Трезвость как основа христианской нравственности

 

Оставив за рамками статьи целесообразность употребления алкоголя, а также всевозможные мифы об алкоголе, опровергающиеся при рассмотрении данного вопроса с научной точки зрения [9]*, представляется полезным ограничиться религиозно-нравственной стороной проблемы. В современном обществе для многих стало нормой, сопровождение употреблением алкоголя как торжественных и значимых мероприятий, так и печальных таких, как поминки. Употребление алкоголя во время подобных мероприятий имеет различные последствия, от умения «держать себя в руках», до пьянства, доходящего до умопомрачения. При этом, со стороны общественного мнения, безоговорочно порицаются только тяжёлые формы алкогольного опьянения. А между тем, мало кого интересует позиция Священного Писания по отношению к алкогольному опьянению. Актуальность проблемы состоит в том, что слабое или умеренное алкогольное опьянение, в частности алкогольными виноградными винами, которым с апелляцией на Священное Писание присваиваются Божественные свойства, одобряется массовым сознанием.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы устранить богословское обоснование одобрительного отношения к слабому или умеренному алкогольному опьянению.

Задачей исследования являетсявыявление в сознании людей устойчивого одобрительного отношения к слабому или умеренному алкогольному опьянению, на основании результатов исследования деятельности приходского общества трезвости Петропавловского храма г.Пензы.

_______________

*Автор приходит к выводу об отсутствии эффектов, приписываемых алкоголю.

 

Алкогольное опьянение делится на три стадии. Первая стадия характеризуется либо отсутствием опьянения, либо близким к клинике алкогольного опьянения средней тяжести. Вторая стадия характеризуется средней интоксикацией, и третья стадия алкогольного опьянения характеризуется тяжёлой интоксикацией[1]. Заметим, что во всех трёх случаях, вне зависимости от вида алкогольного изделия и дозы спиртного, происходит не какое либо другое, а именно АКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ. Абсолютное большинство людей относится негативно и осуждает третью стадию алкогольного опьянения. Ко второй стадии алкогольного опьянения большинство людей относятся не так критично и полагают позволительным опьянение средней тяжести по особым праздничным дням или значимым событиям. Если к третьей и второй стадии алкогольного опьянения большинство людей относится отрицательно, то к слабому или умеренному алкогольному опьянению значительная часть общественного мнения относится вполне доброжелательно.

На мой взгляд, одобрительное отношение к алкогольному опьянению с апелляцией на Священное Писание, связано с текстологическими особенностями термина «вино». Позиция Священного Писания в отношении алкоголя на первый взгляд может показаться противоречивой. Действительно, в текстах Библии очень много раз упоминается слово вино. В одних случаях, употребление вина в Библии безоговорочно не одобряется /Лев. 10:8-11; Суд. 13:3-4; Прит. 31:4-5, 23:31, 20:1; Аввак. 2:5; I Тим. 3:2-3/, в других, не только не порицается, но и является божественным благословением в наслаждение народу. Одним из первых, кто обратил на это внимание,исследуя «библейский винный вопрос» написав критическую заметкупрофессору фармакологии и физиологической химии С. Гарнаку, был Высокопреосвященнейший Владимир, митрополит Киевский, впоследствии священномученик Русской Церкви. В своём докладе под названием «Против ли нас (абстинентов) Библия?», сделанным на «Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом» в 1912г. в Москве, ссылаясь на Мосоретский текст Библии,он справедливо задавался вопросом: «где и в какой мере в Библии под словом „вино” следует подразумевать перебродивший алкогольный, а где неперебродивший, свободный от алкоголя виноградный сок?»[3, с.7].Выводы, сделанные митрополитом, после внимательного изучения первоисточника, сводились к существованию в текстах Мосоретской Библии разного терминологического обозначения состояний виноградного продукта в виде алкогольных и безалкогольных виноградных вин. Переводя Мосоретский текст на греческий язык, Александрийские евреи не всегда находили нужным вносить терминологические обозначения природы вин. Это привело к томучто «…почти все слова иврита со значением «вино» были переведены одним общим термином «ойнос»[6, с.79].

Позднее, уже во второй половине ХХ века, свой научный труд, посвященный алкогольному вопросу в Библии, посвятил выпускник папского колледжа СамуэльБаккиоки. Недоумение, вызванное одобрительным и одновременно отрицательным отношением в текстах Священного Писания к слову вино, Баккиоки разрешал двойственным значением еврейского слова «йайин» и греческого «ойнос». Вино могло быть как переброженное, так и непереброженное [2, с. 46].

Подобным способом к термину вино, разрешается вопрос и в Новом Завете. Поскольку св. апостолы при написании Нового Завета широко использовали тексты Септуагинты, в которых алкогольные и безалкогольные вина переведены одним термином «ойнос», то и определение природы переброженного или непереброженного вина должно обуславливаться контекстом, моральными принципами и нравственной целесообразностью текста Св. Писания Нового Завета, одобряющего употребление вина[5, с. 15].

«Таким образом, благодаря текстуальному анализу Св. Писания на предмет использования в нём слова вино, удаётся установить, что, с учетом разделения природы вин, благословение и одобрениев текстах Ветхого и Нового Завета имеет непереброженное безалкогольное вино, что является нравственной аргументацией трезвости» [5, с. 21].

 

Проводя исследование в рамках деятельности приходского общества трезвости в течении 5-ти лет удалось получить определённые результаты. Деятельность предполагала проведение регулярных (один раз в неделю) индивидуальных встреч, как с самими зависимыми, так и с их родственниками. В беседе с алкаголезависимыми удалось выяснить, что в подавляющем большинстве случаев ими рассматриваются только два варианта предполагаемого решения проблемы: 80% опрошенных видели выход из положения в ограничение употреблении спиртного и 15% могли дать согласие на перерыв между пьянством, но редко когда рассматривался вариант полного отказа от алкоголя.

Мало чем отличается ситуация в отношении к алкогольному опьянению с родственниками зависимых. На вопрос устроит ли умеренное употребление алкоголя их пьющими родственниками, большинство из них давали положительный ответ, «главное», прибавляли они, «чтоб не пил» под этим выражением предполагалось употребление алкоголя без негативных последствий.

В рамках исследования также производился опрос подростковв возрасте от 13 до 15 лет, массовое собрание которых в храме происходитперед началом нового учебногогода. К счастью, далеко не все подростки в этом возрасте успели попробовать алкоголь, но на вопрос, когда они собираются это сделать, только подростки, занимающиеся спортом, давали отрицательный ответ, 20% давали неутвердительный ответ, но от 70 до 80% опрошенных, указывали на достижение 18-ти летнего возраста. Причём никто из тех, кто планирует употребление в 18-ти летнем возрасте алкоголя, не мог дать приемлемого ответа на вопрос, с какой целью они планируют это сделать.

Нам видится, что в работе как с алкоголезависимыми и их родственниками, так и с подрастающим поколением, большую помощь окажет доведение до них верного отношения к употреблению алкоголя с точки зрения Священного Писания.

 

Заключение

Выявленные результаты, в рамках деятельности приходского общества трезвости Петропавловского храма г. Пензы, отражают устойчивое положительное отношение большинства людей к алкогольному опьянению. Взрослые видят в нём не только жизненно важный «продукт», но и склонны приписывать ему источник Божественного свойства, приводящего к благодатному состоянию. Наличие у подростков в возрасте до 15-ти лет установки на употребление алкоголя с достижением совершеннолетия, подтверждает выдвинутое видными деятелями в этой области предположение о формировании у детей в раннем возрасте как в светской [8, с.29 ] так и в церковной среде [7] алкогольного программирования, то есть формирование положительного отношения к алкогольному опьянению.

Нравственная оценка трезвости возможна только при соответствующем отношении Священного Писания к алкогольному опьянению.Разумеется, всякий, руководствуясь свободой воли,имеет право выбора подходящего средства для получения удовольствия, но отсутствие богословской аргументации в текстах Священного Писания Ветхого и Нового Завета в пользу положительного отношения к алкоголю, позволяет лишить богословского обоснования одобренияалкогольного опьянения любой степени.

Небывалый для нашего времени интерес к спиртному, выраженный в количественном отношении, должен насторожить не только родителей, но и христианскую педагогическую среду, призванную всегда помнить слова Христа: «но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» / Мф. 18:7/.Дети и подростки, менее всего расположены к нравственным назиданиям взрослых, но склонны придавать первостепенное значение их личному примеру. Нетрудно предположить реакцию и последствия сделанных выводов подростком, увидевшего с бокалом спиртного своего учителя или духовного наставника. Неслучайно св.ап. Павел, замечая у своих пасомых увлечение алкогольным опьянением, пагубно отражающемся на духовном состоянии первохристиан, говорил: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.» / Рим. 14:21/

Христианская педагогика, призванная к руководству Евангельскими принципами, не должна игнорировать острой алкогольной проблемы. В противном случае, учитывая тот факт, что алкоголь принадлежит к разряду наркотических веществ [4], положительное отношение к алкогольному опьянению любой степени,может привести к легализации наркомании, что несовместимо с основами христианского воспитания.

Природа человека, хотя и искажена грехом, продолжает сохранять потенциальную способность к восприятию Божией благодати. В состоянии алкогольного опьянения происходит такое изменение сознание человека, которое является препятствием к действию благодати Божией, а следовательно и к Богообщению. Призванный для благодатного преобразования в естественном природном состоянии человек не имеет никакой потребности в алкогольном опьянении или каком-либо ином виде интоксикации. Поэтому трезвость, как естественное природное состояние человека, является основой христианского воспитания в современной педагогике.

 

 

Источники.

1. Алкогольное опьянение. – Большая Медицинская Энциклопедия. // Онлайн версия; издание третье, [под ред. Б.В. Петровский]. https://vk.cc/7314Ur (дата обращения 29.08.2017.)

2. Баккиоки С. Вино в Библии. пер. с англ. - А.А. Дымань. – М.: Источник Жизни, 2005.// [Электронный ресурс]. URL:https://vk.cc/73lnmE(дата обращения 29.08.2017)

3. Владимир Киевский сщмч. Против ли нас (абстинентов) Библия? Доклад Митрополита Владимира, читанный на противо алкогольном Съезде в Москве 6-го Августа 1912 года. // В борьбе за трезвость, М.,1912г., № 11-12.

4. ГОСТ 18300-72. // [Электронный ресурс]. URL: https://vk.cc/73llGP(дата обращения 29.08.2017)

5. Горшков Алексей Александрович, протоирей. Понятие трезвости и трезвения в системе нравственных ценностей современного христианина: Выпускная квалификационная работа магистра / А. Горшков – СПБ.: 2016. – 106 с.

6. Клименко И. диакон. Аттестационная работа «Образ и значение вина в Пятикнижии Моисеевом». / И. Клименко – М.: 2011. – 84 с.

7. Матвеев Г. священник. Алкогольное программирование на престольном празднике. Православный портал трезвение. – Дата публикации 20.01.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://trezvenie.org/literature/author/full/&id=12198 (дата обращения 25.08.2017.).

8. Маюров А.Н. / Подготовка текста к публикации – Н.Н. Казицкой. / Битва за трезвость – битва за Россию. Брошюра напечатана в рамках проекта «трезвость – выбор сильных». – «Новый ветер» 2013. – 47с.

9. Фекьяер Х. О. "Алкоголь и иные наркотики: магические или химические вещества?" / О.Х. Фекьяер. – М.: Изд. 2-е, 2014.– 156 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: