Закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые связи между составными компонентами процесса обучения.
Существуют два типа закономерностей обучения: внешние и внутренние. Внешние закономерности процесса обучения формируют зависимость обучения от общественных процессов и условий, социальной и политической ситуации, уровня культурного развития и т. д.
Внутренними закономерностями обучения являются закономерности процесса обучения, которые устанавливают связи между компонентами, такими как цели, содержание, методы, средства, формы и т. д.
Примеры закономерностей обучения: - чем активней ребёнок в учебном процессе, тем выше результат обучения; - если учитель доступно для детей излагает новый материал, то они лучше его поймут; - чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебного материала, тем он лучше воспринимается и запоминается; - если многократно повторить некоторое действие, то потом его можно будет выполнять не задумываясь, автоматически; - как бы хорошо ни был усвоен учебный материал, он всё равно забывается, если его периодически не повторять и т.д.
|
|
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.
Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Основополагающими принципами обучения являются следующие:
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено не только на формирование знаний и умений, но и на цели всестороннего развития личности.
2. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало современное состояние наук.
3. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе (каждый урок – это логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам выполняемой учениками учебно-познавательной деятельности).
4. Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность.
5. Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.
6. Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.
7. Принцип сознательности и активности означает, что обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.
8. Принцип прочности означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности.