Уровни научного знания: факты, идея, гипотеза, теория, научная картина мира

На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм – фундаментальных категорий и понятий, методов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятием стиля мышления (античность – наблюдение, новое время – эксперимент...). Все формы научного познания являются исторически-относительными, на сегодняшний день можно выделить следующие: научный факт, проблема, идея, гипотеза, концепция и теория.

Научный факт – это особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Соответствие фактам – одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать её опровергнутой, т.к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники.

В понимании природы факта в современной философии науки выделяются две основные тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчёркивает независимость фактов по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утв., что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

Проблема – это вопрос или комплекс вопросов, возникающие в ходе развития познания, решение который представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем. Своеобразной формой решения проблемы может служить доказательство её неразрешимости (вечный двигатель – закон сохранения энергии).

Идея – форма мысленного постижения явлений объективной реальности, включающая в себя осознание цели и представление дальнейшего познания и практического преобразования мира. Это понятие было выдвинуто ещё в античности, но толковали его по-разному. В современной науке идеи не только подытоживают предшествующий опыт, но синтезируют знание в некую целостную систему, выполняют роль принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем.

Гипотеза – это научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределённо. Различают гипотезу, как метод развития научного знания, вкл. в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории. Научная гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения к.-л. конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отриц. результатами экспериментов. Развитие теорий и построение прикладных моделей всегда требует введения ряда вспомогательных гипотез, которые образуют с исходной теорией одно целое. В качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять следующим условиям: фальсифицируемость (опровергаемость) и верифицируемость (подтверждаемость). Определённый интерес представляет также сравнительный анализ соперничающих гипотез.

Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Термин "концепция" употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научном, художественном, техническом, политическом и др. видах деятельности.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Это высшая, самая развитая форма организации научного знания. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знаний, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории. В этом смысле теория – не сумма знаний, она содержит определённый механизм построения знания. В основе любой теории лежит идеализированный объект, теоретическая модель.

Основные компоненты теории: исходная эмпирическая основа (факты, наблюдения); исходная теоретическая основа (первичные допущения, аксиомы); логика (допустимые в рамках теории правила вывода и доказательства); результат (выведенные утверждения с доказательствами).

Процесс развёртывания содержания теории предполагает максимальное выявление возможностей, заложенных в исходных посылках теории. Решение об окончательном отказе от теории обычно связано с общей дискредитацией программы исследования, лежащей в её основе, и появление новой программы, имеющей более широкие возможности.

В целом все эти формы научного познания достаточно полно характеризуют его структуру и методы.

 

Функции науки.

Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры. Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную. –

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых. Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: