Межхозяйственное землеустройство – это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землепользований, фондов перераспределения земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель на местности [15].
Межхозяйственное землеустройство проводят при:
- изменении границ объектов землеустройства, в том числе с целью устранения недостатков в их расположении (чересполосица, вклинивания, вкрапливания, дальноземелье, изломанность и неудобства в использовании);
- установлении (восстановлении) границ объектов землеустройства;
- предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам;
- изъятии (выкупе) земельного участка;
- совершении сделок с земельными участками;
- в иных случаях перераспределения земель [ 1].
Межхозяйственное землеустройство осуществляют на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной документации, связанной с использованием, охраной и перераспределением земель.
Основаниями проведения межхозяйственного землеустройства являются решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, договоры о проведении землеустройства, судебные решения. Договоры о проведении землеустройства составляют на основании ходатайств (заявлений) собственников, пользователей земли или заявителей (юридических и физических лиц) о выделении им земельных участков.
В ряде случаев с инициативой проведения межхозяйственного землеустройства выступают землеустроительные органы.
Процесс межхозяйственного землеустройства представляет собой установленный нормативными актами порядок или последовательность землеустроительных действий или работ. Производственный процесс имеет две стороны – технологическую и правовую. В технологическом отношении - это наиболее целесообразный порядок выполнения технических, экономических и организационных действий. В правовом отношении производственный процесс межхозяйственного землеустройства предлагает выполнение необходимых правовых действий. Соблюдение производственного процесса позволяет наиболее правильно выполнить землеустроительные действия, а также обеспечить соблюдение законных прав и интересов всех участников землеустройства [16].
К числу нормативных актов и инструкций, регламентирующих производственный процесс межхозяйственного землеустройства, относятся:
1. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-3
2. Указ Президента Республики Беларусь № 667 от 27 декабря 2007 г. «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 06.02.2009 г. № 64).
3. Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденная указом № 667.
4. Технический кодекс установившейся практики ТКП 289-2010 (03150) «Установление (восстановление) и закрепление границ земельных участков. Порядок проведения»: утвержден и введен в действие приказом Госкомимущества РБ от 23 декабря 2010 г. № 470 и др.
В связи с тем, что основные действия по межхозяйственному землеустройству затрагивают, как правило, группу хозяйств и осуществляются преимущественно в границах административных районов, межхозяйственное землеустройство проводят в единой технологической и информационной связи с предпроектными разработками в схемах землеустройства района.
Производственный процесс межхозяйственного землеустройства состоит из следующих стадий:
- подготовительные работы;
- разработка и обоснование проекта;
- рассмотрение и утверждение проекта;
- перенесение проекта на местность;
- оформление и выдача землеустроительных материалов и документов, удостоверяющих права на землю (государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него);
- осуществление проекта межхозяйственного землеустройства, авторский надзор за выполнением проекта собственниками земли, землепользователями [15].
Подготовительные работы представляют собой первый этап межхозяйственного землеустройства. Они необходимы для получения материалов, используемых при составлении, обосновании и оформлении проекта межхозяйственного землеустройства и перенесения его на местность.
В процессе подготовительных работ для составления проекта межхозяйственного землеустройства:
- устанавливают состав участников межхозяйственного землеустройства;
- выявляют землеустроительные пожелания и предложения заинтересованных землепользователей, министерств, ведомств, учреждений и организаций;
- подбирают, проверяют и оценивают материал, необходимый для составления и перенесения на местность проектов межхозяйственного землеустройства;
- изучают основания проведения землеустройства;
- подготавливают и утверждают задание на проектирование [16].
Подготовительные работы состоят из камеральной землеустроительной подготовки и полевого землеустроительного обследования территории.
Камеральную землеустроительную подготовку выполняют до выезда на объект проектирования. Ее начинают с определения или уточнения участников землеустройства, т.е. землепользователей, интересы которых в том или ином отношении затрагивает землеустройство.
При полевых подготовительных работах в случае необходимости проверяют сохранность межевых знаков по внешним границам землепользований, проверяют и корректируют на местность плановые и обследовательские материалы. При отсутствии или непригодности планово-картографических и обследовательских материалов проводят съемки и обследования.
При обследовании на местность определяют месторасположение земельных массивов, намечаемых для размещения проектируемых землепользований; устанавливают наличие, состояние и возможности использования объектов инфраструктуры; выбирают места и участки для размещения усадеб хозяйств; уточняют месторасположение деградированных земель;выявляют земельные участки, нуждающиеся в улучшении и пригодные для освоения под сельскохозяйственные земли.
На основании проделанной работы исполнители вместе с заказчиком разрабатывают задание на проектирование.
Содержание задания зависит от вида проекта межхозяйственного землеустройства. Задание согласовывают с заинтересованными сторонами. Его утверждает заказчик.
Проектная документация состоит из графической части (проектного плана и других чертежей), текстовой части, включающей пояснительную записку, технико-экономическое обоснование, правовые документы, экспликации.
Проект межхозяйственного землеустройства должен соответствовать экологическим требованиям, правовым нормам и быть экономически обоснованным.
Рассматривают и утверждают проект в установленном законом порядке. Утвержденный проект переносят на местность. Затем выдают свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок или удостоверение на право временного пользования земельным участком.
Переносят проект на местность в соответствии с техническим кодексом установившейся практики ТКП 289 – 2010 (03150) «Установление (восстановление) и закрепление границ земельных участков. Порядок проведения и Указом Президента Республики Беларусь «Об изъятии и предоставлении земельных участков» №667 от 27 декабря 2007г.
На основе данных проекта межхозяйственного землеустройства по каждому вновь образованному землепользованию (земельному участку) оформляют землеустроительные дела, материалы которых используют для оформления документов, удостоверяющих право собственности на землю, землепользования, землевладения.
В целом осуществление проекта заключается в своевременном переходе собственников и пользователей земли к использованию предоставленного им земельного участка в соответствии с целевым назначением и условиями (ограничениями, обременениями) землепользования, а также в выполнении в намеченные сроки всех предусмотренных проектом мероприятий по обустройству территории (мелиорации, рекультивации, строительству и т.д.), поддержании на местности сохранности границ межевых знаков [15].
1.2. Содержание разработки проекта образования землепользования крестьянских (фермерских) хозяйств
Межхозяйственное землеустройство затрагивает основные моменты и условия процессов труда, воспроизводства ресурсов и земельных отношений, роль земли в общественном производстве, вопросы эффективности производства и включает выполнение определенных землеустроительных работ. Это предопределяет в конечном счете сущность и содержание межхозяйственного землеустройства.
Основными условиями процесса труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве являются средства производства, природные и трудовые ресурсы [13].
Важнейшим функциям земли в общественном производстве соответствуют доминирующие цели, которые необходимо учитывать в процессе организации производства и территории, а именно, воспроизводство почвенного плодородия, средств производства, земельных отношений и эффективность межхозяйственного землеустройства.
В содержание межхозяйственного землеустройства по образованию землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства входят:
- оценка территориальных условий и производственных свойств земли сложившегося землепользования сельскохозяйственного предприятия;
- агроэкологическое зонирование территории сельскохозяйственного предприятия, установление режима использования и охраны земель;
- установление площади землепользования крестьянского хозяйства;
- размещение и формирование землепользования;
- размещение крестьянской усадьбы;
- размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры и внешних инженерных коммуникаций (подъездных путей, линий электропередач, телефонной связи и др.);
- установление необходимых видов, площадей и соотношения земель в составе землепользований;
- размещение границ участка (землепользования);
- составление схемы внутрихозяйственной организации территории крестьянского (фермерского) хозяйства.
Проектирование, связанное с образованием землепользований крестьянских (фермерских) хозяйств, ведется с учетом предложений схем землеустройства административных районов, схем размещения крестьянских хозяйств, генпланов организации территории сельскохозяйственных предприятий и других предпроектных разработок, в которых содержится информация о землях фонда перераспределения земель местных исполнительных комитетов как одной из баз размещения новых землепользований.
В результате изучения и оценки территориальных условий и производительных свойств земель сельскохозяйственных предприятий, на которых предполагается разместить крестьянские (фермерские) хозяйства, выявляются сложившаяся организация их территории, размещение существующих населенных пунктов и производственных центров, наличие и расположение инженерных коммуникаций, качественное состояние и эффективность использования земель [7].
Площадь образуемого крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается одновременно с определением объема производства, с учетом намечаемой специализации, наличия трудовых, материально-технических ресурсов, состава и качества предоставленных земель. В его землепользование включаются сельскохозяйственные и другие земли, необходимые для производства товарной продукции, размещения производственных зданий и сооружений, жилья, дорог, сада, огорода и иных объектов.
Определение расчетной площади крестьянского хозяйства предполагается вести на основе ресурсного подхода с применением метода трудового и земельного балансов.
На основе вышеизложенного можно сформировать для хозяйств с животноводческой специализацией производства следующих два условных уравнения цели (1.1) и (1.3):
(1.1)
; (1.2)
, (1.3)
где – суммарный годовой фонд рабочего времени крестьянской (фермерской) семьи, чел.-ч;
– годовой фонд рабочего времени i– го члена семьи, занятого в крестьянском хозяйстве, чел.-ч;
i – индекс трудоспособных членов семьи от 1 до n.
П о и – количество основного и дополнительного поголовья скота, гол.;
– поголовье рабочего скота, гол.;
и – продуктивность одной головы основного и дополнительного поголовья, ц;
и – затраты труда на производство 1 ц продукции основного и дополнительного поголовья, чел.-ч;
– затраты труда на обслуживание рабочего скота, чел.-ч/ гол.;
и – затраты кормов на производство 1 ц продукции основного и дополнительного поголовья, ц к.ед.;
– затраты кормов на содержание одной головы рабочего скота, ц к.ед./гол.;
, , – затраты труда на производство 1 ц к.ед. кормов для основного (дополнительного) поголовья и рабочего скота, чел.-ч;
– соотношение основного и дополнительного поголовья ();
– продуктивность сельскохозяйственных земель, выделяемых крестьянскому хозяйству, ц к.ед./га;
– площадь сельскохозяйственных земель, предоставляемых крестьянскому хозяйству, для производства товарной продукции и содержания рабочего скота, га.
В уравнении (1.1) отражён баланс труда, т.е суммарный годовой фонд рабочего времени крестьянской семьи (Тс) должен равняться сумме общих затрат труда в растениеводстве и животноводстве. Уравнение (1.3) выражает баланс земель, где сумма площадей сельскохозяйственных земель, необходимых для производства фуража продуктивному и рабочему скоту и других целей, должна равняться площади продуктивных земель крестьянского хозяйства.
Тогда площадь сельскохозяйственных земель крестьянского хозяйства можно определить:
. (1.4)
Поголовье основного скота рассчитывается по формуле:
. (1.5)
Дополнительное поголовье скота можно рассчитать по формуле
. (1.6)
Значение в формулах (1.4) и (1.5) в зависимости от специализации хозяйства и уровня механизации его производства может приниматься до 4.
Общая площадь крестьянского хозяйства животноводческой специализации может быть рассчитана по формуле
(1.7)
где – то же, что и в формуле (1.3);
– площадь земель, занятых под усадьбой (двором, садом, огородом, постройками), сооружениями, дорогами, га.
При специализации производства крестьянского хозяйства в растениеводческом направлении предлагается следующая методика установления площади его земель.
1. Определяется годовой фонд рабочего времени крестьянского двора, который будет использован в растениеводстве.
2. Устанавливаются специализация хозяйства, намечаемые для возделывания основные и дополнительные культуры, а также задаётся поголовье рабочего скота. При этом состав дополнительных культур и объём производства их продукции должны обеспечить потребности в кормах поголовья рабочего скота.
3. Исходя из плодородия земель и ожидаемого внесения в почву минеральных и органических удобрений, рассчитывается урожайность основных и дополнительных культур.
4. Принимается рациональный для данных условий и ведущих сельскохозяйственных культур севооборот.
5. С учётом урожайности сельскохозяйственных культур и структуры посевов рассчитываются затраты труда на обслуживание одного структурного гектара данного севооборота.
6. По фонду рабочего времени крестьянского двора и трудозатратам на обслуживание одного структурного гектара определяется площадь севооборота, т.е. пахотных земель, которые необходимо выделить исследуемому хозяйству для производства товарной продукции растениеводства и кормов рабочему скоту.
Расчёт площади севооборота (Sc) в гектарах можно выполнить по формуле
(1.8)
где – суммарный годовой фонд рабочего времени членов семьи, занятых в крестьянском хозяйстве, чел.-ч;
– поголовье рабочего скота;
– затраты времени на обслуживание одной головы рабочего скота, чел.-ч;
– урожайность j-й сельскохозяйственной культуры. ц/га;
– доля j-й сельскохозяйственной культуры в структуре посевных площадей;
– затраты труда на возделывание 1 га j-й сельскохозяйственной культуры, чел.-ч;
– индекс сельскохозяйственных культур от 1 до m.
Общая площадь крестьянского хозяйства, специализирующегося на производстве растениеводческой продукции, рассчитывается по формуле
(1.9)
где – то же, что и в формуле (1.8);
– то же, что и в формуле (1.7).
Если крестьянское хозяйство специализируется на производстве продукции растениеводства и животноводства, то его площадь можно установить по формуле (1.10):
, (1.10)
где , , , , , , , , , , , , , – то же, что и в формулах (1.1) и (1.3);
– площадь j-й товарной сельскохозяйственной культуры, га;
– урожайность j-й сельскохозяйственной культуры, ц/га;
– затраты труда на производство 1 ц j-й сельскохозяйственной культуры, чел.-ч;
– то же, что и в формуле (1.7).
Для расчетов по формуле (1.10), исходя из конкретных условий, предварительно задают значения , и .
Расчет основного поголовья продуктивного скота () для хозяйства животноводческого направления с развитым производством продукции растениеводства можно выполнить по формуле
, (1.11)
где , , , , , , , , , , – то же, что и в формулах (1.1), (1.3) и (1.10) [6].
Размещение и формирование землепользований крестьянских (фермерских) хозяйств является одним из сложных вопросов межхо- зяйственного землеустройства, требующих увязки с уже сложившейся территориальной организацией действующих сельскохозяйственных предприятий, инфраструктурой и формами расселения, при соблюдении принципа равных условий хозяйствования на земле всех землевладельцев и землепользователей.
В зависимости от метода образования крестьянского (фермерского) хозяйства вопрос, связанный с его размещением, решается неоднозначно. Так, при создании крестьянского хозяйства на базе личного подсобного или земельного пая размещение предопределено их существующим расположением. В случае организации крестьянского хозяйства на землях фонда перераспределения земель или арендуемых землях возможны различные варианты.
Размещение усадьбы крестьянского (фермерского) хозяйства является следующим этапом межхозяйственного землеустройства. Выбор места её расположения оказывает существенное влияние не только на организацию территории крестьянского хозяйства, но и на его производственную деятельность, размещение жилищного и производственного строительства, дорог, инженерных сетей, развитие транспортных связей, культурно-бытового и других видов обслуживания и в значительной степени предопределяет условия труда, жизни и быта крестьянской семьи на длительную перспективу. Решение этой задачи ведется с учетом комплексного влияния многообразных, весьма существенных условий и требований, которые сформулированы в третьей главе данной работы.
Опыт зарубежных стран показывает, что применительно к мелкотоварной системе производства необходимо развивать все виды инфраструктур расселения: производственную, инженерную и социальную [13].
В Республике Беларусь все эти инфраструктуры ранее ориентировались на крупное общественное производство. Поэтому простое их приспособление к обеспечению двух производственных систем - существующих крупных общественных и создаваемых мелких крестьянских хозяйств, не всегда возможно или ограничено. Это сдерживает развитие крестьянских (фермерских) хозяйств.
В большинстве случаев потребуется создание дополнительных инфраструктур, которые должны отражать развитие новых форм хозяйствования. При проектировании крестьянских хозяйств предусматривается обеспечение их объектами производственной и социальной инфраструктуры, а также возможность выхода на внешние транспортные пути и коммуникации, для чего производится размещение внешних дорог, линий электропередач, связи, скотопрогонов, лесных полос и других элементов инженерного оборудования территории.
Размещение дорожной сети и скотопрогонов ведется с учетом направления грузопотоков и перемещения скота.
При проектировании дорожной сети необходимо, чтобы она по возможности не пролегала по землям других землепользователей и не занимала ценные угодья.
Крестьянское (фермерское) хозяйство должно иметь гарантированный источник водоснабжения для питьевых и хозяйственных целей.
Энергетическое обеспечение предусматривается от имеющихся линий электропередач, а также возможно и от собственных автономных энергоустановок. Линии электропередач и телефонной связи проектируются, как правило, вдоль дорожной сети.
Опыт землеустроительного проектирования показывает, что обоснование необходимых видов и соотношения земель в составе землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства производится с учетом его специализации и установленного размера земельной площади. Земли, включаемые в состав землепользования, по их видам должны соответствовать планируемой специализации и быть пригодны для развития намечаемых отраслей.
Для сохранения ландшафтно-экологического равновесия помимо сельскохозяйственных земель за крестьянским (фермерским) хозяйством могут закрепляться и другие экологически устойчивые виды земель, размещенные в пределах его землепользования. К ним относятся земли под застройкой, под древесно-кустарниковой растительностью, под водой, под дорогами и другими транспортными коммуникациями. Установление правильного состава и соотношения площадей земель достигается здесь в результате их трансформации. Суммарная площадь всех земель на территории крестьянского (фермерского) хозяйства составляет его общую площадь.
Размещение границ земель крестьянского (фермерского) хозяйства производится с учетом известных требований. При расположении его землепользования внутри земель сельскохозяйственного предприятия они могут совмещаться с границами производственных подразделений, полей севооборотов, контуров земель, реками, ручьями, каналами, дорогами и другими естественными рубежами.
Межхозяйственное землеустройство, связанное с образованием крестьянского (фермерского) хозяйства, предполагает составление схемы внутрихозяйственной организации его территории. В содержание этой разработки целесообразно включить схематичное размещение крестьянской усадьбы и производственного земельного участка, объектов производственной и социальной инфраструктуры, а также организацию земель крестьянского (фермерского) хозяйства. Решение данных вопросов осуществляется на основе предварительных расчетов основных экономических показателей к проекту межхозяйственного землеустройства крестьянского (фермерского) хозяйства, с учетом возможностей расселения, рационального использования земли и неразрывно связанных с ней средств производства.
1.3. Установление границ землепользований
Граница предоставленного земельного участка на местности устанавливаются в срок, определенный в договоре подряда на разработку проекта отвода этого участка, заключенного организацией по землеустройству с гражданином. Установление границы земельного участка на местности производится в присутствии заинтересованного лица, которому предоставлен этот участок, землепользователя земельного участка, из земель которого изъят данный участок, и при необходимости – смежных землепользователей, оформляется актом об ознакомлении заинтересованных сторон с установленными границами на местности и подписывается указанными лицами и представителем организации по землеустройству либо юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы по установлению границы земельного участка на местности, в момент осуществления этих работ.
Граница предоставленного земельного участка, установленная на местности, закрепляется межевыми знаками.
Работы по установлению границы землепользования выполняются в соответствии с ТКП 289-2010 (03150) «Установление (восстановление) и закрепление границ земельных участков», утвержденным и введенным в действие приказом Государственного комитета по имуществу РБ от 23 декабря 2010 г. № 470.
Работы по установлению границ земельных участков завершают процесс отвода земель и проводятся в целях определения на местности точных геометрических размеров и положения границ земельных участков, предоставленных на основании решений Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь и для составления документов, удостоверяющих право пользования, право пожизненного наследуемого владения, право частной собственности на земельный участок, или на право заключения договоров аренды земельного участка.
Установление границ земельных участков с закреплением точек поворота границ межевыми знаками и определением их координат является обязательным условием отвода этих участков и производится в случаях образования в установленном порядке новых, реорганизации или упорядочения существующих землепользований.
Мероприятия по установлению и восстановлению границ земельных участков должны обеспечивать:
- бесспорное определение на местности границ земельных участков (межевых знаков и граничных линий);
- учет земель с необходимой и достаточной точностью;
- возможность бесспорного восстановления границ землепользований в случае утраты (уничтожения) межевых знаков и граничных линий;
- последующий государственный контроль за целевым и рациональным использованием предоставленных земельных участков;
- достоверность исчисления платежей за землю;
- правильное юридическое и техническое оформление границ земельных участков для регистрации и защиты прав на землю землепользователей, собственников и арендаторов земельных участков [17].
Установление и восстановление границ земельных участков может выполняться аэрофотогеодезическим, геодезическим способом.
Выбор способа установления и восстановления границ земельных участков зависит от наличия материалов по изъятию и предоставлению земельных участков (землеустроительного дела), масштаба планово-картографического материала, наличия пунктов опорной геодезической сети, сетей сгущения, материалов аэрофотосъемки, оснащенности соответствующими геодезическими, фотограмметрическими приборами, комплексами и системами, а также вычислительными средствами и их программным обеспечением, наличия специалистов и от других условий.
Установление, восстановление и закрепление границы предоставленного земельного участка на местности проводится в присутствии юридического или физического лица, которому предоставлен земельный участок, землепользователя, собственника, арендатора земельного участка, из земель которого изъят этот земельный участок, и, в случае необходимости, смежных землепользователей, собственников, арендаторов земельных участков и оформляется актом ознакомления заинтересованных сторон с установленными границами земельного участка согласно требованиям.
При несогласии представителя одной из сторон с положением границы составляется протокол разногласий, а земельный спор разрешается в соответствии с земельным законодательством.
Установление, восстановление и закрепление предоставленного земельного участка на местности предусматривает проведение подготовительных, полевых и камеральных работ.
В процессе подготовительных работ по установлению фиксированной границы земельного участка на местности исполнитель работ осуществляет сбор и изучение следующих правоудостоверяющих, геодезических, планово-картографических и иных исходных документов и материалов:
а) материалы об изъятии и предоставлении земельного участка, оформленные в установленном порядке, с копией решения Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Президиума Верховного Совета Республики Беларусь, местного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка;
б) сведения, внесенные в земельно-кадастровую документацию, либо строительный паспорт и (или) паспорт домовладения, и (или) документ об уплате земельного налога, подтверждающие использование земельного участка гражданином без наличия правоудостоверяющего документа.
После изучения имеющихся исходных документов и материалов исполнителем работ определяются способы перенесения на местность границы земельного участка, намечается местоположение межевых знаков, схема проложения инструментальных ходов и способы связи (привязки) точек границы земельного участка с пунктами государственной геодезической сети. До начала проведения полевых работ исполнитель работ уточняет список смежных землепользователей и проводит работу с заинтересованными сторонами в отношении даты проведения работ по установлению границы земельного участка.
Выполнение работ по установлению границы земельного участка на местности осуществляется в СК-63. В населенном пункте, на территории которого установлена местная система координат, выполнение работ по установлению границы земельного участка на местности может осуществляться в установленной местной системе координат. Каталоги координат поворотных точек границы земельного участка в таком случае вычисляются в двух системах координат – местной системе координат и СК-63.
На основании материалов, документов и данных исполнитель работ составляет разбивочный чертеж установления границы земельного участка. При использовании спутниковых приборов для выполнения указанных работ в режиме реального времени составление разбивочного чертежа не требуется. Разбивочный чертеж установления границы земельного участка составляется на копии имеющихся планово-картографических материалов соответствующего масштаба, например, земельно-кадастровой карты (плана), топографической карты (плана), генерального плана объекта строительства и др. Масштаб разбивочного чертежа установления границы земельного участка выбирается в зависимости от размера и конфигурации земельного участка. На разбивочном чертеже установления границы земельного участка отображаются:
- границы предоставленного или намечаемого к предоставлению земельного участка (красным цветом);
- точки углов поворота границы земельного участка, закрепляемой и ранее закрепленной межевыми знаками (соответственно кружками красного и черного цвета диаметром 1 мм);
- номера точек углов поворота границы земельного участка (черным цветом);
- пункты государственной геодезической сети, а также иные опознанные контурные точки местности, используемые для связи (привязки) закрепляемой межевыми знаками границы земельного участка (синим цветом);
- схемы проектируемых инструментальных ходов, а также других геодезических построений для связи (привязки) границы земельного участка с пунктами государственной геодезической сети (синим цветом);
- геодезические данные (координаты точек углов поворота границы земельного участка и длины линий), необходимые для установления точек углов поворота границы земельного участка (красным цветом);
- линии связи (привязки) устанавливаемых межевых знаков с углами капитальных строений, а также с другими твердыми точками местности, используемые для определения местоположения межевых знаков (синим цветом);
- координаты исходных пунктов в СК-63 или местной системе геодезических координат (красным цветом);
- границы смежных земельных участков;
- штамп исполнителя работ, составившего разбивочный чертеж, а также штамп организации, изготовившей копию планово-картографических материалов (при необходимости).
Геодезические данные, необходимые для перенесения границы земельного участка на местность, определяются в зависимости от способа проектирования границы этого земельного участка (аналитического либо графического).
При аналитическом способе проектирования границы земельного участка используются значения координат точек углов поворота границы земельного участка и длин линий, заданные при разработке проекта отвода земельного участка.
При графическом способе проектирования границы земельного участка угловые и линейные величины определяются графически по планово-картографическим материалам или вычисляются по известным (аналитическим) координатам исходных точек и графическим координатам проектных поворотных точек границы земельного участка.
Разбивочный чертеж установления границы земельного участка является одним из документов для определения объемов полевых работ и их стоимости.
Разбивочный чертеж установления границы земельного участка может не составляться, когда проект отвода земельного участка разрабатывался с использованием планово-картографических материалов, на которых граница земельного участка проходит по твердым контурам местности (ограждение, канал, канава, профилированная дорога, стена капитального строения и т.п.) [23].
Полевые работы по установлению и закреплению на местности границы земельного участка геодезическим способом включают:
- рекогносцировку;
- перенесение на местность границы земельного участка;
- закрепление границы земельного участка межевыми знаками;
- прорубку в установленном порядке визиров на участках, покрытых древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями);
- проведение необходимых геодезических измерений с целью определения координат поворотных точек границы земельного участка, закрепленных межевыми знаками, и осуществления связи (привязки) их с твердыми точками (контурами, объектами) местности;
- ознакомление на местности заинтересованных сторон или их уполномоченных представителей с установленной на местности границей земельного участка.
После завершения полевых работ по установлению границы земельного участка на местности и произведенных геодезических измерений составляется схема связи (привязки) с пунктами государственной геодезической сети границы земельного участка, а также с пунктами сетей сгущения, узловыми межевыми знаками, положение которых определено спутниковыми или иными методами, знаками геодезических сетей в населенных пунктах. Схема составляется с использованием ситуационного плана и полевых абрисов. При составлении схемы соблюдение масштаба не обязательно. Схему разрешается не составлять, когда все элементы построения показаны на одной странице абриса журнала наблюдений. В этом случае с абриса снимаются копии, которые помещаются в каждый экземпляр землеустроительного дела.
Определенная площадь земельного участка должна быть равна площади, указанной в решении о его предоставлении, с учетом допустимого расхождения.
Если площадь земельного участка, предоставленного гражданину в пожизненное наследуемое владение или в частную собственность на основании схематического плана этого участка, и фактическая площадь земельного участка, определенная при установлении фиксированной границы этого участка, отличается от площади, указанной в решении местного исполнительного комитета, но не превышает размеров, а также не установлено факта самовольного занятия земельного участка, то за гражданином после принятия решения местного исполнительного комитета об изменении площади этого участка и внесении гражданином, при необходимости, дополнительной платы за земельный участок или возврата денежных средств (если земельный участок предоставлен в частную собственность) закрепляется площадь, полученная по результатам геодезических измерений.
На плане границы земельного участка должны быть отображены:
- поворотные точки границы земельного участка. Точки, закрепленные на местности межевыми знаками, изображаются на плане кружком диаметром 1,0 мм, а другие координированные точки – залитым кружком диаметром 1,0 мм;
- магистральные ходы, если они прокладывались для съемки берегов рек, ручьев, других водных объектов, по которым проходят границы земельных участков;
- граница земельного участка, в том числе проходящая по стенам капитальных строений (зданий, сооружений), берегам рек, ручьев и других водных объектов с промерами до них от межевых знаков в продолжении граничной линии. Граница земельного участка вычерчивается черным цветом, а берега рек, ручьев и других водных объектов, по которым проходит граница земельного участка, – синим цветом. Условный знак границы земельного участка, проходящей по рекам, ручьям и другим водным объектам вычерчивается в виде штриховой линии (длина штриха – 2 мм, расстояние между штрихами – 1 мм) звеньями по три штриха, проставляемых с одной или с двух сторон водного объекта в зависимости от местоположения границы земельного участка;
- номера поворотных точек, дирекционные углы и длины линий, вычисленные по координатам поворотных точек границы земельного участка. Длины линий выписываются в знаменателе, дирекционные углы или румбы линий – в числителе дроби с внешней стороны от границы земельного участка горизонтально напротив соответствующих линий, а номера поворотных точек – с внутренней стороны напротив соответствующих точек. Подписи длин линий и дирекционных углов (румбов), при необходимости, допускается выносить на свободное место внутрирамочного пространства плана границы земельного участка, а номера поворотных точек границы земельного участка подписывать выборочно (например, только нечетные). Нумерацию поворотных точек целесообразно начинать с северного или северо-западного угла плана, по возможности сохраняя нумерацию, использованную в материалах ранее выполненных работ;
- границы вкрапленных земельных участков, расположенных внутри земельного участка, для которого выполнялось установление границы, а также границы земель запаса и земель общего пользования (при их наличии);
- границы, коды и площади земель с ограничениями в использовании. Границы земель с ограничениями в использовании отображаются штриховой линией (длина штриха 3 мм, толщина – 0,1 мм, расстояние между штрихами 1 мм), коды и площади этих земель – синим цветом в виде дроби. Площади земель с ограничениями в использовании записываются в знаменателе дроби, а в числителе – в кружке соответствующие коды этих ограничений использования земель. Кроме того, показываются в условных знаках, принятых для топографических карт и планов соответствующего масштаба, трассы линейных сооружений, обуславливающих ограничения в использовании земель, а также границы земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, зон санитарной охраны источников водоснабжения и т.п.
Сведения о границе земельного участка вносятся в ЗИС организацией, осуществляющей ее эксплуатацию по месту нахождения земельного участка.
При этом данной организацией осуществляется сравнение взаимного положения границ смежных земельных участков.
В случае выявления несовпадений вносимых и имеющихся сведений, корректируются сведения о границах земельных участков, установленных с меньшей точностью. После внесения сведений о границе земельного участка в ЗИС организация, осуществляющая ее эксплуатацию, в справке о внесении изменений в земельно-кадастровую документацию делает соответствующую отметку либо возвращает исполнителю работ материалы на исправление.
По окончании камеральных работ составляется пояснительная записка, а все материалы брошюруются в землеустроительное дело, которое изготавливается в двух экземплярах: один передается в землеустроительную службу райисполкома, второй – хранится в архиве проектной землеустроительной организации.
Землеустроительное дело по установлению границы земельного участка должно содержать:
- титульный лист исполнителя работ;
- перечень документов дела;
- пояснительную записку с указанием решения, на основании которого предоставлен земельный участок, сведений о его площади и видах земель, основных результатах выполненных работ;
- заявление заинтересованного лица на проведение работ по установлению границы земельного участка на местности;
- копию устава или копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица индивидуального предпринимателя или копии документов, содержащих идентификационные сведения о гражданине;
- копию решения о предоставлении юридическому лицу, гражданину или индивидуальному предпринимателю земельного участка (при необходимости);
- материалы, собранные на стадии подготовительных работ;
- разбивочный чертеж установления границы земельного участка (при необходимости);
- материалы полевых (журнал и абрис полевых измерений) и камеральных работ (ведомости вычисления координат поворотных точек общей площади земельного участка и замагистральной площади и др). Если вычислительные работы выполнялись с использованием компьютерной техники, то в дело приобщаются распечатки результатов вычислений;
- каталог координат поворотных точек границы земельного участка;
- схему связи (привязки) границы земельного участка с пунктами государственной геодезической сети;
- схему связи (привязки) межевых знаков границы земельного участка с твердыми точками (контурами, объектами) местности;
- план границы земельного участка (с отображением земель с ограничениями в использовании, при их наличии);
- акт об ознакомлении заинтересованных сторон с установленной (восстановленной) границей земельного участка на местности;
- акт контроля и сдачи-приемки выполненных работ;
- материалы по рассмотрению земельного спора (при необходимости);
- справку о внесении изменений в земельно-кадастровую документацию.
При необходимости землеустроительное дело может содержать и другие документы.
Землеустроительная служба передает один экземпляр дела в месте с заявлением о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него в территориальную организацию по регистрации недвижимого имущества и прав на него.
1.4. Порядок предоставления земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств
Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по её переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.
Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.
Преимущественное право на организацию крестьянского хозяйства имеют граждане, проживающие в данной местности, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и необходимую квалификацию [25].
Крестьянское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации, осуществленной в соответствии с законодательством, и приобретает статус юридического лица, открывает расчетный и другие счета в учреждении банка, имеет печать со своим наименованием, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя при разработке программы экономического и социального развития региона [23].
Иностранными гражданами крестьянское хозяйство может быть создано с использованием земельных участков, предоставляемых им во временное пользование на условиях аренды.
Для ведения крестьянского хозяйства гражданам по их желанию предоставляются в пожизненное наследуемое владение или в аренду земельные участки, включая приусадебный надел.
Земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляются гражданам Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение в размере до 100 гектаров сельскохозяйственных земель.
Граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могут для производственных целей дополнительно арендовать земельные участки.
Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется районным исполнительным комитетом в каждом конкретном случае с учетом особенностей местных условий (плодородия земель, средней обеспеченности ею одного трудоспособного в сельскохозяйственной организации, потребности в сельскохозяйственных землях для ведения личных подсобных хозяйств граждан, расширения населенных пунктов и прочих), его специализации, а также численного состава крестьянского хозяйства при ориентации, как правило, на собственные силы членов хозяйства в его ведении [13].
Кадастровая оценка предоставляемого земельного участка, как правило, должна быть на уровне средней кадастровой оценки по хозяйству. При предоставлении земельных участков с качественной оценкой ниже средней кадастровой по хозяйству устанавливаются налоговые и другие льготы.
Граждане независимо от места их постоянного проживания, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, подают заявление о предоставлении им земельного участка в районный исполнительный комитет по месту нахождения земельного участка. В заявлении указываются:
1) данные, содержащие идентификационные сведения о гражданине;
2) цель, для которой испрашивается земельный участок;
3) вещное право на испрашиваемый земельный участок;
4) намечаемое местоположение земельного участка и его размер;
5) источники возмещения убытков, если это связано с предполагаемым изъятием земельного участка у землепользователя;
6) площадь всех земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности гражданина либо арендуемых им (в случае, когда земельный участок испрашивается для строительства и обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных);
К заявлению гражданина о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства прилагается программа ведения этого хозяйства [25].
Районный исполнительный комитет в течение 7 рабочих дней со дня поступления документов, рассматривает заявление гражданина о предоставлении земельного участка, дает разрешение организации по землеустройству на разработку проекта отвода этого участка, а также сообщает гражданину о результатах рассмотрения его заявления. При принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом гражданину с указанием оснований отказа, соответствующих законодательству.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.
К разрешению районного исполнительного комитета, направляемому организации по землеустройству, прилагается заявление.
Разработка проекта отвода земельного участка осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключаемого данной организацией с гражданином, заинтересованным в предоставлении ему земельного участка, за счет его средств. Договор подряда заключается в течение 3 рабочих дней со дня получения организацией по землеустройству разрешения соответствующего районного исполнительного комитета на разработку проекта отвода земельного участка. Указанный срок продлевается этой организацией на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему заключить договор подряда (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина).
Проект отвода земельного участка разрабатывается в срок не более 15 рабочих дней со дня оплаты гражданином работ по подготовке такого проекта.
В проекте отвода земельного участка должны быть указаны размер и границы испрашиваемого земельного участка с учетом требований рационального использования смежных земельных участков, определены состав и качество земель предоставляемого участка, срок и условия пользования им, в том числе условия возврата (при предоставлении его во временное пользование, аренду), фактический размер убытков, причиненных землепользователю, у которого изымается земельный участок (если они имеют место).
В течение 15 рабочих дней проект отвода земельного участка согласовывается организацией по землеустройству:
с руководителем (его заместителем) территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства) соответствующего районного исполнительного комитета, территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, территориального органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, государственного органа (учреждения), осуществляющего государственный санитарный надзор (путем визирования);
с землепользователем, земельный участок которого намечается к изъятию. Землепользователь осуществляет письменное согласование этого проекта отвода в течение 3 рабочих дней со дня его получения из организации по землеустройству.
Согласованный проект отвода земельного участка с документами и проект решения районного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка передаются организацией по землеустройству землеустроительной службе.
Землеустроительная служба в течение 5 рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка рассматривает проект его отвода, при необходимости уточняет проект решения районного исполнительного комитета об изъятии и предоставлении земельного участка и вносит данный проект с такими материалами в районный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельного участка для принятия необходимого решения.
В решении об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка должны быть указаны виды изымаемых земель, цель, для которой предоставляется земельный участок, его размер, вещное право, условия отвода (в том числе срок и условия занятия земельного участка, размер убытков, срок, способы и иные условия их возмещения), срок и условия занятия земельного участка.
Решение об изъятии и предоставлении испрашиваемого земельного участка принимается районным исполнительным комитетом в течение 5 рабочих дней со дня получения материалов об изъятии и предоставлении земельного участка от землеустроительной службы.
Районный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка передает копию этого решения вместе с материалами об изъятии и предоставлении земельного участка землеустроительной службе для установления границ земельного участка на местности, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него, заинтересованному лицу и лицу, из земель которого произведено изъятие земельного участка [23].
Затраты по установлению границы земельного участка, выдаче документов на право владения или пользования землей, проведению проектных работ по внутрихозяйственной организации территории и других видах землеустройства крестьянского хозяйства осуществляются государственными землеустроительными организациями за счет средств бюджета, выделяемых на эти цели.
Выполнение работ, связанных с образованием землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства, проводят в соответствии с имеющимися нормативно-техническими документами и сложившейся технологией по производству этих работ.