Контроль необходим для достижения цели. С его помощью обнаруживаются отклонения от норм и корректируется деятельность организации на этапе, когда отклонения легко устранимы.
Практика показывает, что контроль в сфере услуг налажен хуже, чем в промышленности. Компании в сфере услуг, подобно рекламным агентствам, банкам и страховым компаниям, не имеют тех стимулов, что в промышленности для анализа своих издержек. Чаще всего в фирме сферы услуг менее вероятно наличие информации об издержках, которую можно было бы расшифровать в разрезе видов деятельности или категорий покупателей. Они, как правило, не могут сказать, на чем они зарабатывают деньги и где их теряют.
Различие между услугами и производством изделий заключается, как вы помните, в том, что в сфере услуг товар поставляется и потребляется одновременно. Вы не покупаете товар, который был подвергнут тщательной проверке до того, как покинул ворота завода. Вы покупаете гамбургер, страховой полис, банковскую ссуду, телефонный разговор, врачебную услугу.
|
|
Единственный способ, с помощью которого сервисные фирмы могут надежно удовлетворить запросы покупателей, заключается в наличии системы ненавязчивых, но реальных стандартов, согласно которым все, кто причастен к предоставлению услуг знают, чего от нее ждут.
Адекватность системы контроля условиям "производства" услуг - одна из сложных задач для менеджера непроизводственной сферы. В адекватную систему контроля должен быть встроен элемент сравнения: вот, чего мы ждем; вот, что мы достигли; вот, как мы сопоставляем. Хороший способ сделать систему контроля особенно надежной заключается в том, чтобы встроить ее в систему планирования. Эффективный контроль начинается не с материальных затрат и прямой заработной платы, а с накладных расходов и качества.
Как определить и проконтролировать качество услуги? Каждый согласится, что дружелюбие и готовность помочь, идущее со стороны персонала, вступающего в контакт с клиентом очень важны для общего качества сервиса, но как их можно измерить, выделить, проконтролировать?
Предпринимались странные попытки определять минимальное количество улыбок, взглядов, которыми должен был одариваться клиент во время совершения услуги (сделки). Одна авиалиния посчитала количество пассажиров, с которыми персонал салона самолета должен был заговорить до и после взлета. В одном большом хорошо известном отеле клиент постоянно получал улыбку плюс "комментарий": "это хорошая комната, сэр". Но... Клиенты обнаруживали, что этот ритуал совершается вне зависимости от качества комнаты, чистоты в номере или исправности оснащения...
|
|
Многосторонний и сбалансированный (системный) подход к качеству услуг должен включать в себя все аспекты. Это: сервисный пакет; процесс доставки услуг и взаимодействия; имидж, культура, организация.
Низкий стандарт в отношении одного свойства качества ("минус") требует не менее 12-20 "плюсов" в отношении других свойств качества сервиса, чтобы компенсировать один "просчет".
Качество услуги создается, когда поставщик сервиса и клиент встречаются лицом к лицу. Самая хорошо спроектированная система доставки сервиса потерпит неудачу, пока не заработают все детали (элементы). Любой вопрос по поводу качества стартует с микроситуации взаимодействия с клиентом. Контролер здесь - клиент!
Какие механизмы усиливают подсознание клиента по поводу качества услуги, какие ценности срабатывают в этой микроситуации?
Хорошо известна такая динамика в межличностных взаимодействиях: позитивное действие вызывает позитивные реакции, они в свою очередь ведут ко взаимно позитивным чувствам, которые в свою очередь ведут к позитивному взаимодействию. И наоборот.
Позитивное отношение и эффективное действие поставщика услуги могут поощрить клиента на большее участие в сделке, что в свою очередь, поощряет продавца сервиса и т. д. Так начинается позитивный цикл взаимодействия.
В ситуации "клиент - услуга компании" могут быть приняты различные подходы (шаги) - в т.ч. корректирование, как основная составляющая благожелательного контроля - для повышения качества услуги (или восприятия ее качественной?!).
Некоторые подходы, влияющие на повышения качества услуги:
1. Улучшение взаимопонимания с клиентом. Одной из лучших черт идеализируемой японской модели философии менеджмента является то, что служащий учится уважать клиента, как человека, платящего ему зарплату (не компания будто платит зарплату). Понимание нужд клиента становится более полным, как и более заинтересованным поиск путей, как эти нужды удовлетворить...
2. Использование определенных приемов, чтобы создать и усилить взаимодействие с клиентами и мотивацию, как клиента, так и персонала.
Стюардесса, распространяющая газеты в салоне среди пассажиров в начале полета, уже настроена на общение с клиентами.
Меню в ресторане может быть оформлено таким образом, чтобы стимулировать интерес и обсуждение. Неожиданное общение с кухонным персоналом и гостями, устраиваемое различными способами, благотворно влияет на обе стороны.
Президент большой компании, занимающейся очистительными работами, однажды сказал: "Автомобили с нашими эмблемами и наших расцветок очень важны для нас, так как наши служащие, встречая своих друзей обязательно укажут на наши машины, если они будут проезжать мимо и скажут: "взгляните, это - один из наших автомобилей".
Такими приемами, которые усиливают позицию продавца услуг, обогащается взаимодействие с клиентом, увеличивается мотивация и удовлетворенность покупкой. Подобные меры - важная часть качественного менеджмента.
3. Обратная связь. Механизмы обратной связи творческих сервисных организаций могут быть довольно замысловатыми. Некоторые представители высшего менеджмента используют прессу и всем известных людей, чтобы поговорить о своей компании. Персонал получает своеобразную обратную связь через авторитетный внешний источник. Более очевидные методы - отчеты по качеству или списки довольных клиентов для специалистов, занимающихся продвижением сервиса.
4. Управление клиентами. Предоставление услуги - социальное событие, чья динамика и исход определяются квалификацией и ожиданиями клиентов и служащих - "контактеров". Важной чертой качественного менеджмента является формирование ожиданий клиентов и их подготовка к взаимодействию. Если пассажиры в хорошем настроении заходят в салон авиалайнера, это сразу воздействует на стюардессу и, следовательно, на качество обслуживания этих пассажиров.
|
|
Появляющийся запас верности клиентов своей сервисной компании компенсирует незнание многих сервисных организаций о том, сколько усилий они должны тратить на клиента, помогают в случае возникновения нестандартных ситуаций, недопонимания, избавляют от унижающих форм контроля.
5. Психологический климат и ролевая двусмысленность. Качество услуги в восприятии клиента возрастает, если в компании преобладает открытый, благоприятный, позитивный для сервиса климат, и все это демонстрируется клиенту. Но сервисному контактеру чрезвычайно трудно выразить свое позитивное отношение к клиенту, если такого климата нет в самой компании.
Сервисная организация вряд ли может ожидать от своего служащего отношения к клиентам, отличающегося от того, которое он чувствует по отношению к себе. В конце концов, эта двойственность и двусмысленность, которая не может быть скрыта от клиента, приведет к ухудшению услуг со всеми вытекающими печальными последствиями.
Напряженность сервисной работы очень высока и необходимо убедить людей с самого начала, что они на своем месте и что их уважают и ценят в компании.
Программы улучшения качества сервиса должны учитывать различную роль, которую выполняют служащие во время общения с клиентами ("на сцене") или в офисе - кабинете ("за кулисами").
Для первой роли ("на сцене") требуется тип личности, тот человек, который способен работать с разной нагрузкой разное количество часов, который получает удовлетворение от общения, который даже сможет безответно принять оскорбление от рассерженного клиента.
Работа "за кулисами" (офисная работа) обычно лишена своеобразного волнения и прессинга, здесь понадобится другой тип личности. Менеджмент должен учитывать это при создании систем найма и обучения персонала, а также программ служебных карьер для тех, кто работает "на сцене", и для тех, кто работает "за кулисами".
|
|
До тех пор пока программа корректирования качества не будет начата сверху, не коснется верхушки компании, до тех пор двусмысленное поведение персонала будет неизбежно. А успешно работают программы качества, когда направлены и сверху вниз и снизу вверх.
Существует общая и в целом справедливая идея, что лучшее качество стоит больше. Но пересмотр системы сервисной доставки и создание новых типов ролей может привести к повышению качества с теми же и даже более низкими расходами, к изменению роли контроля.
Важно помнить, что качество сервиса достигается не сразу. Трудно создать прочную репутацию качественных услуг без долговременных систематических усилий. Аспект качества является определяющим в имидже фирмы.
Хороший менеджмент должен учитывать взаимосвязь качества с сервисной концепцией и сегментацией рынка для определения соответствующей ценовой стратегией. И тогда качество внесет свой вклад в прибыльность фирмы, контроль сыграет свою положительную роль.
На контроль за предоставлением услуг в сервисных фирмах влияют технология "производства" услуг и организация их доставки (рис. 3).
Ресурсы, включая оборудование, могут принадлежать сервисной компании, клиенту или третьей стороне. С точки зрения затрат оптимальным решением будет смещение предоставления сервиса в нижний правый угол: клиент делает большую часть работы сам, используя предоставленные им самим или другими средства (ресурсы).
Роль сервисной компании будет включать предоставление знаний и организацию (управление) клиента с тем, чтобы он смог действовать (согласно принципам "управления человеческой энергией" и "использования излишков возможностей").
|
Дилемма заключается в том, что чем ближе мы подходим к нижнему правому углу, тем труднее контролировать то, что может произойти. Контролировать силами сервисной компании.
Но в сервисных системах, где предоставление сервиса смещено в сторону взаимодействия, где используются собственные ресурсы системы, которые пренебрегают потенциальной энергией клиентов и их семей, а также доступными физическими возможностями (ресурсами, как например, дома или квартиры клиентов) контроль достигается ужасающими расходами, особенно в таких сферах, как здравоохранение, уход за детьми, стариками, агентства по найму и т.д.
Преуспевающие сервисные компании переносят работу за стены офиса, на саморегуляцию клиентов, и с помощью социальных инноваций и умелого управления человеческой энергией, полагаются на социальный контроль, который ими, естественно, не оплачивается.