За часы — 5 лестовок или 3, или 2. В Великий Пост за часы — 7 с половиной лестовок. Поклоны полагаются в пояс, а в Великий Пост на каждой лестовке последние 17 поклонов — земные.

Чтением Псалтыря: за вечерню — 2 кафизмы или 1. За павечерницу — 1 кафизма (в Великий Пост — 2). За полунощницу — 2 кафизмы или 1. За утреню — 5 кафизм или 3, или 2. За 1-й час — 1 кафизма или 100 поклонов. За часы — 3 кафизмы или 2. В Великий Пост по всякой кафизме чтутся тропари и покаянные молитвы, как указано в Псалтыре.

Молитвами Исусовыми без поклонов: за вечерню — 6 лестовок. За павечерницу — 4 лестовки (в Великий Пост — 7). За полунощницу — 6 лестовок. За утреню и 1-й час — 15 лестовок. За часы — 10 лестовок (в Великий пост — 15).

Правило келейное также различается по объему. Великое («тысящное») правило: 300 поклонов земных, 600 молитв Исусовых и 100 поклонов в пояс Богородице. Среднее («седмисотное») правило: 200 поклонов земных, 400 молитв Исусовых и 100 поклонов Богородице или 100 поклонов, 200 молитв, 50 поклонов Богородице. Малое правило: 50 поклонов земных, 100 молитв Исусовых и 17 поклонов Богородице. В случае занятости допустимо перенести молитву за правило на другой день.

Когда приходные и исходные поклоны полагаются в пояс, то все поклоны на службах и на правиле также творятся в пояс. Когда исходные поклоны земные, то последние поклоны каждой службы (Честнейшую..., Слава..., И ныне...) также земные. В Великий Пост, кроме субботних и воскресных дней, все поклоны земные. К трапезе — обеду и ужину —. поклоны полагаются всегда в пояс.

 

УСТАВ ДОМАШНИХ МОЛИТВОСЛОВИЙ ВО ДНИ СВ. ПАСХИ

Приходные и исходные поклоны полагаются в пояс. Вместо «Достойно есть»... чтется молитва: Светися, светися, Новый Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рожества Твоего» (поклон земной).

Молитва Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради... чтется: Воскресыи из мертвых, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради... (поклон земной).

Перед обедом и ужином: За молитв... (поклон в пояс). Аминь. Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробным живот дарова (3-жды). Слава... И ныне... и прочее, как и обычно перед ужином. Три поклона с молитвой Исусовой.

После ужина также, как и перед ужином, а поклонов 12.

После обеда: За молитв... Аминь. Христос воскресе из мертвых... (3-жды). Светися, светися, Новый Иеросалиме... (без поклона). Христос воскресе из мертвых.

О, Божественнаго. О, любезнаго. О, сладкаго Ти гласа. С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века Христе. Егоже вернии державу и надежду имуще радуется. Христос воскресе из мертвых.

О, Пасха велика. О, священная, Христе. О, мудрость, Слово Божие и сила. Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего. Светися, светися... (поклон земной). Слава... И ныне... с поклонами к далее, как обычно после обеда.

А по другому Уставу: Светися, светися... глаголется 1-жды, с поклоном земным. Далее Слава... И ныне... и прочее.

Келейное правило служится обычно с поясными поклонами. Только вместо «Святыи Боже»... поется «Христос воскресе» 3-жды. А кончается правило так: вместо «Достойно» — Светися, светися... (поклон земной). Слава... И ныне... Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови» поклоны, в пояс, а если после отпуста корпение и «Ненавидящих», то без поклонов. Отпуст: Воскресыи из мертвых...

В прочие дни до отдания Пасхи устав молитвословий обычный, только в начале всякой службы и к трапезе после «За молитв... — Аминь. Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи. И гробным живот дарова, 3-жды. Молитва «Царю Небесныи» не чтется. После «Христос воскресе»... — «Святыи Боже». В конце часов и после обеда вместо «Достойно есть» чтется «Светися, светися».

 

Уставъ о поминовеніи умершихъ, коимъ прилучится 40-вой день въ одинъ изъ дней на Свѣтлой недѣли.

Уставъ панихиды по усопшемъ въ четыредесятый день, прилучившійся на одинъ изъ седми дней св. великой Пасхи, сложенный изъ устава погребенія усопшихъ на св. Пасху находился въ рукописи, скопированной и изданной покойнымъ Д. В. Батовымъ.

Уставъ этотъ слѣдующій.

По приходныхъ поклонахъ кажденіе первыхъ трехъ св. иконъ и чтеніе молитвы съ кажденіемъ кутіи: „Помяни Господи Боже иже о вѣрѣ и о надеждѣ", до конца. При чтеніи сей молитвы кажденіе кутіи трижды. По семъ „За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ". Пѣвцы: „Аминь". А настоятель „поетъ тропарь": „ Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію на смерть наступи"... 2-жды, а въ тритій: „Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ", Пѣвцы: „и сущимъ во гробѣхъ животъ дарова". И паки первый тропарь трижды. Стихи: 1. Да воскреснетъ Богъ и разыдутся врази его. 2. Яко исчезаетъ дымъ да исчезнутъ. 3. Тако да погибнутъ грѣшницы отъ лица Божія, а праведницы да возвеселятся. 4. Сей день иже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. 5-й Слава 6-й И нынѣ. Повсѣмъ стихамъ и по слава и нынѣ, „Христосъ воскресе" по трижды. По пропѣтіи „Христосъ воскресе", настоятель поетъ тропарь: „Христосъ воскресе изъ мертвыхъ смертію смерь поправъ" пѣвцы: „И сущимъ во гробѣхъ животъ дарова". По семъ настоятель, кадя св. крестъ, или икону, чтетъ молитву: „Помяни Господи Боже, и проч. съ трикратнымъ кажденіемъ кутіи. А пѣвцы: „Господи помилуй", (съ однимъ поклономъ),—40. Слава и нынѣ. Припѣвъ: Благословенъ еси Господи, научи насъ оправданіемъ твоимъ",— тропари: 1. Ангельскій соборъ удивися. 2. Почто миро съ милостивыми слезами. 3. Зѣло рано мироносицы течаху, 4. Мироносицы жены съ міромъ пришедше. Слава. Поклонимся отцу, и Того сынови и святому Духу (поклонъ). И нынѣ. Жизнодавца рождьши. Всѣ до конца съ припѣвами. По пролѣтіи тропарей: „Альлилуія, альлилуія слава Тебѣ Боже", 3-жды съ 3-мя поклонами. Настоятель: „Помяни Господи Боже иже о вѣрѣ и о надеждѣ"... съ кажденіемъ. Пѣвцы: „Господи помилуй" (съ однимъ поклономъ) 40, за упокойнымъ напѣвомъ. Сѣдаленъ гласъ 5. „Покой Спасе Нашъ". Слава и нынѣ. „Иже отъ дѣвы возсіявыи". „Господи помилуй" (съ 3-мя поклонами). 12. Настоятель—молитву Ісусову. Пѣвцы канонъ Пасхи со ирмосомъ на 12, Ирмосы по 2-жды. Во время пѣнія канона кажденіе св. иконъ и всѣхъ молящихся. По 3-й пѣсни молитву: „Помяни Господи Боже"... съ кажденіемъ кутіи. Пѣвцы: „Господи помилуй" (съ однимъ поклономъ). 40. Слава и нынѣ. Кондакъ и икосъ Пасхѣ. Слава— сѣдаленъ гласъ 6.

„Воистинну суета всяческая". И нынѣ: „Предвариша утро". По 6-й пѣсни молитву: „Помяни Господи"... съ кажденіемъ св. креста и кутіи. „Господи помилуй (съ однимъ поклономъ). — 40. Слава и нынѣ. Кондакъ: „Со святыми покой". И икосъ: „Ты искони". За достойно: Свѣтися, съ земнымъ поклономъ. Христосъ Воскресе 3-жды.. „Предвариша утро. Со духи праведными. Въ покоищи Твоемъ Господи. Слава. Ты еси Богъ сошедыи во адъ. И нынѣ. Аще и вогробъ сниде". Молитву: „Помяни Господи Боже... съ кажденіемъ креста и кутіи. Пѣвцы: Господи помилуй" (с 3 покл.)— 40. Слава и нынѣ. Честнѣйшую херувимъ, поклонъ, Слава, поклонъ. И нынѣ, поклонъ,, Господи помилуй" 2-жды, „Господи благослови", поклонъ, и отпустъ воскрестный. Пѣвцы: „Аминь". „Рабу Божію преставльшемуся (имя рекъ), о немъже и поминаніе творимъ", „вѣчная память", 3-жды.

ЛИТИЯ ЗА УМЕРШИХ

За молитв. — Аминь. — (Глас 2-и). Помяни, Господи, Яко благ рабы своя, и елико в житии сем согрешиша, прости, никто же бо без греха, токмо Ты могии преставленным дати покой. (Глас 8-и) —Иже глубинами мудрости человеколюбие вся строя, и еже на пользу всем подавая, едине Содетелю. Покой, Господи, душя усопших раб своих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. — Со святыми покой, Христе, душя раб Своих, идеже несть болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная. И ныне и присно, и во веки веком, аминь. Тебе град и пристанище имамы и молитвенницу благоприятну, к рождьшемуся из Тебе Богу, Богородице, Безневестная, верным спасение. Господи помилуй 40 (иные поют 12 заупокойной попевкой). Слава. И ныне. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем (покл.). Слава, И ныне (с поклоны), Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови.

Отпуст (глаголет настоятель): Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради, Пречистыя Ти Матере и всех святых, душя усопших раб Своих (поминай усопших) — в недрех Авраама и Исаака, и Иякова, в селех праведных упокой, и нас помилуй и спаси, яко Благ и Человеколюбец.

Аминь. Рабом Божиим, преставльшимся, о них же и поминание творим: вечная память, вечная память, вечная память. (3 отходные поклоны).

ЧТЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОГО ПСАЛТЫРЯ

Приходное начало. За молитв. Аминь. Святыи Боже и по Отче наш. Молитва Исусова. Господи помилуй. 12, Сл. И ныне. Приидите. Псалом 90 — Живыи в помощи Вышняго. Сл. И ныне. Аллилуия, 3-жды. Господи, помилуй, 3-жды. Тропарь — Иже глубинами мудрости, 1-жды. Сл. И ныне — Тебе град. Псалом 50 — Помилуй мя Боже.

«Постой мало, дондеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы сие: Блажен муж (погласицей) — тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая».

Также читаются по чину все кафизмы и пророческие песни. На каждой славе чтем заупокойный тропарь сицевым порядком: Слава. И ныне. Аллилуия. 3-жды. Господи помилуй, 3-жды, Слава. Посем тропарь — Покой, Господи, душу усопшаго раба Своего (имя умершего, поклон). Елико в житий сем, яко человек, согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его и помилуй (поклон). И вечныя муки избави (поклон). Небесному царствию причастника учини (поклон). И душам нашим полезное сотвори (поклон). И ныне. Абие — следующая слава кафизмы.

По прочтении всего Псалтыря и пророческих песен и по изглаголании после 10-й пророческой песни заупокойного тропара «Покой Господи», абие — молитва Исусова и чтем канон за единоумершего «Воду прошед». По 3-ей песни чтется Господи помилуй, 3-жды, Покой Спасе наш, Сл., И ныне, Иже от Девы. По 6-й песни — Господи пом. 3-жды. Слава, И ныне. Со святыми покой и Ты един еси искони безсмертен. По 9-й песни — Достойно есть (поклон земной). Таже Святыи Боже и по Отче наш. Молитва Исусова. Аминь. Со духи праведными. Слава — В покоищи Твоем. И ныне — Едина чистая. Господи помилуй, 40. Сл. И ныне. Честнейшую херувим (поклон). Именем Господним, За молитв. Аминь. Молитва — Помяни Господи Боже. Паки — Честнейшую, Слава. И ныне, Господи помилуй, 2-жды, Господи благослови (с поклоны). Отпуст наряду в Псалтыре. Аминь. Рабу Божию преставльшемуся (имя) вечная память, вечная память, вечная память.

Посем чтется тропарь «Покой Господи», 3-жды, с поклонами. И паки начинай Псалтырь по вышеписанному: За молитв. Аминь. Святыи Боже и по Отче наш... Живыи в помощи и проч.

Примечание: неции перед каноном читают Святыи Боже и прочее, якоже перед началом Псалтыря.

+ СПРАВОЧНИК БОГОСЛУЖЕБНЫХ КНИГ +

ЧАСОСЛОВ — общая последовательность всех служб суточного круга, тропари и кондаки всего годового круга.

ЧАСОВНИК — имеет несколько разновидностей, также содержит последовательность служб, но с некоторыми особенностями, тропарей годового круга нет, есть повседневные каноны или варианты воскресной и дневной службы. Предназначен более для домашней молитвы.

ПСАЛТЫРЬ — на вечерне и утрене чтутся кафизмы, а в праздники и избранные псалмы. В великий пост кафизмы и на часах, а на утрене пророческие песни.
ПСАЛТЫРЬ С ВОЗСЛЕДОВАНИЕМ — заменяет Часослов и Псалтырь, содержит и дополнительные главы, но несколько неудобен в пользовании.

ОКТАЙ — две книги, содержащие воскресную и повседневную службу с 1-го по 4-й и с 5-го по 8-й глас соответвенно.

ШЕСТОДНЕВ — сокращенный вариант Октая, но воскресная служба содержится полностью. При отсутствии Октая используется повседневно.

МИНЕЯ — 12 книг (на каждый месяц), содержащие расположенные по числам службы святым и праздникам. В конце книги 4 главы богородичнов. На одно число бывает несколько служб.

ПРАЗДНИЧНАЯ МИНЕЯ — выбраны важнейшие праздничные службы всего года.

ОБЩАЯ МИНЕЯ — используется при отсутствии месячных миней, содержит общие варианты служб святым и праздникам, а также при отсутствии Шестоднева и Октая. Имеет краткий и полный вариант издания.

ТРЕФОЛОЙ — 4 книги по три месяца, содержащие важные службы годового круга и отдельные отсутствующие в минеях службы.

АПОСТОЛ, ЕВАНГЕЛИЕ — помимо текста, разделенного на зачала, имеют указатели чтений. При их отсутствии чтутся зачала, помещенные в Общей минее, Октае, Шестодневе, Часовнике.

ТРИОДЬ ПОСТНАЯ, ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ — службы пред пасхального в после пасхального периода, когда эти книги частично или полностью заменяют Октай и Минею.

ТРИОДЬ ОБЩАЯ — объединяет обе триоди, но без повседневных служб.

КАНОННИК — сборник канонов для чтения на молебнах, в основном из миней, а также зачал евангелий для молебнов и стихер.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ СБОРНИКИ — службы Богородице, служба русским чудотворцам и др. содержат службы, отсутствующие в Минеях.

ЖИТИЙНИКИ — святителю Николе, апостолу Иоанну Богослову, преподобному Сергию, явлению иконы Богородицы Тихвинския и др. — содержат службы и жития этих святых. Эти службы есть в Минеях.

УСТАВНЫЕ КНИГИ:

УСТАВ О ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ — содержит святцы для упоминания на отпустах, запевы к канонам, отпусты на весь год.

БОЛЬШОЙ УСТАВ («Церковное Око») — множество уставных указаний, полный круг тропарей и кондаков на год (что и в Часослове), с описанием повседневных служб и уставных указаний из миней («Марковых глав»), однако большинство указаний рассчитано на наличие священства, поэтому пользоваться ей следует осмотрительно.

ПОМОРСКИЙ УСТАВ — имеет также ряд не повсеместно принятых особенностей, хорош для повседневной службы, к сожалению, в печатном варианте отсутствует триодный период.

САВИНЫ ГЛАВЫ — Большой Устав в безсвященнословном варианте с учетом практики Московской Преображенской Общины.


ПЕВЧЕСКИЕ КНИГИ:

ОБИХОД — роспевы в основном из Псалтыри и Часослова.

ИРМОЛОЙ — роспевы всех ирмосов канонов, объединенные по гласам.

ЗНАМЕННЫЙ ОКТАЙ — роспевы из Октая.

ПРАЗДНИКИ — роспевы из служб двунадесятым праздникам.

ТРЕЗВОН — в полном — две книги по полгода. Роспевы из Миней.

ЗНАМЕННЫЙ КАНОННИК — полные роспевы некоторых канонов.

ЗНАМЕННАЯ ТРИОДЬ - роспевы из триодей.


ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ:

УЧИТЕЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ — толкование еженедельных и праздничных евангельских чтений, чтется на утрени по 1-й кафизме.

ПРОЛОГ — 4 книги по 3 месяца. Содержит краткие жития святых и небольшие поучения на каждое числе. Чтется на утрени по 6-й песни канона.

СОБОРНИК БОЛЬШОЙ — объемные поучения для чтения в триодный период.

ЗЛАТОУСТ — более краткие поучения на триодный период и воскресные дни всего года. Чтут обычно на утрени по кафизме.

На повседневных службах чтутся также книга Ефрема Сирина, Толковый Апостол, Толковый Апокалипсис. Есть и другие сборники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: