Совокупный спрос (AD – aggregate demand) - это модель в виде кривой, показывающая реальный объем национального производства, который потребители, домохозяйства, предприятия, правительство готовы купить за конкретную цену в течение определенного периода времени.
Рисунок 3.1 – Кривая совокупного спроса
Выделяют ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. С помощью ценовых факторов объясняется движение по кривой совокупного спроса вверх или вниз.
К ценовым факторам совокупного спроса относят следующие:
1) эффект процентной ставки;
2) эффект дохода или богатства;
3) эффект импортных закупок.
1 Эффект процентной ставки.
Если уровень процентной ставки повысить с уровня Р1 до Р2 (рисунок 3.1), то при прочих равных условиях спрос на деньги возрастает, поскольку для покупки тех же товаров и услуг потребуется больший объем денежных средств со стороны потребителей. Увеличение спроса на деньги приведет к росту процентной ставки по кредитным средствам. В результате удорожания кредита население сократит покупку товаров в кредит, что означает сокращение совокупного спроса с Q1 до Q2.
|
|
2 Эффект дохода или богатства.
Если повысится общий уровень цен с уровня Р1 до Р2 (рисунок 3.1), то население страны станет более бедным. Следовательно, оно будет меньше тратить, что приведет к сокращению совокупного спроса с Q1 до Q2.
3 Эффект импортных закупок.
При повышении цен на товары и услуги отечественного производства с уровня Р1 до уровня Р2 (рисунок 3.1), данные товары и услуги станут дороже по сравнению с аналогичной импортной продукцией. Потребители станут больше покупать импортных товаров, что приведет к сокращению совокупного спроса с Q1 до Q2.
На рисунке 3.2 приведено влияние неценовых факторов на кривую совокупного спроса.
К неценовым факторам совокупного спроса, смещающим кривую совокупного спроса вправо или влево относят:
1) потребительские расходы;
2) инвестиционные расходы;
3) государственные расходы;
4) чистый экспорт.
Рисунок 3.2 – Изменение совокупного спроса
Рассмотрим влияние неценовых факторов совокупного спроса.
1 Личные потребительские расходы.
На изменение потребительских расходов влияют следующие подфакторы:
а) благосостояние потребителя;
б) ожидание потребителя;
в) задолженность потребителя;
г) налоги с населения.
Рассмотрим влияние выделенных подфакторов.
а) Благосостояние потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители (финансовые ценные бумаги, недвижимость). Если реальная стоимость активов уменьшится, то это ведет к увеличению суммы сбережений, как средству восстановления благосостояния потребителя. В результате сократятся потребительские расходы, совокупный спрос уменьшится, т.е. кривая совокупного спроса сместится влево.
|
|
б) Ожидание потребителя. Если ожидается повышение цен или увеличение дохода в будущем, то в текущем периоде совокупный спрос возрастет.
в) Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних закупок в кредит, может заставить потребителя сократить расходы в текущем периоде с целью возмещения долгов, что приведет к уменьшению совокупного спроса.
г) Налоги с населения. Если ставка подоходного налога сократится, то это ведет к увеличению чистого дохода и как следствие к росту совокупного спроса.
2 Следующий неценовой фактор сововкупного спроса - и нвестиционные расходы. На изменение потока инвестиций могут повлиять следующие подфакторы:
а) процентные ставки;
б) ожидаемая прибыль;
в) налоги с предприятий;
г) технологии;
д) избыточные мощности.
Рассмотрим влияние выделенных подфакторов.
а) Процентные ставки. При прочих равных условиях увеличения процентной ставки на кредит, приведет к уменьшению инвестиции расходов и, как следствие, к сокращению совокупного спроса.
б) Ожидаемая прибыль. Если в стране создан благоприятный инвестиционный климат и прогнозы на получение прибыли оптимистичны, то это вызовет оживление в инвестиционных расходах. В результате произойдет увеличение совокупного спроса.
в) Налоги с предприятий. Увеличение количества налогов, взимаемых с предприятий, или налоговых ставок приведет к уменьшению чистой прибыли предприятий, как следствие, к сокращению совокупного спроса.
г) Технологии. Внедрение новых усовершенствованных технологий стимулирует инвестиционные расходы, что ведет к увеличению совокупного спроса.
д) Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, т.е. неиспользуемого капитала сдерживает спрос на новые инвестиционные товары, что ведет к уменьшению совокупного спроса. Другими словами, предприятия, работающие не на полную мощность, не имеют достаточного стимула для открытия новых производств.
3. Следующий неценовой фактор совокупного спроса - г осударственные расходы. Увеличение государственных закупок товаров и услуг при данном уровне цен ведет к увеличению совокупного спроса до тех пор, пока налоговые ставки будут неизменными.
4. Четвертым неценовым фактором совокоупногоо спроса является ч истый экспорт. На изменение чистого экспорта влияют два подфактора:
а) национальный доход других стран;
б) валютные курсы.
Рассмотрим влияние выделенных подфакторов.
а) Национальный доход других стран. Если национальный доход других стран увеличится, т.е. возрастет покупательная способность иностранных потребителей, то это ведет к увеличению чистого экспорта и, как следствие, к росту совокупного спроса.
б) Валютные курсы. Например, в случае снижения курса рубля по отношению к доллару, т.е. при обесценивании рубля, российские экспортируемые товары в долларах будут стоить дешевле. Снижение цены на экспортируемый товар может привести к увеличению чистого экспорта и к росту совокупного спроса.