Целостный и частичный духовный акты. Значение целостного духовного акта в социально-гуманитарных науках

В рамках заявленного анализа уместно отметить различие между целостным и частичным духовными актами. Духовные акты в науке, нравственности, искусстве, религии имеют свои отличительные особенности.

Духовный акт – это те продуктивно-творческие силы, какими человек творит свой внутренний мир, свою жизнь и культуру. Он бывает целостным или частичным (обрывочным, односторонним), лабильным (гибким, пластичным) или однообразным, бывают акты ориентированные по-преимуществу на внешнюю реальность (упрощенный материализм) или по преимуществу на духовный мир; можно отметить духовные акты волевого напора (К.Маркс, В.И. Ленин) и акты эмоционально-ценностной направленности.

Целостный акт есть единство и взаимная кооперация главных творческих сил – понятийного мышления, продуктивного воображения, эстетического созерцания, нравственной воли, одухотворенной веры, совести и любви.

Единство этих сил дарует полноту миропереживания и понимания, стойкий интерес к реальности и радостную полную самореализацию личности в разносторонних видах деятельности, общения и духовного творчества.

Теоретическое мышление позволяет понимать объективную истину, нравственно ориентированная волятворить добро, а не зло, продуктивное воображение и эстетическое созерцаниявоспринимать красоту (прекрасное), одухотворенная вера – обретать ценности высшего ранга, божественное, совесть – оценивать помыслы и деяния согласно должному совершенству, а любовь – «увидеть лучшее, воспринять его и жить им» (И. А. Ильин). Любовь – это эмоциональное художественное переживание совершенства.

Дух и есть любовь и воля к совершенству. Совершенство есть содержание, гармонично соединяющее в себе истинное, доброе и прекрасное. Дух – это целостный акт, в котором субъект возвышается до всеобщих по значению ценностей и знаний.

Частичный акт – результат одностороннего воспитания и самовоспитания, а также такого разделения труда, которое превращает человека в обрывок, в одностороннюю функцию социальной машины. Такой акт односторонний, в нем мышление отрывается от совести и любви, к аждая сила души действует в отрыве от других. Мышление без совести и любви может обосновывать все что угодно; воля вне совести и любви лишена очевидности и творит жесткую дисциплину, организацию, полицейское государство; воображение само по себе может эстетизировать пороки (как современные СМИ), вера в отрыве от разума и любви продуцирует галлюцинации и фанатизм.

Единство главных духовных сил объективируются в общественном сознании: мышление – в философию и науку, свободная воля – в нравственные, правовые, политические отношения и в отношения собственности, воображение и созерцание – в искусство, вера – в религию.

Единство субъективных духовных сил выражается в единстве форм общественного сознания – философии, науки, искусстве, религии, правосознании, идеологии. Отношения между этими формами сознания – отношения взаимной дополнительности. Так же и отношения между субъективными духовными силами взаимно дополнительные, обогащающие друг друга.

Сциентизм– культ науки, поклонение ее экспериментальным и математическим методам, абсолютизация роли ученых и научных экспертов в обществе; позиция, согласно которой наука является единственно верной формой ориентации человека в мире и истолкования реальности.

Сциентизм грубо игнорирует особенности иных форм сознания – нравственного, эстетического, религиозного. Тем самым происходит редукция полноты миропонимания и переживания к научной рациональности, обеднение человеческой субъективности.

Сциентизм слеп по отношению к ценностному (духовно-практическому) освоению мира человеком, в рамках которого люди осуществляют духовное делание, возрастание, самовоспитание, исходя из должного и желаемого (добра, красоты, святости и др.).

Например, нравственность ненаучна, она исходит из равноценности достоинства каждого человека и требует практически осуществить такие отношения между людьми (экономические, национальные, политические, правовые), при которых такая равноценность сохранялась бы.

Т.е. нравственность есть идеология достоинства человека и повелевает поступать должным образом: чти достоинство каждого человека; поступай так, как ты бы хотел, чтобы и другие поступали так же по отношению к тебе; не превращай других лишь в средство для достижения твоих целей и т.д.

Так же ненаучны искусство и религия. В рамках эстетического освоения мира люди окультуривают свою чувственность, переводят природные вожделения, желания в культурные формы. Например, любовные отношения (разновидность эстетического) представляют собой окультуривание чувственности согласно красоте; в них главным является переживание богатства человеческой субъективности, потребление этого богатства, присвоение его.

Религия есть абсолютная основа воспитания ценностного сознания; иммунная система народного духа от деструктивной, разрушительной социальности; основа нравственного воспитания всякого народа.

Жизнеспособным является не сциентизм и не отрицание науки (антисциентизм), а, во-первых, понимание дополнительности форм общественного сознания – научного, нравственного, эстетического, религиозного, идеологического; во-вторых, воспитание самой личностью своего целостного духовного акта в единстве главных творческих сил – мышления, воображения, созерцания, воли, веры, совести и любви.

Разумеется, каждому человеку желательно обладать целостным духовным актом, который дарует полноту миропонимания, свободную от односторонних крайностей. Но в различных формах общественного сознания конечный продукт оформляется своеобразно, и в них доминируют различные субъективные основы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: