Философия как мировоззрение 1 страница

Вопрос 54. Познание (гносеология) 100 Вопрос 55. Философия истории. 102 Вопрос 56. Будущее. 105 Вопрос 57. Общая характеристика русской философии. 106 Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108 Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111

Вопрос 49. Диалектика. 86 Вопрос 50. Альтернативы диалектики. 88 Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека. 90 Вопрос 52. Общество. 93 Вопрос 53. Общество и природа. 96

Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии. 58 Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи. 60 Вопрос 36. Философия Иммануила Канта. 62 Вопрос 37. Философия Гегеля. 66 Вопрос 38. Философия субъективного идеализма. 69 Вопрос 39. Философия Шеллинга. 70

Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии. 44 Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции. 45 Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени. 47 Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50 Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах. 54 Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика. 55 Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55 Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57

Вопрос 20. Философия Августина Блаженного. 33 Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34 Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения. 35 Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения. 36 Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения. 39 Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков. 42

Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17 Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции. 19 Вопрос 14. Философия софистов и Сократа. 21 Вопрос 15. Философия киников и стоиков. 23 Вопрос 16. Философия Платона. 26 Вопрос 17. Философия Аристотеля. 28 Вопрос 18. Философия Эпикура. 30 Вопрос 19. Теологическая философия средних веков. 31

СОДЕРЖАНИЕ Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения. 4 Вопрос 2. Специфика философского знания. 5 Вопрос 3. Предмет и методы философии. 6 Вопрос 4. Функции философии. 7 Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии. 8 Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии. 11 Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии. 12 Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая. 13 Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм. 14 Вопрос 10. Древнеиндийская философия. 15 Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи. 17

СОДЕРЖАНИЕ

Позитивизм— стремление поставить философию на почву твердого научного знания (Огюст Конт).

Закон Мальтуса — народонаселение растет быстрее (в гео­метрической прогрессии), чем возможности Земли его прокор­мить (в арифметической прогрессии). Наступит критический момент, когда ресурсов Земли не хватит на все человечество.

Американская философия прагматизма — Джон Дьюи фило­софские исследования необходимо направить не на поиски ответов на отвлеченные вопросы, а на совершенствование опыта, чтобы, используя накопленный опыт, совершенствовать общество.

Философия экзистенциализма — изучает проблемы существова­ния человека в обществе, нахождения баланса между жизнью в ок­ружающем социуме и внутренней самодостаточностью (Ясперс, Хайдеггер, Камю).

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения...........................3

Вопрос 2. Специфика философского знания.............................................5

Вопрос 3. Предмет и методы философии..................................................6

Вопрос 4. Функции философии................................................................9

Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии.............10

Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии..................................................................15

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии..........17

Вопрос 8. Даосизм - древнейшее философское учение Китая..................20

Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая — конфуцианство и легизм.........................................21

Вопрос 10. Древнеиндийская философия................................................23

Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи................................................25

Вопрос 12. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты..............................................................27

Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции...........................................................30

Вопрос 14. Философия софистов и Сократа............................................33

Вопрос 15. Философия киников и стоиков...............................................37

Вопрос 16. Философия Платона...................................................................41

Вопрос 17. Философия Аристотеля.............................................................44

Вопрос 18. Философия Эпикура...................................................................48

Вопрос 19. Теологическая философия средних веков..............................49

Вопрос 20. Философия Августина Блаженного.......................................54

Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм)................................55

Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.........................................58

Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения..................60

Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения.......65

Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков..............70

Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии........74

Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции...............................................................75

Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени...........................................79

Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность)...............................84

Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах..............................90

Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика......................................................92

Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в...............................................93

Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в......................................96

Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии................................................99

Вопрос 3S. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи.......................................102

Вопрос 36. Философия Иммануила Канта............................................106

Вопрос 37. Философия Гегеля.............................................................112

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма..................................117

Вопрос 39. Философия Шеллинга........................................................120

Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха — завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму.... 122

Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов................................125

Вопрос 42. Философия марксизма.......................................................126

Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта............................130

Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея............................................................131

Вопрос 45. Бытие...............................................................................135

Вопрос 46. Материя (материальное бытие)..........................................136

Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение....................................................................................141

Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения..................................................................144

Вопрос 49. Диалектика.......................................................................147

Вопрос 50. Альтернативы диалектики...................................................152

Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека..........................................................155

Вопрос 52. Общество..........................................................................161

Вопрос 53. Общество и природа...........................................................166

Вопрос 54. Познание (гносеология).....................................................173

Вопрос 55. Философия истории...........................................................176

Вопрос 56. Будущее.................................................................................182

Вопрос 57. Общая характеристика русской философии.................183

Вопрос 58. Русская философия XIX в..................................................187

Вопрос 59. Русская философия XX в....................................................192

Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи..................................................198

Вопрос 61. Психоанализ......................................................................204

Вопрос 62. Современная теологическая философия...............................209

Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии................................................................................211

Вопрос 64. Герменевтика.....................................................................213

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера).................................215

Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической
философии, начало перехода к материализму 71
Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов. 73
Вопрос 42. Философия марксизма. 74
Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта. 76
Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея. 76
Вопрос 45. Бытие. 78
Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79
Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение. 82
Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения. 84

Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи. 114
Вопрос 61. Психоанализ. 117
Вопрос 62. Современная теологическая философия. 119
Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии. 121
Вопрос 64. Герменевтика. 122
Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса,
Сартра, Камю, Хайдеггера) 123
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 125

Автор-составитель: Якушев А. В.

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения

1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология;
• религия;
• философия.
2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества,
которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие
окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека;
• объяснение природных явлений;
• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
• вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются:
• очеловечивание природы;
• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач
(хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических,
сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная,
образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей
действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
• объяснение природных явлений;
• поступки, судьба человека;
• нравственно-этические проблемы.
4
Основными мировыми религиями являются:
• христианство;
• ислам;
• буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:
• синтоизм;
• индуизм;
• иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
• культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры,
влияет на культуру);
• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему,
сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское
мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения,
отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической
оформленностью.
5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
• космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение
окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность
внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и
космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему
Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение
всего сущего через господство не-
5
объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой
Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит
проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени,
современные философские школы).
Вопрос 2. Специфика философского знания
1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так
как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия
является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных
человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия
обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все
научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);
6
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе
иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения
отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов
своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание
обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними
философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта),
имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность
материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо
отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть
достоверно разрешены логическим путем.
Вопрос 3. Предмет и методы философии
1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает фи­лософия. Общую
структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных
раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• человек;
• общество.
2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество
изучаемых ею частных вопросов:
• сущность бытия;
• происхождение бытия;
• материя (субстанция), ее формы;
• сознание, его происхождение и природа;
• взаимоотношение материи и сознания;
7
• бессознательное;
• человек, его сущность и существование;
• душа, духовный мир человека;
• общество;
• общество и человек;
• природа;
• природа и общество;
• духовная сфера жизни общества;
• материально-экономическая сфера жизни общества;
• социальная сфера общества;
• общественно-экономические формации, цивилизации;
• перспективы человека, общества;
• экология, проблемы выживания;
• особенности познания;
• влияние познающего субъекта на процесс познания и его ре­зультаты;
• ограниченность и безграничность познания;
• движение;
• философские категории;
• диалектика и ее законы;
• иные вопросы.
3. Основными методами философии (путями, средствами, с помо­щью которых
осуществляется философское исследование) являются:
• диалектика;
• метафизика;
• догматизм;
• эклектика;
• софистика;
• герменевтика.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления
рассматриваются гибко, критически, последователь­но с учетом их внутренних
противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы
противоположностей.
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты
рассматриваются:
• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаи­мосвязанности);
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, само­движения, развития);
• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания
противоречиям, не осознается их единство).
8
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда
принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер.
Данный ме­тод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соедине­нии разрозненных, не
имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате
которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся
досто­верными выводы. Часто эклектика применялась для обоснова­ния каких-либо
взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной
ни онтологической, ни гно­сеологической ценности и достоверности (в средние века
— в религии, в настоящее время — в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно
поданных как истинные посылок (сужде­ний), новой посылки, логически истинной, но
ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины,
а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как
прием ораторского искусства.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко
распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
• материализм;
• идеализм;
• эмпиризм;
• рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринима­ется как реально
существующая, материя — как первичная субстан­ция, а сознание — ее модус — есть
проявление материи. (Материали­стическо-диалектический метод господствовал в
советской филосо­фии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и
определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.
Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной
Европы (например, Германии).
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно ко­торому в основе
познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в
результате чувственного позна­ния. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не
было в опыте и чувственных ощущениях".)
9
Рационализм — философский метод и направление в фило­софии, в силу которого
истинное, абсолютно достоверное зна­ние может быть достигнуто только с помощью
разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все
можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)
Вопрос 4. Функции философии
1. Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые
реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
• мировоззренческую;
• методологическую;
• мыслительно-теоретическую;
• гносеологическую;
• критическую;
• аксиологическую;
• социальную;
• воспитательно-гуманитарную;
• прогностическую
2. Мировоззренческая функция способствует формированию цело­стности картины
мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов
взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные
методы познания окружающей действи­тельности (см. вопрос 3 "Предмет и методы
философии").
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит
концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую
действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего
мира.
Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью
правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм
познания).
Роль критической функции - подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее
знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная
задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм,
окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческо­го axios — ценный)
заключается в оценке вещей, явлений окру­жающего мира с точки зрения различных
ценностей - мораль-
10
но-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель
аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное,
ценное и полезное и отбрасывать тор­мозящее и отжившее. Аксиологическая функция
особенно уси­ливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск
новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения;
Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция — объяснить общество, причины его воз­никновения, эволюцию,
современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть
противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования
общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать
гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу,
способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем
мире и най­ти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на осно­вании имеющихся
философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания
спрогнозировать тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных
процессов, человека, природы и общества.
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии
1. Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к
бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения
зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем,
а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же вре­мя противоположные
характеристики бытия. В связи этим су­ществуют две стороны основного вопроса
философии — онтоло­гическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фи­лософии заключается в
постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во­проса: познаваем или
непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания?
11
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются
основные направления — соответствен­но материализм и идеализм, а также эмпиризм
и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны ос­новного вопроса философии
можно выделить такие направле­ния, как:
• объективный идеализм;
• субъективный идеализм;
• материализм;
• вульгарный материализм;
• дуализм;
• деизм;
гносеологической (познавательной) стороны:
• гностицизм;
• агностицизм;
• эмпиризм (сенсуализм);
• рационализм.
2. Онтологическую сторону основного вопроса философии пред­ставляют:
• материализм;
• идеализм;
• дуализм.
Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направ­ление в философии,
сторонники которого считали, что в отно­шениях материи и сознания первичной
является материя.
Следовательно:
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть сущест­вует независимо от
мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нужда­ется в своем
существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать
саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, сущест­вующей наряду с
материей;
• сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие фи­лософы, как Демокрит;
философы Милетской школы (Фалес, Анак­симандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк;
Спиноза; Дидро и иные
12
французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Эн­гельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и
естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих
положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания,
наличие явлений окружающего мира, не­объяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление — вульгар­ный материализм. Его
представители (Фохт, Молешотт) абсолю­тизируют роль материи, чрезмерно
увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее
меха­нической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность
ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в
демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной
революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в
отношениях материи и сознания пер­вичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Со­гласно концепции
объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• идея первична;
• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";
• "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном
Замысле и т. д.);
• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельно­го существования и
является воплощением "мира идей";
• каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь
— воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т.
д.);
• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет
Бог-Творец;
• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют незави­симо от нашего
сознания.
13
В противоположность объективным идеалистам субъектив­ные идеалисты (Беркли, Юм и
др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (че­ловека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека
через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логиче­ского) объяснения
самого наличия "чистых идей" и превраще­ния "чистой идеи" в конкретную вещь
(механизма возникнове­ния материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в пла­тоновской Греции,
средние века, в настоящее время широко рас­пространен в США, Германии, других
странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направле­ниями философии —
материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения —
дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декар­том. Суть дуализма
заключается в том, что:
• существуют две независимые субстанции — материальная (об­ладающая свойством
протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой
указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и ма­териальная, и
духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимо­связанные стороны
единого бытия;
• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в
действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг
друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого
(преимущественно французские просветители XVIII в.) призна­вали наличие Бога,
который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем
развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога,
практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить
нравственным символом). Деисты также считали материю одухо­творенной и не
противопоставляли материю и дух (сознание).
14
3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии пред­ставлена:
• эмпиризмом (сенсуализмом);
• рационализмом.
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные
ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и
чувственных ощущениях").
Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) счи­тается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достовер­ное) знание может быть
выведено только непосредственно из ра­зума и не зависит от чувственного опыта.
(Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль —
дея­тельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума
(аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог
существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр).
Согласно иррационалистам мир хаоти­чен, не имеет внутренней логики, а
следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия
гностицизма и агностицизма.
Представители гностицизма (как правило, материалисты) счи­тают, что:
• мир познаваем;
• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются
агностики
(как правило, идеалисты):
• мир непознаваем;
• возможности познания ограничены познавательными воз­можностями человеческого
разума.
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Им­мануил Кант (1724 - 1804).
Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти
возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности
познавательных возможностей человеческого разума, существу­ют загадки
(противоречия), которые человеком не будут разга­даны никогда, например:
Бог существует Бога не существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см.
вопрос 36 "Философия Иммануила Канта").
15
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные воз­можности
человеческого разума, все равно не будет никогда позна­но, поскольку разум может
лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает
внутреннюю сущность данной вещи — "вещи в себе".
4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания фи­лософов, основной
вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической
стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания
традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и
постепенно теряет свою актуальность.
Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может
появиться другой основной вопрос философии -проблема экзистенционализма, то есть
проблема человека, его су­ществования, управления собственным духовным миром,
взаимо­отношений внутри общества и с обществом, его свободного вы­бора, поиска
смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии
1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших
национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буд­дизма (III в. н. э.)
и его влияние на национальные философ­ские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости
китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и
мировой философии.
2, Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
• даосизм;
• конфуцианство;
• легизм.
Меньшее распространение получили:
• моизм;
• натурфилософия;
• номинализм.
После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй
этап) основу китайской философии составляли:
• чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возник­ший в результате влияния
китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;
16
• неодаосизм;
• неоконфуцианство.
В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась дос­тижениями мировой
философской мысли, в частности идеями:
• христианской религии;
• марксизма;
• ведущих европейских философов;
• американской философии прагматизма.
3. Для китайского видения мира и окружающей действительно­сти (что нашло
отражение в китайской философии) характерно:
• восприятие своей страны — Китая — как центра существую­щего мира;
• понимание отдельных событий, истории в целом как цикли­ческого процесса;
• осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение
на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь пе­ремен;
• невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
• осознание беспомощности отдельного человека в борьбе про­тив природной стихии
(разливов рек, ураганов и др.); при­оритет, отдаваемый коллективным (массовым)
формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье
каналов, борьба с наводнениями, ирригаци­онное земледелие и др.); отсюда —
уважение и трепет перед организующей силой — государством;
• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как
единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и
подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства
(им­ператора) высшей объединяющей силой государства, а госу­дарства —
объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его
власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
• понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение
земной жизни загробной, стремле­ние максимально продолжить жизнь отдельного
человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правиль­ного образа
жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);
17
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов
("шэнов").
Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской
философии и мифологии
1. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и
не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.
Согласно китайской философской традиции человек являет­ся сгустком трех видов
космической энергии:
• цзин;
• ци;
• шэнь.
Цзин — энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя"
живого организма.
Выделяются два вида данной психофизической энергии:
• "семя Прежнего Неба" — то, что дано человеку от рождения, генетическая
программа, физические данные;
• "семя Последующего Неба" — то, что человек накапливает в течение жизни.
Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.
Ци — материально-духовная энергия, которая служит "строи­тельным материалом"
всего сущего (в отличие от цзин — энер­гии зарождения).
Энергия ци подразделяется на:
• вещественную ци, благодаря которой вещи и живые орга­низмы приобретают
материальную форму;
• духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни
человека. Удачливый, физически и
морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Боль­ной, слабый,
неудачливый — "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.
Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью — освобождение ци от
всего лишнего, очищение души.
Шэнь — неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая
составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека
(в отличие от ци).
18
Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения — цзин; энергии
материального и духовного существования — ци; постоянной духовной энергии,
остающейся после смерти, — шэнь) китайская философия выделяет два вица
сексуальной энергии:
• ян — мужская сексуальная энергия;
• инь — женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское. Это
касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное
половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская
философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость,
легкость, а к пассивному женскому началу инь — Луну, Землю, равнины, ночь,
влагу).
В основе существования живой и неживой природы, всей ок­ружающей
действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борь­ба, взаимопроникновение и
взаимодополнение ян и инь.
Восприятие китайской философией человека имеет ряд осо­бенностей. В отличие от
западной философской традиции ки­тайская философия:
• не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущ­ность человека не
путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому
правильнее гово­рить не о понятии человека в китайской философии, а об
образах-понятиях как человека, так и иных явлений);
• начинает отсчет человеческой жизни не с момента рожде­ния, а с момента
зачатия;
• не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его
смерти, то есть человек (его дух, обла­дающий некоторой телесностью — "шэн")
остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми —
нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен,
награжден, снят с должно­сти, наказан — в зависимости от поведения его потомков;
• выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и
т. д.), а сердце;
• воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей
господства человека над природой и ос­тальными живыми существами, не
приветствует индивидуа­лизм и противопоставление отдельной личности другим
чле­нам общества;
• призывает ценить земной отрезок жизни, максимально про­длить его
продолжительность.
19
Главными условиями долголетия в Китае считаются:
• поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии ци, что
включает освобождение от ненужных пере­живаний, отказ от вредных и злых
помыслов, правильное отношение к окружающей действительности, уважение к
ок­ружающим и старшим, сдержанный оптимизм, правильное расположение жилища и
мебели внутри его, избегание об­щения с людьми, обладающими "грязной",
нездоровой ци, общение с людьми, имеющими чистую, здоровую ци;
• работа над своим телом и душой — "син чун" — окультурива­ние себя;
• работа над судьбой, принесение пользы обществу — "мин чун";
• соблюдение общественных порядков;
• употребление лекарств и целебных трав, правильное питание;
• проживание в Китае, соединение с китайской культурой, подпитка духовной
энергией Китая.
2. Древнекитайская культура дает философски-мифологическое объяснение
происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя
ряд последовательных этапов:
• великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
• зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего — гиганта
Пань-Гу;
• выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
• образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого
вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля);
• 18000-летнее стояние гиганта Пань-Гу между Небом и Зем­лей, в результате
которого Небо и Земля закрепились на своих местах;
• смерть Пань-Гу, создание всего сущего из его тела: Солнца и Луны - из глаз,
грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек -из крови, дорог — из жил, камней и
полезных ископаемых — из костей, зубов и т. д.;
• возникновение человека из паразитов, ползавших по телу Пань-Гу, либо в
результате любви фантастических перво­предков Фуси и Нюйвы — людей-драконов.
Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение мира из пяти
первоэлементов — земли, дерева, ме­талла, огня, воды, которые находятся в
постоянном круговороте.
Древнекитайская мифология и философия дали первичное объяснение происхождения
мира, природы и человека, образы-понятия человека, явлений окружающей жизни,
создали почву для возникновения всемирно известных философских школ Китая —
даосизма, конфуцианства, легизма.
20
Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая
1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить
основы построения и существования окру­жающего мира и найти путь, по которому
должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI —
начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и
"Дэцзин", совместно име­нуемые "Даодэцзин".
2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа,
универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло
собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия,
благодаря ко­торой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не
были бы взаимосвязаны с другими ве­щами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует круго­оборот материи в
природе ("все происходит из земли и ухо­дит в землю"), то есть сегодняшний
человек вчера был во­площен в виде иных форм, существующих во вселенной — камня,
дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет
"строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли
человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние
("у-вэй");
• особа императора священна, только император имеет духов­ный контакт с богами и
высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит
"Дэ" — жи­вотворящая сила и благодать; чем ближе человек к импера­тору, тем
больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном со­блюдении законов
даосизма, слиянии с "Дао" — первонача­лом, послушании императору и близости к
нему;
21
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от жела­ний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.
Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм
1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рас­сматривает человека
прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 —
479 гг. до н. э., главным источ­ником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и
суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом.
В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а
в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к
отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай
другим того, чего не желаешь себе.
2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.
3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник
(руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
• управлять на основе добродетели ("бадао");
• обладать необходимыми знаниями;
• верно служить стране, быть патриотом;
• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
• быть благородным;
• делать только добро государству и окружающим;
• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
22
• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою
очередь, подчиненный должен:
• быть лояльным по отношению к руководителю;
• проявлять старание в работе;
• постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. Оно
остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и
деятельности автора.
4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа
законников, или Фацзя). Его основателя­ми были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и
Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.
э.) ле­гизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управ­лять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного
насилия, опирающегося на законы. Таким обра­зом, легизм — философия сильной
государственной власти.
5. Основными постулатами легизма являются следующие:
• человек обладает изначально злой природой;
• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп)
взаимопротивоположны;
• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное
вмешательство в общественные отношения;
• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан
и жестоко карать провинившихся;
• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх
перед наказанием;
• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения
наказания должны являться законы;
• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к
простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили
законы;
• государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть
чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми
знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству);
• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет
право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
23
Вопрос 10. Древнеиндийская философия
1. В основе периодизации древнеиндийской философии лежат раз­личные источники
философской мысли, известные как в древности, так и в современную эпоху. В
соответствии с данными источников в древнеиндийской философии выделяются три
основных этапа:
• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;
• VI — И вв. до н. э. — эпический период;
• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые
создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и
Ирана племенами арийцев.
Веды, как правило, включали в себя:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жреца­ми) и
используемое ими при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к Ведам ("упанишады"). До наших дней дошло всего
четыре Веды:
• Ригведа;
• Самаведа;
• Яджурведа;
• Атхарваведа.
Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской фило­софии вызывают
заключительные части Вед — Упанишады (до­словно с санскрита — "сидение у ног
учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического)
этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и
"Рамаяна", в которых затра­гиваются многие философские проблемы эпохи.
В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:
• буддизм;
• джайнизм;
• чарвана-лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ ("даршан"), которые развивают
ведическое учение:
• йога;
• веданта;
• вайшешина;
• ньяя;
24
• миманса;
• санкхья.
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н.
э.) — кратких философских трактатов, рассмат­ривающих отдельные проблемы
(например, "нама-сутра" и др.).
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии
заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась дости­жениями европейской
философской мысли (в частности, анг­лийской).
2. Онтология индийской философии (учение о бытии и небы­тии) опирается на закон
Риты - космической эволюции, цик­личности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и
небытие ассо­циируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса
(Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических
(8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие,
которое длится также 100 космиче­ских (8640000000 земных) лет — до нового
рождения Брахмы.
Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и
Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100
космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется
жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на
жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа
через постоянную смену материальных форм.
3. Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является
не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для
европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при
соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет /при вида сознания.
• "пракрити" — материальное сознание;
• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и
люди);
• "майя" — сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и
заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает
только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала
вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
25
4. Душа в индийской философии состоит из двух начал:
• атмана;
• манаса.
Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен,
вечен.
Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно
эволюционизирует, достигает высоких ступе­ней либо ухудшается в зависимости от
поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сан­саре, ахимсе, мокше и
карме.
5. Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку
страданий в земной жизни.
Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести
человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась
высшего нравст­венного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может
пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша — высшее нравственное совершенство, после достиже­ния которого эволюция
души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития
души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся
Махатмами — Великими Душами.
Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следователь­но, единение человека,
животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение
вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V
в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных
регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сид­хардха Шакьямуни) (563 -
483 гг. до н. э.), родившийся в княже­ской семье в Северной Индии. Будда прошел
сложный жизнен­ный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после
чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем
удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального
разложения) и "путем аскетизма"
26
(умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и мо­рального изнеможения).
"Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограни­чения, созерцания,
просветления, самосовершенствования, ко­нечной целью которого является Нирвана —
высшая благодать.
2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий;
• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т.
д.;
• от страданий можно избавиться;
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний,
просветление, Нирвана.
3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного
самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
Данный план — так называемый Восьмеричный путь — пре­дусматривает соблюдение
следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей
(с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение
другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских запове­дей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую
жизнь;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с
космосом.
4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:
• не убий;
• не. укради;
• будь целомудренным;
• не лги;
• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
27


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: