Основные мировоззренческие вопросы и отношения, которые имеют всемирное значение

(по нем. философу И. Канту)

 

 

Познавательные Практические Ценностные Социальные

отношения отношения отношения отношения

( метафизика, (мораль) (религия)

философия)

Мировоззрение возникает как общечеловеческое явление, оно присуще каждому человеку в его нормальном состоянии. Общечеловеческий характер мировоззрения предопределяет его чрезвычайно большое разнообразие, так как люди по-разному отражали и отражают мир и самих себя.

Типология мировоззрения - это не просто перечисление его возможных видов, а прежде всего, выделение типичных признаков, по которым и на основании которых осуществляется классификация основных типов мировоззрения.

Классификация мировоззрения за разными критериями:

1. По носителям:

– индивидуальное; – коллективное;

– групповое; – национальное;

-региональное.

2. По уровням мировоззрения и осознания:

- осознанное; – неосознанное;

- частично осознанное; – обыденное;

- философское; сформированное на основах научных

знаний.

3. По историческим эпохам:

- архаическое; – античное;

- средневековое; – ренессансное;

- мировоззрение XX ст.

4. По морально-ценностным ориентирам:

- эгоистическое; – альтруистическое;

- гуманистическое; – антигуманное;

- циничное; – шовинистическое.

5. По строению:

- целостное; – фрагментарное;

- внутренне слаженное; – противоречивое.

6. По степени адекватности восприятия действительности:

- реалистическое; – фантастическое;

- искаженное; – адекватное действительности.

7. По отношению признания существования высших сущностей:

- религиозное; – скептическое;

- агностическое; – атеистическое.

 

Функции мировоззрения:

- интегрирование человека в мир;

- предоставление человеку важнейших жизненных ориентиров;

- подать действительность в ее человеческих измерениях и проявлениях.

-

Основные компоненты в структуре мировоззрения:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных, которые представляют конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизируют и обобщают результаты индивидуального и общественного познания, формируют стиль мышления общества, народа, эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы, директивные действия. Основой этого элемента являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые, эстетические. В них в большей степени, чем в ценностном имеет место приказной, принудительный характер, требующий поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент – допускает то, что для реализации ценностей и норм их надо усвоить и выработать психическую модель к готовности действовать.

4. Практический компонент – это реальная готовность человека к определенному типу поведения в тех или иных обстоятельствах.

Уровни мировоззрения:

1. Жизненно-практический – характерен для мифологии и религии и включает в себя опыт, традиции, обычаи, взгляды.

Недостатки:

1) недостаточная продуманность, системность, обоснованность;

2) в нем не редки внутренние противоречия и устойчивые предрассудки.

2. Теоретический – он относится к науке и философии.

Рассмотренная классификация, компоненты и уровни мировоззрения дают возможность отметить, что философия возникает определенным типом мировоззрения: философия фигурирует как мировоззрение определенного уровня, а это означает, что все люди имеют мировоззрение, тем не менее далеко не каждый человек приобщен к философии и, соответственно, не каждый человек выходит на ее уровень в своих мировоззренческих ориентациях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: