Очевидно, что религия – неотъемлемая часть жизни общества, влияющая на все его стороны. Но не стоит переоценивать это влияние, поскольку наряду с религией в обществе существует ее неприятие в тех или иных формах, то есть свободомыслие в отношении к религии. В основе свободомыслия лежит естественное право человеческого разума критически рассматривать любые стороны и формы общественной жизни, включая и религию. Почвой свободомыслия является развитие научных знаний и светской (нерелигиозной) культуры, социальной активности и свободы людей.
Наиболее обоснованной формой свободомыслия является атеизм – материалистическое мировоззрение, в основе которого лежит сознательное неприятие идеи Бога и религиозной картины мира. Атеизм – это объяснение мира естественными причинами, непризнание наличия сверхъестественных сил.
Современное законодательство законодательно закрепляет свободомыслие в таком понятии как свобода совести, то есть свобода вероисповедания или свобода вообще не исповедовать никакую религию.
Тема 16. Философский анализ культуры
Вопросы.
1. Понятие культуры.
2. Функции культуры.
4. Исторические типы культуры.
Понятие культуры.
Принято считать, что слово «культура» произошло от латинского слова «культивировать» – обрабатывать почву. Впервые этот термин в значении, близком к современному, применил древнеримский философ Цицерон. Он понимал под ним позитивное влияние философии на ум человека, по его мнению, философия является «культурой ума», тонким инструментом для познания мира (плуг обрабатывает землю, а философия разум).
В Средние века культура ассоциировалась с религиозным опытом человека, его способностью жить по заповедям Творца. Культура – это богоподобие человека, его служение Богу, терпение и смирение.
Философы – просветители 18 века (Ф.Вольтер, Д.Дидро и другие) смотрели на культуру, как на воплощение в ней разума – светлого, цивилизованного начала. Культура измерялась достижениями наук, ремесел. Цель культуры – сделать всех людей счастливыми, общественный строй – совершенным и справедливым.
Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд критиковали негативные стороны культуры и противопоставляли культуру природе, считали культуру источником несправедливости и зла в обществе, средством порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний, запретов, враждебной человеку, так как она ограничивает свободу.
Немецкие классические философы (Кант, Гегель) представляли культуру как «мир идей и мир вещей»
Философия 20 века (Д.Белл, Р.Арон) сводила культуру к достижениям науки и техники, которые способны обеспечить стремительный прогресс общества и его блестящее будущее.
А. Печели и другие делали упор на необходимость совершенствования самого человека, если он хочет выжить в условиях обострения глобальных проблем.
А. Швейцер считал, что современная культура призвана быть живой этикой, как основание нового гуманизма, исходным принципом которого должна стать любовь ко всему в мире.
Современная философия дает такое определение культуры. Культура – это тот искусственный мир, который человек создает, чтобы поддерживать себя в своем искусственном, то есть человеческом состоянии.
2. Функции культуры:
- познавательная – культура помогает получать знания о человеке и окружающем мире, большая роль отводится науке;
- практическая – культура служит цели преобразования природы, что осуществляется с помощью знаний и орудий труда, соответствующих навыков;
- аксиологическая – культура является вместилищем ценностей, то есть имеющих социальное значение продуктов духовно – практической деятельности человека (идей, образов и идеалов, социальных норм, искусства, предметов);
- социализирующая – культура помогает формированию человеческого начала в человеке, высоких потребностей и благородных поступков.






