Жизнь появилась на Земле, на других планетах она пока не обнаружена. В силу случая или же закономерно именно на нашей планете сложились все необходимые предпосылки для возникновения Человека и его дальнейшего существования (оптимальный состав атмосферы, температура воды, гравитация и др.). Это удивительное обстоятельство дало повод ученым сформулировать «антропный принцип», который гласит, что Вселенная якобы устроена «под » и «для» человека. В самом деле, разве смог бы возникнуть и существовать человек, не будь Вселенная столь «человечной»?
Философия рассматривает человека как уникальное (в пределах известного нам мира) живое существо. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его жизни являются самыми сложными мировоззренческими проблемами. Большое значение имеет также вопрос о происхождении человека. В его решении наиболее распространенными являются следующие мировоззренческие позиции.
Естественнонаучный подход основывается на предположении о том, что человек – это следствие, итог длительной эволюции живой материи на планете Земля. Он появился отнюдь, не случайно, став «высшим цветом» живой природы. Человек – это результат земных причин, а вовсе не какая-то «искра» во Вселенной. Наука доказывает, что основными факторами его становления как специфического живого существа явились естественный отбор, прямохождение, развитие мозга, труд и речь. Привычка трудиться, т.е. изготавливать и применять специальные инструменты для обработки природы, помогла человеку выжить и тем самым закрепить одну из ветвей в эволюции живых существ на нашей планете. Человекообразная обезьяна (австралопитек) со временем превратилась в человека умелого. Научная теория антропогенеза утверждает, что человек в современном его облике сформировался примерно 40-50 тыс. лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 2-3 млн. лет. Появившись вначале в Центральной Африке, он распространился затем по всем континентам
(для сравнения заметим, что возраст Земли равен примерно 4,5-5 млрд. лет.).
|
|
В рамках естественнонаучного подхода отечественный ученый, академик Н.Н. Моисеев разработал концепцию так называемого «универсального эволюционизма ». Истоки этой теории восходят к работам русских мыслителей – космистов Н.Ф. Федорова и В.И. Вернадского. Явление человека Моисеев рассматривает как результат пересечения совокупности земных и космических факторов. В лице человека материя впервые обрела способность осознавать саму себя и ставить свое развитие под контроль знания. Возникновение жизни и человека стало самой крупной революцией в известной науке истории Вселенной. Появился Разум, и развитие мира (в рамках Земли) стало носить сознательный характер. Развился и усовершенствовался Мозг как носитель мыслительных способностей человека. Сформировалась Воля, т.е. способность вмешиваться в ход событий и направлять их протекание. Эволюция породила и Память - механизм сохранения информации и опыта, их накопления и передачи. Благодаря всему этому сформировался Духовный мир человека как самая тонкая ткань социального организма, источник созидания принципиально нового, человеческого мира – мира культуры.
|
|
В последующей эволюции человека выявились две противоположные тенденции. Первая – к нарастанию степени его свободы на основе знаний об окружающем мире и о самом себе, совершенствования орудий труда и культуры. Вторая – к нарастанию несвободы в связи с усложнением создаваемой человеком так называемой «второй природы» (искусственная среда в различных ее формах), а также вечной зависимостью от «первой» природы как естественного условия своего существования.