Теория отражения в материалистической философии

Вопрос.

· Сознание как продукт развития материи.

 

Материализм заключается в выведении сознания из предшествующих способов существования и развития форм материи. Включая в себя «опыт», итог бесконечной эволюции материи, сознание становится в реальное отношение к бесконечному миру самой своей внутр.природой. Являясь итогом бесконечного развития материи, сознание получает способность к бесконечному познанию, заложенную в природе сознания и реальном отношении сознания к бесконечному миру.

Сознание возникает в результате бесконечного развития материи и является свойством, функцией высокоорганизованной материи – человека. Связь сознания с человеком изучается рядом частных наук: психологией, физиологией, морфологией мозга и др. Философия выясняет наиболее общую сущность связи человека и его сознания.

Часто сознание определяют как свойство мозга. Однако мозг – это биологич.орган, а сознание – соц.явление; и поэтому утверждать, что оно есть свойство мозга, значит рассматривать качественно более сложное явление как свойство более простого, биологич.органа. Социальное не может быть свойством биологического.

 

Сознание это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Психика – это способность ж существ создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям.

 

· Проблема сущности сознания.

 

 

Трудность решения проблемы сознания – невозможность обнаружить псих явления с пом органов чувств.

Методы изучения сознания:

- объективный – о наличие и содержании псих процессов судят по его поступкам, мимике,

- интроспекции (самоанализ, самонаблюдение)

Сознание изучают многие науки: Философия, кибернетика, логика, медицина и т.д. Ф. пытается обобщить все имеющиеся знания о сознании, дает целостное представление о нем.

Попытка решения проблемы сознания в истории фил.сопровождалась противопоставлением материализма идеализму, метафизики диалектике, естествознания религии.

1-ая попытка решить проблему сознания проявл. в анимизме(вера в душу).

2-ая – гелозоизм приписывает психологические процессы всем телам природы.

3-я многие философы отождествляли психическое с его физиологической основой.

Идеалистическоенаправление в Ф поставило проблему активности сознания, но сознание выделялось из матер.мира и понималось как самостоятельная созидательная сущность (сознание творит мир).

Материалистыдо Маркса недооценивали активную роль сознания.

Дуализмобъясняет материю и сознание как самостоятельные сущности, независимые друг от друга.

Не допустимо, как отождествлять материю и сознание, так и противопоставлять их. Они находятся в сложном взаимодействии и диалектическом единстве. Основой такого взаимодействия явл. материя.

Сознание можно рассмотреть в четырех аспектах:

1) сознание, как продукт общественно исторического развития (исторический аспект).

2) сознание как функциональное св-во мозга (антологический аспект).

3) сознание, как идеальное отображение действительности (гносеологический аспект).

4) сознание как регулятор деятельности ч-ка. (праксиологический аспект).

Все эти аспекты анализа сознания рассматривают отношения материи и сознания.

Различают сознания: духовное, нравственное, теоретическое, религиозное, политическое,...

 

 

· Отражение как атрибут материи.

 

 

Материи присуще свойство, сходное с созн– отражение. Отражением облад все мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отражение – это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распространены изоморфные отражения – отпечатки, следы...

 

научная философия ввела понятие отражения – способность взаимодействующих субстратов воспроизводить свойства друг друга; всеобщее свойство материи, закономерным этапом развития которого является возникновение ощущений, становление психики и ее высшей формы – сознания. Философское понятие: отражение – глубокое сопоставление сущности человека и окр.мира, мыслящей материи и природы.

3 закономерности отражения:

1. Полнота отражения зависит от характера субстрата отражения. Чем сложнее, богаче содержанием является субстрат, тем шире диапазон свойств, которые он может воспроизвести.

2. Субстрат способен отобразить только те свойства, которые присущи ему самому.

3. Высшая форма материи способна воспроизводить качество низшей. Человек может понять химич, физич. и биологич.законы.

 

· Различные формы отражения и происхождения сознания.

Отражение – реакция (изменение, отпечаток, след) любой вещи (явления) взаимодействующей с другой вещью: такая реакция всегда находится в определенном соответствии или сходстве с какой – либо стороной воздействующей на нее вещи. В основе этого соответствия лежат некие законы взаимодействия вещей. Вследствие этого взаимодействия отношение между ними носит характер взаимоотображения: любая из этих вещей является одновременно отражающей и отражаемой по отношению друг к другу. При определенных условиях возникают реакции особого типа на структуру воздействия, при этом на первый план выступает одностороннее отношение одной вещи (как первичной, независимой) к другой как вторичной и зависимой от первой.

Понимание законов и причин такого отношения помогает сформировать информацию о прообразе, исходном объекте отражаемом во второй вещи.

Теория отражения в материалистической философии.

Течений в материалистической философии огромное количество, приводить все слишком трудоемко, а посему приведу нечто общее, что их объединяет. Одним из основных ее положений является утверждение о вторичности образа по отношению к оригиналу.

Достаточно распространенным является учение, пренебрежительно называемое наивным реализмом.

Вот его утверждения, касающиеся отражения.

1.Знание есть продукт отражения внешнего мира наподобие того, как предметы отражаются в зеркале.

2.Познавательный образ, формируемый субъектом, является более или менее точной копией оригинала.

3.Источник знания – чувственные данные, обрабатываемые и систематизируемые интеллектом.

4. Человек независим в познавании мира (от социума, культуры, практики). – Это утверждение носит название гносеологической робинзонады.

5.Сознание человека напрямую связано с функционированием мозгового субстрата (в вульгарном материализме принято полагать, что все мысли являются чисто физиологическими выделениями некой энергии, импульсов, наподобие того, как печень выделяет желчь)

Диалектический материализм, который его последователи называют научным материализмом, в своих положениях незначительно расходится с наивным реализмом:

Он не принимает гносеологической робинзонады, считая, что именно социальный человек принимает и преобразует информацию, формируя образ отображаемого объекта. Это учение преимущественно концентрируется на вопросах тела и психики, мозга и сознания и считающее, что явления психической жизни человека и многие ее смысловые образы, продукты и понятия можно успешно объяснить на основе физиологических процессов и состояний.

Последователи марксистского материализма, также называют его научным материализмом:

Теория и практика должны быть едины. Отношение образа и предмета имеет свое естественнонаучное обоснование, в котором используются данные о происхождении и развитии прообраза, об условиях и механизмах его реализации в ходе взаимодействия субъекта и объекта.

Первый уровень - неорганическая материя. Этому уровню присущи 3 простейшие формы отражения:

а) механическая - результаты таких механических воздействий, как удар, давление, дробление, перемещение и др. Примерами таких результатов могут быть: следы человека, животного на почве, отпечатки вымерших животных или растений в слоях земли, деформация или разрушение тел при их столкновении и т.д.;

б) физическая - результаты воздействия тепла, света, влаги, звука, магнетизма, электричества, гравитации и т.д. Это, например, окисление металла под воздействием влаги, расширение тел под воздействием тепла или сжатие под воздействием холода, изменение магнетизма тел под воздействием магнита, деформация пород под воздействием солнца, ветра, влаги и т.д. Физическая форма отражения используется в ЭВМ, при управлении с земли космическими кораблями и системами;

в) химическая - результаты взаимодействия химических элементов, их реакции, т.е. изменения в самих элементах, образование их соединений и т.д.

Второй уровень - органическая материя. Этот уровень материи чрезвычайно многообразен, и его эволюция шла от низших форм к высшим. Здесь также можно выделить 3 формы отражения:

а) раздражимость как результат воздействия предметов, внешней среды, проявляющийся в виде возбуждения и ответной избирательной реакции. Избирательность - это реакция в соответствии с потребностями организма, это использование благоприятных факторов и «уход» от неблагоприятных. Эта элементарная форма отражения присуща всей живой материи, но у сложных, особенно высших животных она носит подчиненный характер, в то время как у микроорганизмов и растений является доминирующей или подчас единственной формой отражения, направленной на самосохранение.

У растений это проявляется в направленности их роста в результате воздействия односторонних раздражителей (механических, физических, химических и др.), например, в сторону наиболее интенсивного освещения, в сторону земного притяжения. Это проявляется в движении отдельных органов растений (веток, лепестков, листьев) по направлению к благоприятным воздействиям внешних факторов - освещения, тепла, влаги, химических веществ.

В деревьях под воздействием света (солнца) формируются годичные кольца, запечатлевается радиоактивное воздействие. Ряд растений (цветы) отвечают на воздействие насекомых - свертываются и поедают их (например, росянка). У микроорганизмов (вирусы, амебы, бактерии, инфузории, гидры и пр.) это проявляется в их свободном передвижении под влиянием односторонних раздражителей (химических, световых, температурных, электрических, механических и т.д.) по направлению к полезным раздражителям или от раздражителя, если он вреден для их жизнедеятельности, самосохранения. В этом плане показательны многочисленные опыты И.П. Павлова с амебой и росянкой (насекомоядным растением). Павлов наблюдал такую картину: когда амеба была сыта, она спокойно проплывала мимо водорослей. Если же была голодна, то подплывала к водорослям и потребляла их. На чашечку насекомоядного растения росянки ученый воздействовал различными мелкими предметами: кусочками бумаги, спичечного коробка и т.д. Росянка не реагировала. Как только попадало насекомое, растение тут же его захватывало и поедало.

В этом суть избирательной реакции: реагирование на биологически благоприятные и неблагоприятные раздражители в соответствии с потребностями организма;

б) чувствительность животных. Эта форма отражения появляется у животных с возникновением нервов и нервной системы - развитой или неразвитой (нервные волокна, нервные клетки, узлы, цепочки, сложная нервная система). Эта форма отражения заключается в способности животных чувствовать воздействие внешних факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы. Данная форма отражения наиболее типично проявляется в безусловных и условных рефлексах.

Безусловные рефлексы (в том числе инстинкты) - это врожденные акты поведения неосознанного характера, вызываемые воздействием внутренних и внешних раздражителей. Формируются они исторически и передаются по наследству, а не приобретаются. К ним относятся рефлексы:

пищевые (добыча пищи, ее выслеживание, поимка, собирание и заготовка кормов и др.);

защитные (сохранение особи - замирание, прятание, защита зубами, когтями, рогами и т.д.);

половые (влечение, спаривание, токование птиц, призывы, изменение наряда и т.п.);

родительские (забота о потомстве - строительство гнезд, нор, добыча пищи и кормление детенышей, их охрана).

Условные рефлексы - это приобретенные акты поведения. Они возникают при постоянно или многократно повторяющемся воздействии внешних раздражителей, не связанных с жизнедеятельностью организма, т.е. биологически нейтральных. Например, после звонка собаке дается пища. После многократных повторений у собаки после звонка выделяется желудочный сок и слюна, хотя пища может и не подаваться. В данном случае вырабатывается условный рефлекс на звонок - биологически нейтральный фактор. Но здесь важно подкрепление: нейтральный внешний раздражитель подкрепляется биологически необходимым фактором, в данном примере - пищей, иначе рефлекс не вырабатывается. Если подкрепление прекращается, условный рефлекс угасает и прекращает свое действие. Вся условно-рефлекторная деятельность является сигнальной: на основе образования временных связей многократные сигналы-раздражители выполняют роль предвестников о предстоящем наступлении биологически важного для организма акта;

в) психическое отражение высших животных. Эта форма присуща высшим животным, имеющим центральную нервную систему и осуществляющим высшую нервную деятельность. Этим животным свойственны, конечно, раздражимость и чувствительность в виде безусловных и условных рефлексов, но у них уже появляется более высокая форма отражения в виде психических ощущений, восприятий и даже элементарных представ-лений.

Особую роль играет то обстоятельство, что нервная система высших животных не только развита, но и дифференцирована, т.е. в ходе длительной эволюции под воздействием внешних факторов сформировались органы чувств - зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, а также то, что сформировались большие полушария мозга, кора этих полушарий. В результате высшие животные уже не просто чувствуют воздействие неоформленных и оформленных факторов среды, но под их воздействием в мозгу возникают соответствующие ощущения - зрительные, слуховые, осязательные и др. Более того, высшие животные способны воспринимать предметы в их целостности и даже обладают элементарными представлениями о предметах, которые животное воспринимало ранее (например, где находится корм или дом; собака с удовольствием по команде ищет мяч, с которым она привыкла играть, несет тапки хозяину или другим членам семьи и т.д.). У этих животных возникает и элементарное зачаточное мышление. Действия многих высших животных бывают настолько сложными и целенаправленными, что и человек поражается им. Бобры, например, строят под водой у берега хатки с входами и выходами, сооружают плотины для поддержания необходимого уровня воды у хаток, зубами «срезают» деревья, заготавливают впрок ветки, прокладывают каналы для транспортировки ветвей, строительного материала и т.д. Не случайно бобров называют «лесными инженерами», и вряд ли все это можно объяснить одними лишь инстинктами. Это свидетельство довольно развитой психики животных. А обезьяна способна выполнять и более сложные, более осмысленные операции, например заливать огонь, если он мешает ее доступу к пище. И все же сознания у животных нет. Все их действия носят неосознанный характер, без предварительного целеполагания и проекта.

Сознание появляется лишь на высшем - социальном уровне материи.

Третий уровень - социальная материя. Этой материи свойственны две основные формы отражения:

а) чувственная форма в виде ощущений, восприятий и представлений, имеющихся и у животных, но носящих у них неосознанный характер;

б) теоретическая форма отражения в виде понятий, суждений, умозаключений, воображения, гипотез и т.д., совершенно отсутствующая у животных.

Учитывая, что физиологическая основа психики животных и сознания человека сходна, но человек обладает сознанием, а животное нет, возникает необходимость выяснить те коренные причины, которые привели к появлению высшей формы отражения - сознанию человека.

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.
Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин
- теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическаяконцепция происхождения человека в акте божественного творения.
Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная. Здесь тоже есть расхождения и деления:
1) трудовая теория (Ч.Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
2) человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - homesapiens.
Согласно, трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;
2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

 

Сознание – продукт развития материи. Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения. Сознание как высшая форма отражения.

Как уже было отмечено, всей материи присуще общее свойство отражения, то есть способность внутренне перестраиваться под воздействиями извне, соответствующим образом реагировать на них. Отражение всегда связано с взаимодействием двух (или более) тел: действующего и испытывающего действие. Поэтому характер отражения зависит как от внешних воздействий, так и от внутреннего состояния тела, отвечающего на воздействие. Если посмотреть в этом плане на неживое тело, живой организм и человека, то обнаружится, что они отражают мир неодинаково. Неживому телу свойственно простое, пассивное отражение. Такое тело не различает факторы среды, не выделяет из них благоприятных и не способно предохранить себя от неблагоприятных факторов. По-иному отвечает на внешние воздействия живое тело. Оно приспосабливается к окружающей среде, по-разному реагирует на различные раздражения извне, используя благоприятные факторы и избегая ненужные, вредные. Здесь мы имеем дело с активным, избирательным, но пока еще бессознательным отражением. Качественно новая, высшая форма отражения — у человека, который обладает способностью сознательно отражать действительность. Он не просто приспосабливается к среде, а воздействует на нее, преобразует ее на основе полученных знаний. Стало быть, установить происхождение сознания — это значит проследить, как в связи с переходом от неживой материи к живой, а от нее к мыслящей — мозгу человека — неживое, пассивное отражение превратилось в присущее живому активное, избирательное отражение, а из этого последнего развилась способностьмыслить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: