Для реализации задач по обеспечению надлежащего качества окружающей среды в России законодатель предусматривает систему мероприятий, в структуру которой, наряду с приданием особого правового статуса отдельным территориям либо установлением норм и правил по охране и рациональному использованию природных ресурсов, включены и определенные экологические требования, обязательные для соблюдения и исполнения должностными и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Требования в области охраны окружающей среды -это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Необходимость правового регулирования хозяйственной и иной деятельности с учетом экологических требований обусловлена ее негативным воздействием на окружающую среду, жизнь и здоровье человека.
|
|
Правовое регулирование такой деятельности с учетом экологических требований имеет свои особенности. Во-первых, предметом регулирования является хозяйственное и иное экономическое отношение, имеющее свой субъект (физических и (или) юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность), объект (предприятие, сооружение, установку и т. д., оказывающее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека или представляющее для них потенциальную опасность), а также саму деятельность, осуществляемую субъектом в процессе использования либо эксплуатации объекта.
Во-вторых, правовое регулирование антропогенной деятельности осуществляется по отношению к отраслям экономики (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и т. д. Особенности отраслей учитываются в процессе установления экологических требований к тому или иному виду и объекту хозяйственной и иной деятельности.
В-третьих, экологические требования дифференцируются в зависимости от стадий хозяйственного процесса: доэксплутационной (размещение объекта, проектирование, строительство, приемка в эксплуатацию), эксплуатационной (паспортизация, разрешение на выброс, установление нормативов выбросов, контроль за их выполнением) и посгеэксплутационной (выпуск продукции и размещение отходов)
В-четвертых, правовое регулирование такой деятельности осуществляется в рамках различных институтов экологического законодательства (нормирования, стандартизации, лицензирования, ответственности и т. д.), а также правовыми нормами природоресурсных отраслей права (земельного, водного, лесного и др.), градостроительного и иного законодательства.
|
|
Основные экологические требования общего характера при осуществлении хозяйственной и иной деятельности предусмотрены в гл. VII Федерального закона «Об охране окружающей среды. Эти требования направлены на: охрану окружающей среды от негативного воздействия, восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности.
Эти требования конкретизируются не только в указанном Законе, но и в других законах, а также подзаконных нормативных правовых актах. Так, ст. 105 В К РФ предусматривает, что при размещении, проектировании. строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду. Статьей 16 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлены требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности.
Экологические требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, содержатся в технических регламентах, разработка которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении требований, в том числе экологических, к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Данным Законом, наряду с введением технических регламентов, содержащих обязательные требования в различных целях, включая охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, обеспечение их безопасности, существенным образом изменена система стандартизации. Она включает в себя: международные и национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также стандарты предприятий. Особенностью стандартов является их применение на добровольной основе.
В последнее время взамен большого количества ведомственных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов: государственных и отраслевых стандартов (ГОСТов, ОСТов), строительных норм и правил (СниПов, СП и др.), санитарных нормативов и правил (САН ПиНов. СанП), руководящих документов (РД), методических указаний (МУ), правил и т. д., содержащих экологические требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, принимаются технические регламенты и стандарты, включающие требования по безопасности и охране окружающей среды.
Невыполнение экологических требований приводит к серьезным последствиям для субъектов хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда любого этапа осуществления хозяйственной и иной деятельности, в ходе которого было допущено нарушение либо невыполнение установленных законодательством требований (размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов). Прекращение в полном объеме указанных этапов деятельности, осуществляемой с нарушением требований в области охраны окружающей среды, осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда (п. 3 ст. 34 Закона).