double arrow

Основные виды и формы костюма. Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия

Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт. Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов, с квадратным или круглым вырезом горловины. (Например, таларис - туника с длинными узкими рукавами, или колобиум – более широкая туника, с короткими рукавами). Тунику носят как домашнюю или нижнюю одежду. По мере увеличения материального достатка стали надевать несколько туник сразу — одну на другую. Поверх туники римляне надевали верхнюю одежду — тогу. Ей римляне придавали глубоко символическое значение. Тога считалась символом гражданского достоинства, зрелости, обладания правами гражданина Рима. Римский поэт Вергилий писал о своих соотечественниках: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Римляне называли себя «тогатус», то есть человек, одетый в тогу. Носить тогу имели право лишь римские граждане. Рабы, полусвободные, иностранцы, изгнанники не имели на это права. Лицам, лишенным прав гражданства за преступления, прежде всего, запрещалось носить тогу. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса — знак сословного отличия — должны были, прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом, в края тоги вшивались небольшие металлические гирьки. Тога выглядит намного величественнее своего прототипа — гиматия. Она представляет собой огромный кусок ткани (1,8 м * 6м.), выкроенный в форме эллипса, который обертывается вокруг тела гораздо более сложным способом, чем гиматий. Существовало несколько способов драпировки тоги, но в любом из них застежки или булавки отсутствовали, складки и драпировки мастерски располагались и держались сами собой.

Естественно, тога, с ее грандиозностью и чрезвычайной сложностью укладки, не могла служить повседневной одеждой. Уже во II в. до н.э. она сохранялась только как праздничная и гражданская одежда. В более поздние периоды тяжелую и громоздкую тогу заменяет легкий плащ типа греческой хламиды - лацерна. Она была длиной до колен, прямоугольной формы. Лацерну носили, скалывая на груди фибулой и закрывая оба плеча. Часто этот плащ снабжался капюшоном, который или пришивался к нему, или пристёгивался. Капюшон присоединяли также и к пенуле (по форме круг с отверстием для головы). Еще один тип плаща – полудаментум – широкий, длинный, в форме полукруга. Штаны первоначально не были известны римлянам, но легионеры, которые несли службу в «варварских» землях на севере и западе, заимствовали оттуда эту деталь костюма.

Женщины носили тунику-интиму из тонкой ткани, сверху надевали столу - разновидность туники из более плотной ткани, с широкой плиссированной оборкой инститой по краю. Стола могла быть с рукавами (большей или меньшей длины) или вовсе без них; рукава были открытыми по всей длине и в двух или трех местах от локтя до плеча скреплялись застежками - аграфами. По краям стола почти всегда окаймлялась цветной вышивкой. Поверх столы римлянки надевали паллу - длинный плащ, состоявший из одного куска материи размером выше человеческого роста. Палла драпировалась различными способами, край ее накидывали на голову. Иногда дополняли туалет легким покрывалом типа вуали. Как правило, все три наряда – тунику-интиму, столу, паллу – делали из различных тканей, уделяли вниманию сочетанию цветов и фактур. Большое значение для восприятия форм тела и соответствующей стилизации одежды имели некоторые интимные принадлежности женского туалета. Как у гречанок, так и у римлянок к ним относились маммиларе — повязка из мягкой кожи, которая надевалась на голое тело и поддерживала грудь снизу, утягивала талию и живот.Маммиларе представляла собой прообраз корсета.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: