Yaroshenko Galina Vasilyevna, Galitsyna Anastasia Mikhaelovna, Turkin Nikita Aleksandrovich

 

South-Russian institute of management of RANEPA, the Pushkinskaya street 70,

Rostov-on-Don, Russian Federation, e-mail: yaroshenkogv@uriu.ranepa.ru

 

Annotation. In this article such concept as competitiveness of municipal unit is considered, importance of competitive potential for social and economic development of the region is analyzed and also the competitive capacity of the territory is estimated.

Keywords: competitiveness, competitive potential, municipal unit, strategic development, social and economic development.

 

Цель научного исследования состоит в определении степени воздействия конкурентоспособности муниципального образования на его социально-экономическое развитие.

На данный момент, большая часть муниципальных образований Российской Федерации имеют сниженные темпы социально-экономического развития, что обусловлено прежде всего такими факторами как постепенное исчерпание природно-сырьевых ресурсов, устаревшей технологической базой, недостатком высококвалифицированных кадров, а также отсутствием достаточного количества финансовых средств, необходимых для модернизации и замены технологий и оборудования. Как следствие, муниципальные образования постепенно беднеют, теряя свою конкурентоспособность. Падает объем инвестиционных вложений, а органы муниципалитетов не имеют возможности и средств, чтобы наладить действующие механизмы, направленные на повышение благосостояния региона, следовательно, они не способны в дальнейшем обеспечивать рост уровня жизни собственных граждан.

Отдельной проблемой является то, что во многих регионах Российской Федерации, приоритет отдается тактическому планированию, иначе говоря, решению проблем «по мере их поступления», в то время как планирование стратегическое, которое как раз и необходимо для повышение конкурентоспособности региона, отбрасывается на второй план.

Из вышесказанного следует, что конкурентоспособность региона является прямым показателем его социально-экономического развития. Чем выше конкурентоспособность муниципального образования – тем выше объемы производства, инвестиций в регионе, тем больше у муниципального образования шансов соперничать с другими муниципальными образованиями за туризм, за государственные заказы, за право быть культурным, административным, производственным центром. Все это обуславливает важность заданной темы исследования, основной целью которой является рассмотрение значимости конкурентоспособности и определение факторов на нее влияющих.

Для начала необходимо обозначить понятие конкурентоспособности. На данный момент, существует пять подходов к понятию конкурентоспособности муниципального образования, в соответствии с которыми она определяется как:

· набор определенных свойств или способностей территориальной социально-экономической системы, обеспечивающих преимущества в конкурентной борьбе;

· способность территориальной социально-экономической системы реализовывать свой конкурентный потенциал;

· способность территориальной социально-экономической системы создавать привлекательные условия для экономического и социального развития;

· способность территориальной социально-экономической системы обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие региона;

· способность территориальной социально-экономической системы адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, в том числе, путем внедрения инноваций. [1]

В совокупности 5 подходов говорят о том, что конкурентоспособность – способность территории к сбалансированному и эффективному социально-экономическому развитию с стремлением и постепенным улучшением качества жизни граждан, проживающих на территории муниципального образования, где при этом сохраняются устойчивые позиции в конкурентной борьбе за инвестиции, бизнес, трудовой капитал, туризм и т.д. Однако, стоит отметить, что такое развитие возможно только при стремлении и, что немаловажно, способности муниципалитетов к гармонизации интересов, которые часто оказываются противоречивыми, всех субъектов муниципального образования. Ибо это необходимо для эффективного исполнения функций сторон, решения определенных задач стратегического и тактического характера. Все это, в результате, обеспечивает эффективное социально-экономическое развитие субъекта, а также обеспечивает способность к формированию различных конкурентных преимуществ муниципалитета. [3]

Важно отметить и тот факт, что уровень конкурентоспособности территории во многом определяется конкурентным потенциалом территориального образования, т.е. уже имеющимися конкурентными преимуществами. «Поскольку конкурентоспособность не является чем-то данным, а ее требуется создавать, то прежние преимущества, если они остались, продолжают использоваться, но определяющими источниками конкурентоспособности выступают уже другие факторы: управление добавленной стоимостью, качество жизни основной массы населения, обладание новейшими технологиями, экономическая среда, способствующая технологическому лидерству и выработке успешной глобальной конкурентной стратегии» [2 с. 49]. На конкурентоспособность региона, его конкурентный потенциал, оказывает влияние целый ряд факторов, которые одновременно дают ему определенные преимущества и ограничивают возможности муниципального образования в конкурентной борьбе.

Существуют такие методические подходы к оценке конкурентоспособности территориальных социально-экономических единиц как:

- конкурентоспособность стран (Индекс глобальной конкурентоспособности, The IMDWorld Competitiveness Yearbook, The BHI competitiveness index и многие др.);

- городская конкурентоспособность (Рейтинг европейских городов, Отчет о глобальной конкурентоспособности и т.д.).

Таким образом, систематизируя группы оцениваемых параметров, представляется возможным составить систему из 5 комплексных групп факторов, которые обеспечивают муниципальному образованию его конкурентный потенциал:

- инфраструктурно-институциональные (инженерная инфраструктура, инновационно-технологическая инфраструктура, социальная инфраструктура, инфраструктура экономики, базовая инфраструктура, нормативно-правовая среда);

- ресурсные (культурные ценности, креативный потенциал населения и уровень развития предпринимательства, наличие квалифицированной рабочей силы, наличие диверсифицированных источников пополнения бюджета и частных инвестиций, географическое положение и природно-климатическая база);

- социальные (безопасность жизнедеятельности, демографические тенденции, качество жизни населения, благоприятная экологическая обстановка и привлекательность окружающей среды, сбалансированность рынка труда);

- управленческие (открытость деятельности органов местного самоуправления, прозрачность и предсказуемость муниципальной политики, доступность власти и институциональная гибкость, качество предоставляемых муниципальных услуг, последовательность политики поддержки развития предпринимательства, развитость муниципально-частного партнерства, эффективная бюджетная политика);

- функциональные (функции, которые город может выполнять). [4 с. 399]

Необходимо отметить, что органы муниципалитетов, в силу закрепленных за ними полномочий, могут влиять на уровень жизни граждан, деятельности организаций и обеспечивать эффективное управление муниципальным образованием в целом, но при этом влияние на большую часть факторов ограничено государственной и региональной политикой, проводимыми государством. [4 с.406]

Следует подчеркнуть, что ни одна отдельно взятая группа факторов не может обеспечить высокую конкурентоспособность социально-экономической системе муниципалитета в полной мере, а значит необходимо их комплексное развитие.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что конкурентоспособность является неотъемлемой частью и важнейшим фактором социально-экономического развития региона. При этом, если регион не способен соперничать с другими муниципальными образованиями за инвестиции, государственные заказы, бизнес, то его социально-экономическое будет достаточно низким, ведь вышеперечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на развитие любого муниципального образования.

Так, например, в интенсивно развивающийся Краснодарский край, где факторами конкурентного потенциала являются благоприятный климат, плодородная земля, побережье, высокая плотность населения и др., ежемесячно вливаются инвестиции со стороны частного и государственного капитала. Обратная ситуация происходит с Псковской областью, где конкурентный потенциал достаточно низок, в связи с не столь благоприятным климатом, оттоком населения и др. факторами. Таким образом, мы видим, насколько важно для региона обеспечить развитие и реализацию собственного конкурентного потенциала, чтобы добиться конечной и главной цели – обеспечить высокий уровень жизни гражданам своего региона.

Таким образом, нами были рассмотрены подходы к определению понятия «конкурентоспособность», факторы конкурентного потенциала, которые более наглядно были рассмотрены на примерах. Все это доказывает, что вопрос конкурентоспособности очень актуален в настоящее время. Не учитывая конкурентоспособность в собственной стратегической политике, регион рискует породить целый ряд негативных последствий, среди которых и снижение уровня жизни граждан муниципального образования, и постоянный отток инвестиций, предпринимателей, туристов и, в конце концов, самого населения. Именно поэтому важно сделать правильные выводы и верно расставить приоритеты. Конкурентоспособность – широкое и достаточно сложное понятие, которое является важным фактором социально-экономического развития муниципального образования. Расширив свой конкурентный потенциал, превратив его в полноценную конкурентоспособность – регион обеспечит себе стабильное и прогрессивное развитие на долгие годы.

 

Литература:

 

1. Мельдаханов А.А. Природа конкурентоспособности города: факторы, методы, критерии [Электронные ресурс] Статья [сайт]. // URL: http://www.rusnauka.com/15_APSN_2010/Ecologia/ (дата обращения: 15.10.2017);

2. Николаева Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016 – № 6 – С. 48-56;

3. Печаткин В.В., Перфильев В.А. Теоретические и методологические аспекты оценки конкурентоспособности регионов России [Электронные ресурс] Статья [сайт]. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-metodicheskie-aspekty-otsenki-konkurentosposobnosti-regionov-rossii (дата обращения: 15.10.2017);

4. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность [Текст] / Фатхутдинов Р.А. –М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2015. С. 640.


Содержание

1. Алейникова Ю.А., Хашева И.А. Развитие инвестиционных площадок на территории г. Ростов-на-Дону …………………………………………………………………………………5

2. Георгиевская Т.Н. Имидж территорий и его социокультурные функции ………………..9

3. Горбунова Т.А. Российский рынок труда: способы регулирования ……………………..12

4. Городенцева Н.А., Казьмина К.А. Умный город как направление повышения конкурентоспособности территории ………………………………………………………..16

5. Ковалев Н.Ю. Ковалев А.Ю. Проблема разобщенности реформ в сфере государственного управления ………………………………………………………………..19

6. Ковалёва А.В. Проблемы муниципальной кадровой политики и пути их решения …….23

7. Ломоносова С.Г. Гафурова Н.Г. Особенности кадрового рынка медийной сферы в муниципальном образовании «Город Ростов-на-Дону» ……………………………………28

8. Ночёвка А.А., Попова Е.А. Повышение эффективности кадровой работы в органах муниципального управления в современных условиях …………………………………….31

9. Оганесян Г.С. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ …………………………………………………………………………………35

10. Ремизова В.С. Кадровое обеспечение инвестиционного развития и повышения конкурентоспособности муниципальных образований в Волгоградской области ………38

11. Сахранов В.Р. Ньютон Эйклиф: позитивный опыт развития моногорода………………. 41

12. Соцкова А.А. Оценка состояния муниципальных предприятий в условиях кризиса ….. 46

13. Старкова Ю.А. Роль инноваций в экономическом развитии региона (на примере Ростовской области) …………………………………………………………………………..50

14. Сударкина Е.С. Молодежная политика и ее роль в формировании резерва кадров государственной и муниципальной; службы (на примере г. Ростова-на-Дону) ………….54

15. Чеботаева К.А. Повышение конкурентоспособности муниципальных образований …..57

16. Чуркина В.О. Продовольственная безопасность Волгоградской области в условиях импортозамещения…………………………………………………………………………… 62

17. Шаповалова В.А. Инвестиционная привлекательность как фактор экономического развития муниципального образования ……………………………………………………..64

18. Ярошенко Г.В., Галицына А.М., Туркин Н.А. Конкурентоспособность как фактор социально-экономического развития муниципального образования ……………………. 69

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: