Относительная самостоятельность общественного сознания

Общественное сознание и его разнообразные формы при всей зависимости от общественного бытия имеет относительную самостоятельность.

Проявления относительной самостоятельности общественного сознания от общественного бытия заключается в том, что:
1) общественное сознание не просто отображает общественное бытие, а осмысливает его, раскрывает сущность общественных процессов. Оно имеет тенденцию отставания от бытия. Известно, что глубокое осмысление бытия становится возможным лишь тогда, когда оно приобретает зрелые формы и проявляет себя наибольшей мерой. Вместе с тем, общественное сознание может и опережать общественное бытие: опираясь на анализ тех или иных общественных явлений, можно найти важнейшие тенденции их развития и предусмотреть ход событий;
2) общественное сознание в своем развитии опирается на достижения человеческой мысли, науки, искусства. Это свидетельствует о наследственности в развитии общественного сознания, благодаря которому сохраняется и развивается духовное наследство поколений, накопленное в разных сферах общественной жизни. Общественное сознание не только отражает общественную жизнь людей, но и имеет свою внутреннюю логику развития, свои принципы и свои традиции. Показательным в этом аспекте есть развитие науки, искусства, морали, религии, философии;
3) относительная самостоятельность общественного сознания проявляется также в ее активном влиянии на общественную жизнь. Разные идеи, теоретические концепции, политические доктрины, моральные принципы, направления в сфере искусства и религии могут играть прогрессивную или реакционную роль в развитии общества. Они могут оказывать содействие духовному обогащению общества, его укреплению и развитию или вести к разрушению и деградации личности и общества,
4) важной чертой относительной самостоятельности общественного сознания является последовательность в ее развитии: идеи, теории, все то, что представляет содержание духовной жизни общества, не возникает на новом месте, а формируется и утверждается на основе духовной культуры прошлых эпох, которые представляют непрерывный процесс функционирования и развития общества.

Общественное сознание может существовать только тогда, когда есть конкретные ее носители – человек, социальные группы, общности, конкретные личности и другие субъекты. Без основных носителей общественного сознания – конкретных людей – она невозможна. Поэтому общественное сознание способно существовать и полноценно функционировать только в индивидуальном, т.е. через индивидуальное сознание, которое является духовным миром данной конкретной личности, ее взглядами, чувствами, представлениями, расположением духа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: