История развития экологического права

Можно определить 4 основных этапа (по новой лекции):

1 этап. С 1917 года по 1968 год.

2 этап. С 1968 года по 1988 год.

3 этап. С 1988 года по 2002 год.

4 этап. С 2002 года по 2015 год.

 

1. После революции одним из первых декретов появился Декрет о земле 1918 года (наряду с декретом о мире). По своему содержанию это был акт экономического характера, так как на основе этого декрета производилась национализация земли и выведение земли из товарно-денежного оборота.

Впоследствии на начальном этапе появились в 1919 году Декрет о лесах, в 1919 Декрет о недрах земли, в 1922 году Декрет об управлении лечебными местностями, курортами общегосударственного значения, и в 1921 году Декрет об охране памятников природы, садов и парков.

Существовал в начальный период советской власти достаточно разрозненный подход к разработке законодательства.

Некоторую системность внёс первый земельный кодекс РСФСР 1922 года. В законе о введении кодекса в действие говорилось, что земля рассматривается как основной производственный и территориальный базис, как приоритетный объект, используемый человек, и регулирование остальные природных ресурсов исходит исходя из интересов земель. И этот перекос в сознании всё ещё остаётся у всех, хотя его и убрали. Но уберите атмосферный воздух, или деревья – и земля потеряет все свои свойства. Поэтому нельзя говорить, что главная – земля, а остальное как приложение к ней.

Тогда Лесной и Водный кодексы рассматривались как продолжение ЗК РСФСР.

В 1960 году был принят первый закон «Об охране природы», он не особо увязывался с земельным законодательством и природоресурсным законодательством. Значимости в регулировании природоохранных правоотношений не было, это просто в связи с модельным международным законом, во многом декларации.

В этот период развивается земельное право в широком смысле, всё остальное поглощается земельным правом – наряду с ним колхозное право (предшественница аграрного права).

 

2. Следующей этап начинается с 1968 года, связан с разработкой нового законодательства. На уровне СССР – основы законодательства, у республик – кодексы.

В 1968 году принимаются Основы земельного законодательства СССР. Статья 2 этих Основ говорит, что отныне горные, лесные, водные правоотношения регулируется специальным законодательством и поэтапно впоследствии принимаются соответствующие основы. В 1970 году – Основы водного законодательства. В 1975 году – о недрах. В 1977 году – Основы лесного законодательства. В 1980 году были приняты новаторские законы – в 1980 году закон «Об использовании и охране животного мира» и «Об охране атмосферного воздуха».

В республиках разрабатывались кодексы или подобные законы.

С принятием в 1977 году союзной конституции (и 1978 РСФСР Конституции) – в ней впервые закрепляется обязанность советских граждан беречь природу, что подчёркивало значимость природоохранной деятельности в стране.

В это время становление природоресурсового права – горного, водного… В качестве подотрасли понимается Правовая охрана природы. В учебных заведениях ведётся занятие по дисциплине «Природоресурсное право» и по спецкурсу «правовая охрана природы».

 

3. Третий этап ознаменован такими моментами:

С 1986 года в стране перестройка, переход к новым рыночным отношениям, ломался прошлый строй и в 1986 году произошла Чернобыльская катастрофа. Это вскрыло, что действующее экологическое законодательство не справляется.

7 января 1988 года принимается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Это исторически значимое постановление – на основании него начало строиться новое и достаточно прогрессивное экологическое законодательства. Постановление было достаточно критично, отражало недостатки действующего законодательства.

На основании этого постановления в 1988 году был создан специализированный государственный орган (впервые в стране) надведомственного характера, правомочный осуществлять контроль в области охраны природы (охраны окружающей природной среды). Это госкомприроды СССР (государственный комитет СССР по охране природы).

Затем до 1988 года в нашей стране не существовал какой-то научный подход к природоохранной деятельности или научного обоснования хозяйственной деятельности. Поэтому были проблемы – новые санитарные нормы не допускали многое, а ранее предварительных оценок не проводилось.

В системе созданного органа – госкомприроды – был создан Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Что заложило основу для совершенствованию экологических отношения в стране, построенную на научной основе.

Впервые в этом Постановлении закреплялась необходимость развития экономических рычагов (метода) воздействия для стимулирования охраны окружающей среды природопользователями.

Было рекомендовано создать в ближайшее время такую процедуру, как государственная экологическая экспертиза. И уже в 1990 году она была создана, а в 1995 году был принят ФЗ «Об экологической экспертизе».

 

4. Четвертый этап. 2002-настоящее время. Появляется новая редакция ФЗ «об охране окружающей среды». Он заложил новые подходы к реформированию законодательства.

Изменения:

1. В законе появился ряд новых формулировок, имеющих значение для исполнения обязанности в сфере охраны окружающей среды, т.е. ст. 1 была значительно увеличена (объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду; технологические нормативы; технические нормативы; временно разрешённые выбросы/сбросы; наилучшая доступная технология).

2. Появилась ст. 4.2 "категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду". Она вступила в действие с 1 января 2015 г. Выделяется 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие:

1) значительное негативное воздействие на окружающую среду;

2) умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

3) негативное воздействие на окружающую среду;

4) минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

3. Установлен новый порядок расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду. Это статьи 16.1-16.5. Вступил в действие с 01.01.2016г. Меняется форма исчисления и сроки внесения платежей. Если раньше плата взималась поквартально, то будет ежегодно до 1 марта.

4. Вводится обязанность хозяйствующих субъектов, отнесённых к объектам второй категории (умеренное негативное воздействие), по представлению деклараций о воздействии на окружающую среду. Допускается её представление раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов. Ответственным органом, принимающим декларации, является Росприроднадзор. Вступает в силу с 01.01.2019г.

5. Организации и предприниматели должны будут осуществлять постановку на учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Вступило в действие с 01.01.2015г. Действует следующее правило: для тех объектов, которые вступили в действие с 01.01.2015г. устанавливается срок постановки на учёт 6 месяцев; для тех объектов, которые вступили в действие до 01.01.2015г. предоставляется право в течение 2 лет предоставляется право для постановки на учёт.

6. Устанавливается обязанность по разработке программы производственного экологического контроля. Ст. 67. Организации и предприниматели, которые ведут деятельность на объектах 1-3 категории должны разрабатывать программы производственного экологического контроля и должны осуществлять такой контроль. Росприроднадзор утверждает требования к содержанию данной программы в форме отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

7. Вместо лимитов на сбросы/выброс загрязняющих веществ теперь будут применяться временно разрешённые выбросы/сбросы. Вступит в силу с 01.01.2019г.

8. Новшества в сфере нормирования в области обращения с отходами. Определённы изменения были внесены в ФЗ об отходах производства и потребления. Вступят в действие с 01.01.2019г.

9. Вводится послабление для хозяйствующих субъектов (плательщиков), которые ведут деятельность с минимальным негативным воздействием на окружающую среду. Ступят в силу с 01.01.2019г. В отношении них могут не провозится плановые проверки, они могут быть освобождены от платы за негативное воздействие и т.п.

10. Внесение изменений в КоАП. Например, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы; о радиационной обстановке и данных по ней. До января 2015г. организации-от 10 до 20 т. Р. Стал от 20 до 80 т.р.; должностные лица - от 1 до 2 тыс., стал от 3 до 6 т.р.; граждане - от 500 до 1000 руб. Новые статьи появились 8.46 (невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предоставлении сведений для актуализации учётных сведений) организации и предприниматели 30-100 тыс, должностные лица 5-10 тысяч. и 8.47 (осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности и без комплексного экологического разрешения организации и предприниматели 50-100 тыс, должностные лица - 4-10 тыс. Из прения в налоговом кодексе вступят в силу 01.01.2019г. За выдачу разрешения на выброс радиоактивных веществ в куда-то там 2000руб. за выдачу разрешения на сброс радиоактивных 2к за выдачу и переоформление пересмотра комплексного экологического разрешения а также за внесение изменений 6к (применяется к объектам 1 категории).

 

Становление отрасли.

С 1988 года она выходит из-под влияния природоресурсной отрасли, приобретает название «экологическое право» и в вузах преподаётся соответствующая учебная дисциплина – экологическое право.

Отношение к ней двойственно: некоторые считают что это природоресурсное право, кто-то – что комплексное, где и охрана, и использование природных ресурсов.

Из-за различных точек зрения особенная часть в учебниках по-разному написана.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: