Нравственно-духовного образования

«САМОПОЗНАНИЕ»

Начиная с 2010-2011 учебного года в Казахстане осуществляется массовое внедрение предмета «Самопознание». Он включен в инвариантную часть учебных планов организаций образования. Предмет «Самопознание» позволяет человеку обрести истинное счастье, удовлетворенность жизнью и спокойствие духа, способствует совершенствованию характера и развитию целостной гармоничной личности. Нравственно-духовное образование детей и молодежипризвано быть основой утверждения в обществе высоких нравственно-духовных идеалов, воспитания достойных граждан, обладающим благородным характером и нравственными качествами.

Можно с уверенностью сказать, что будущее общества зависит от системы образования, поскольку сегодняшние дети через некоторое время станут творить судьбы страны и нового времени.

О важности духовно-нравственного образования говорили великие казахские классики. Например, ШакаримКудайбердыулы предлагал ученым разработать и ввести, как обязательную для всех образовательных организаций «науку Совести». Можно сказать, что сегодня мечта ШакаримаКудайбердыулы осуществилась, так какуроки самопознания, которые ведутся во всех общеобразовательных школах Казахстана, – это и есть уроки совести.

ШакаримКудайбердыулы считал: «Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать над всем: честный труд, совестливый разум, искреннее сердце … С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения»[7].

Искреннее сердце (Сердце)


Совестливый разумЧестный труд

(Голова)(Руки)

Рисунок 1. Единство сердца, головы и рук.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что сейчас следует обратить особое внимание на цели и приоритеты образования. Современное образование с избытком удовлетворяет потребности ума, давая ему огромные объемы информации. О руках тоже заботятся, стараясь развить некоторые навыки. Область же, которой пренебрегают – это сердце. Истинное образование должно объединить сердце, ум, и руки. То, о чем думает голова должно быть глубоко прочувствованно сердцем, а затем правильные решения должны быть выполнены руками. Действительно, цель образования во всестороннем целостном развитии ребенка.В процессе образования следует развивать не только физические и интеллектуальные аспекты личности ребенка, но и прежде всего, раскрывать высшую нравственно-духовную природу ребенка. Тогда мы получим не только академически успешного человека, но и человека достойного характера.В этом плане следует помнить заветы великого Абая, который ещё в своё время писал, что: «Сосуд, хранящийум и знания - характер человека. Не будет пользы от учения, если нет надежного хранилища для знаний»[8].

Проблемы современного образования можно решить только в том случае, если вечные духовно-нравственные ценности станут фокусной точкой образования, другими словами, если эти ценности составят единое целое со всем, чему мы учим. В этом случае мы получим не только академические успехи, но и возможность обеспечить гармоничное всестороннее развитие Человека или становление человека совершенного характера.

Успешной практической реализации концептуальных основ программы способствует ее структурированиена три четко выраженных этапа, позволяющих создать непрерывный режим личностного, духовно-нравственного роста и профессионального обучения и сотрудничества: этапы «От сердца к сердцу», «Практика ценностей» и вновь –«От сердца к сердцу».

Тематическое содержание первого этапа реализации Программы «От сердца к сердцу» построено в соответствии с решением главной задачикурсовой подготовки –помочь каждому слушателю по-новому осмыслить свое предназначение как учителя и человека. Содержание курса рассчитано не только на получение информации о том, что и как преподавать, но, прежде всего, на трансформацию или преображение личности учителя. Это будет способствовать развитию умения учителясоздать такие условия для учебной деятельности, чтобы каждый ученик смог раскрыть свой внутреннийдуховно-нравственный потенциал.

Три модуля Программы:

Методологические и психолого-педагогические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Аксиологические основы программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

Методика реализации программы нравственно-духовного образования «Самопознание».

На этапе «Практика ценностей»учитель проводит комплексную работу по интеграции идей Программы в целостный учебный процесс одного класса через обучение учителейэтого класса интеграции самопознания в предметы, во внеучебную деятельность и в работу с родителями.Также учитель ведетдневник Учителя-Исследователя, в котором отслеживается: изменения в мировоззрении и личной жизни учителя, изменения в мировоззрении, в личной и профессиональной жизни тех учителей и учащихся экспериментального класса, изменения в атмосфере класса и в учебе. На основе данного дневника пишется курсовая работа.

В Программу включен список рекомендуемойлитературы, являющейся ее методологическойосновой, который, естественно, не может претендоватьна исчерпывающий характер в динамично развивающейся мировой системе образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: