Целеполагание – непрерывный процесс, так как нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.
Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.
1) Диагностичность или выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.
2) Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
3) Преемственность, которая заключается в осуществлении связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.), а также в выдвижении и обосновании целей на каждом этапе педагогической деятельности.
4) Идентификация целей, которая достигается через включение в процесс всех участников деятельности.
5) Направленность на результат, измерение результатов достижения цели, что воз- можно, если четко, конкретно определены цели воспитания.
В педагогической литературе по вопросу методики целеполагания нет единства мнений. В качестве одного из вариантов предлагаются следующие последовательные этапы этой методики: I этап. Определение стратегических, тактических и оперативных целей. II этап. Определение целей дальних, средних и близких, установление их логической и преемственной взаимосвязи. III этап. Анализ целей с позиций их технологичности и диагностичности (наличие конкретных критериев для анализа степени реализации целей, образца-эталона как желаемого результата). IV этап. Диагностика условий предстоящей учебно-воспитательной деятельности по достижению цели. V этап. Определение средств достижения цели: а) идеальных (знаний, умений, навыков обучаемых, общеучебных умений, методов и приемов обучения); б) материальных (различные носители информации); в) организация учебно-воспитательного про-цесса на всех его этапах. VI этап. Определение алгоритма деятельности по достижению цели: точных пред- писаний, шагов и действий, ведущих к достижению цели. VII этап. Корректировка со-целей для создания благоприятных условий реализации основной цели воспитуемыми.
Образование как целостный педагогический процесс имеет целенаправленный характер. Цель образования определяет содержание, формы, средства, результаты педагогического взаимодействия. Проблема целеполагания – одна из важнейших проблем педагогики. В философии цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью педагогического процесса следует понимать заранее определяемые (прогнозируемые) в сознании субъектов педагогического процесса результаты их взаимодействия. Цель педагогической деятельности – предвосхищение в сознании педагога ее результатов. Следует различать понятия «цель педагогического процесса» и «задача педагогического процесса». Для достижения цели требуется более продолжительный отрезок времени, а задача – это ближайшая цель. Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи – его тактику