Ткани, цвет, орнамент. Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку

Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку. Производство шелковых тканей было налажено в Византии с 5 века. Их изготовление стало государственной монополией, производство было строго засекречено, так как Византия использовала шелк в международной торговле. Византийские ткачи славились умением изготовлять не только великолепные шелковые, но и парчовые ткани. Фактура тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями. Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас — наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей.

Для культуры Византии характерна сложная система символов, как бы объединяющая видимый мир с невидимым божественным миром. И архитектура, и изобразительное, и декоративно-прикладное искусство все было основано на этой сложной системе символов. Костюм также был подчинен этой символике, прежде всего это относится к цвету. Голубой цвет – неба и надежды, зеленый – возрождения, цветения земли и райских садов, золотой цвет – Святого Духа, красный – это цвет Крови Христа, Его страданий во имя любви к людям и т.д. Была разработана сложная цветовая символика. Вообще цветовая гамма византийских костюмов поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора.

Для орнаментов и узоров характерно соединение античных и восточных традиций, а также христианской символики. Это различные изображения животных, птиц, всевозможных мифических существ (львов, быков, орлов, павлинов, грифонов, фениксов и т.д.), которые вписывались в круги, многоугольники, ромбы. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к другу. Позднее появились узоры религиозные — кресты, монограмма Христа, ангелы. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент. Часто узор выполнял не только декоративную, но и символическую функцию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: