Формы общественного сознания

Формы сознания не существуют в реальности как самостоятельное "царство ума", что "само по себе" вырабатывает идеи, нормы, ценности, а представляют собой отражение и проявление живой практики масс и лишь постольку действительны, эффективны, поскольку являются умственным содержанием и продуктом их деятельности.

Принципы размежевания форм общественного сознания:
1) каждая форма имеет свой предмет отражения,
2) формы различаются по формам отображения и имеют специфический характер отражения,
3) формы отличаются по особенностям своего развития,
4) формы отличаются по выполняемым ими социальным функциям.

1) и 2) Политические отношения возникают тогда, когда субъекты вынуждены руководить друг другом, а правовые – когда возникает общая потребность отрегулировать политические отношения на основе законных прав субъектов отношений. В обществах разного типа разногласия решаются или путем подавления интересов одних субъектов другими в политике и закреплением этого подавления в праве или путем управления согласованием этих интересов на основе права, которое выходит из максимально достижимого единства интересов отдельных субъектов и общества.

Естественным есть то, что в обществе имеют место злоупотребления своим положением в интересах группы (бюрократизация политики и права).

Ключевыми ценностями политики и права являются власть и закон, которые гарантируют соблюдение прав и обязанностей.

Разные типы политического и правового поведения зависят от психологии и идеологии, которые властвуют в данном обществе или присущи определенной группе или личности.

Политика и право не только отражают общественное бытие, они являются программой его изменения.

3) Моральные отношения возможны лишь на объективной основе совпадения интересов разных субъектов. Поэтому, чтобы понять реальное содержание призывов к совести, обязанности, добру, нужно всегда подвергать его конкретно историческому анализу.

Моральное сознание существует в виде ценностей (добро, честь, достоинство), норм, которые выражены в моральных кодексах, заповедях, пословицах, поговорках и знаний, которые обосновывают моральные ценности и нормы.

Уровень моральной жизни общества определяется нашими поступками, действиями на основе выбора между моральными и аморальными ценностными ориентациями: добром и злом, честью и бесчестием.

Мораль – это не просто средство повышения производительности труда и регулятор общения.

Уровень морали определяется отношением к людям, к деятельности, к природе.

4) Эстетическое сознание регулирует поведение человека, как и моральное, но своими особыми средствами.

Эстетическое сознание содержит человеческие отношения, быт, манеры, упорядочение среды.

Красоту как ключевую ценность эстетического сознания можно определить как символическое чувственно-эмоциональное выражение соответствия реальности и идеала. Красота определяет целостное расположение духа жизни человека.

Полноценный эстетический образ возникает как единство содержания и формы, которые порождаются этой слитностью.

Эстетическое сознание находит выражение в эстетическом вкусе, в оценке явлений действительности с позиций прекрасного или отвратительного. Вкус играет такую же роль в эстетическом поведении, как совесть – в моральном.

5 ) Религиозное сознание освещалось отечественной литературой односторонне – «религия – это опиум для народа». Отрицательную роль сыграли и несовершенная мораль, и ошибочная критика, и плохой эстетический вкус.

Религия имеет три корня:

Ø Гносеологический. Гносеологически религия возникает из-за невозможности выяснить происхождение и целесообразный порядок мира.

Ø Социальный. Социальные корни проявляются в бессилии человека перед природой, в угнетении и отчуждении, которые властвуют в обществе, и в заинтересованности определенных социальных слоев в божьем оправдании своих полезных интересов.

Ø Психологический. Психологические причины состоят в неумении человека разобраться в своей душе, в стремлении к пусть иллюзорной, но защищенности.

Самое святое и является ключевой ценностью религиозного сознания, которое взято в положительном и быстротечном аспекте. Религиозное сознание не имеет специфических знаний: логического доведения существования бытия Бога.

Единая норма, которая, по мнению религиозного, сознания, признает святость всего сущего, – это вести себя в мире не только как в мастерской, а и как в Храме, видеть вокруг себя, в самом себе не только функционально полезную завершенность, но и самоценность, сопричастность к бесконечности и вечности природы, истории и своей души.

Согласно принципу свободы совести человек имеет право выбирать и пропагандировать религиозную веру или неверие при условии, если ни первое, ни второе не приводит к асоциальным последствиям, не разрушает право и мораль.

6) Экономическое сознание – это и форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественная потребность.

Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления, которое отражает социально-экономические изменения.

В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми условиями, в которых происходит экономическая практика.

В структуре экономического сознания выделятся такой элемент, как экономические знания, на основе которых происходит практическая деятельность. В этом случае экономическое сознание играет активную и относительно самостоятельную роль.

7) Экологическое сознание – ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценка общественной деятельности.

Экологическое сознание допускает выделение человеком самого себя как носителя активного и творческого отношения к природе.

Предметом экологического сознания выступает отношение к природе человека и общества. Оно отражает действительный мир в форме таких понятий, как "экологическая обстановка", "экологический баланс", "экологический кризис", "зона экологического бедствия". Экологическое сознание включает в себя определенные знания о природе и о месте человека в ней, экологические оценки процессов, которые происходят в ней. Оно взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания, как: моральное, эстетичное, правовое, политическое и экономическое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: