Взаимоотношения первой и второй сигнальных систем и подкорковых образовании

В каждом поведенческом акте человека обнаруживается участие трех видов межнейронных связей: 1) безусловнорефлекторных; 2) временных связей первой сигнальной системы; 3) временных связей второй сигнальной системы. Анализ физиологических механизмов поведения человека показывает, что оно является результатом совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга. Вторая сигнальная система как высший регулятор человеческого поведения преобладает над первой и в некоторой мере подавляет ее. Вместе с тем первая сигнальная система в известной степени определяет деятельность второй. Обе сигнальные системы (состояния которых определяются функцией коры большого мозга в целом) тесно связаны с деятельностью подкорковых центров. Человек может произвольно затормаживать свои безусловнорефлекторные реакции, сдерживать многие проявления инстинктов и эмоций. Он может подавлять оборонительные (в ответ на болевые раздражения), пищевые, половые рефлексы. Вместе с тем подкорковые ядра, ядра мозгового ствола и ретикулярная формация являются источниками импульсов, поддерживающих нормальный тонус коры большого мозга. Сложные функции, связанные с речью, пониманием смысла.слов и их произнесением, осмысленным узнаванием предметов и целенаправленной деятельностью и предвидением ее результата, требуют для своего осуществления сложных, динамически создающихся нервных структур, т. е. совместно работающих многочисленных аппаратов мозговой коры и подкорковых центров, образующих функциональные системы, «созвездия» из очень большого числа нейронов и их цепей. Достоверность ощущений и восприятий. Адекватное взаимодействие человека с окружающей средой и соответствующая ей деятельность возможны лишь при условии, что органы чувств доставляют центральной нервной системе информацию, достоверно отражающую объективную реальность окружающего мира. Проблема достоверности этой информации, достоверности ощущений и восприятий была предметом острой борьбы материалистического и идеалистического мировоззрений. К решению ее привлекались также данные физиологии. Закон специфической энергии органов чувств и физиологический идеализм. В начале прошлого столетия физиолог Мюллер установил, что при воздействии на рецепторы как адекватными, так и неадекватными раздражителями возникает ощущение, свойственное возбуждению именно данного рецептора. Удар по глазу или раздражение его электрическим током вызывает ощущение световой вспышки, при электрическом раздражении языка ощущается кислый вкус, при раздражении точек холода даже теплом — только холод и т. д. На этом основании Мюллер сформулировал так называемый закон специфической энергии органов чувств. По мнению Мюллера на всякое как адекватное, так и неадекватное раздражение орган чувств дает присущий только ему вид ощущений. Это утверждение не учитывает, что неадекватные раздражители не вызывают качественно столь разнообразных и тонких ощущений, как адекватные. Кроме того, и пороги их более высокие. Мюллер утверждал, что характер реакции, в сущности зависит не от раздражителя, а от заложенной в животный организм энергии. Поэтому, ощущая что-либо, мы ощущаем только себя и на основании ощущений отнюдь не вправе делать какие-либо умозаключения о свойствах внешнего мира. Свет, мрак, звуки, теплота, холод, различные запахи и вкусы — все, что мы ощущаем нашими пятью чувствами — это будто бы не действительные свойства конкретных вещей, но только качества наших чувств. Таким образом, Мюллер отрицал возможность познания окружающего мира и достоверность наших восприятий. Эти взгляды Мюллера (их разделяли и другие физиологи) привели к возникновению философского направления, названного Фейербахом «физиологический идеализм». Представители этого направления исходили из ложных гносеологических позиций, пытаясь обосновать свои идеалистические представления физиологическими фактами. Представления Гельмгольца и «теория символов». Частично поддерживал эти воззрения и крупнейший исследователь XIX столетия Гельмгольц. Гельмгольц был непоследовательным материалистом, представителем символического материализма, склонявшимся к агностицизму. Он считал ощущения лишь символом внешних явлений, не имеющими с ними аналогии. Вместе с тем Гельмгольц, следуя философам-материалистам, выступал с признаниями реального существования объективного мира. Взгляды Мюллера и Гельмгольца подверглись справедливой уничтожающей критике философов-материалистов. Материалистическое понимание ощущений как отражения объективной реальности. Сточки зрения последовательного материализма, ощущение представляет собой субъективный образ объективного мира — движущейся материи, свойства которой и отражаются в нашем сознании благодаря информации, доставляемой органами чувств. «...Ощущение,— писал В. И. Ленин,— есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» '. «Наши ощущения отражают объективную реальность, т.е. то, что существует независимо от человечества и от человеческих ощущений» 2. Ощущения не являются какими-то абстрактными символами или знаками. Они отражают объективные свойства вещей, дают более или менее точные их снимки, изображения. В. И. Ленин отмечал: «Бесспорно, что изображение никогда не может всецело сравняться с моделью, но одно дело изображение, другое дело символ, условный знак. Изображение необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что „отображается". „Условный знак", символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма» 3. Вся история науки и вся человеческая практика опровергают агностицизм, т. е. отрицание возможности познания окружающего мира, и подтверждают его познаваемость. Практика как критерий достоверности ощущений и восприятий. Человек познает мир, получая информацию о нем посредством рецепторов, перерабатывая ее всей совокупностью анализаторных аппаратов, главным образом корой большого мозга, и проверяя правильность полученной информации своей деятельностью, практикой. Контроль практикой (у человека — общественной практикой) обеспечивает достоверность ощущений и восприятий. Большое значение для обеспечения достоверности ощущений и.восприятий имеет сопоставление показаний одних анализаторов с показаниями других. Например, восприятие величины предметов, расстояния до них, их движения или покоя достигается благодаря одновременному поступлению в мозг сигналов от органов зрения, осязания и про-приорецепторов. Ребенок с малых лет связывает в единое целое получаемую им разнообразную информацию, проверяя правильность ее своей деятельностью. Таким образом формируется твердая уверенность в правильности восприятия окружающего мира. Роль практики в оценке информации, доставляемой органами чувств, может быть иллюстрирована тем, что хотя оптическая система глаза дает изображение на сетчатке перевернутым, мы воспринимаем его в прямом, правильном виде. Представление о «верхе» и «низе» является результатом сопоставления доставляемой глазом информации с той, которую дают другие рецепторы, воспринимающие действие силы тяжести, положение тела в пространстве и пр. Страттон 8 дней носил очки, которые делали изображение внешних предметов перевернутым, т. е. изображение на сетчатке оказывалось прямым. Сначала экспериментатор путал «верх» и «низ», но затем вследствие новой практики у него постепенно вырабатывалось правильное восприятие и находящиеся внизу или вверху предметы вновь стали восприниматься верно, хотя изображение их на сетчатке было прямым. Ощущение перевернутого мира появилось вновь на некоторое время после того, как он снял очки..; Взаимодействие сигналов, приходящих в мозг по всем афферентным путям, обеспечивает точное восприятие окружающего мира, комплексное суммарное представление о нем. При этом в высших отделах центральной нервной системы — в коре большого мозга афферентные сигналы взаимодействуют не только с приходящими сюда в настоящий момент другими афферентными сигналами, но и со следами, оставленными в центральной нервной системе раздражителями, которые действовали на организм прежде. Это взаимодействие обеспечивает оценку явлений, протекающих не только в пространстве, но и во времени. Достижения человечества в познании и преобразовании природы и общества, успехи науки и техники служат лучшим подтверждением правильности, точности, соответствия объективной реальности той информации, которую человек получает и анализирует посредством органов чувств и коры большого мозга.

Виды нарушений речи:

1. Нарушения устной речи:

o нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения темпоритмической организации речи, нарушения голоса)

o системные нарушения речи (алалия у детей, афазия у детей и взрослых).

2. Нарушения письменной речи:

o дисграфия (нарушение письма)

o дислексия (нарушение чтения)

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

· возникнув, нарушение, как правило, закрепляется, а не исчезает самостоятельно

· нарушение может отражаться на общем психическом развитии

· Нарушение обязательно требует логопедического вмешательства

Логопедическое воздействие как правило комплексное, реализуется по следующим направлениям:

· развитие сенсорных функций

· развитие общей речевой моторики

· развитие внимания, памяти и познавательной деятельности в целом

· коррекция нарушения речи и развитие речи

· формирование и коррекция личности

· воздействие на социальное окружение пациента

Формы воздейств ия:

· воспитание речи при полном ее отсутствии

· перевоспитание неправильно сформированной речи

· медицинское воздействие, включающее лекарственную терапию, хирургическое вмешательство, психотерапию, массаж, ЛФК

Методы воздействия:

· метод прямого воздействия (тренировка нарушенных функций)

· метод обходных путей (опора на компенсаторные возможности человека, его сохранные анализаторы)

 

Речевое развитие включает в себя две стадии:

1. Понимание речи

2. Самостоятельная речь

Развитие понимания речи в онтогенезе идет от комплексных форм к единичным, конкретным. В начале ребенок понимает лишь общий смысл речи, далее развивается ситуационное понимание речи: до 1 года ребенок понимает слова, фразы, связанные с конкретной ситуацией, произносимые одинаковым тоном. Позднее он начинает понимать речь, опираясь на языковые средства. К году он начинает понимать слова и фразы различной звукослоговой структуры, с различным ритмом, однако, ребенок еще не может различать слова, отличающиеся одним звуком, т. е. сходные по структуре. К концу 2-го года - фонемная стадия восприятия речи, т. е. понимание речи на основе фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия идет в направлении от различения более контрастных звуков к различению сходных.

В формировании произносительной стороны речи можно выделить два периода:

· дофонемный ( от рождения до 1 года), характеризуется первыми голосовыми (неречевыми) реакциями ребенка на окружающую среду. Крики, предречевые вокализации появляются к 2-3 месяцам, гуление - 3 месяца, лепет;-6 месяцев. У ребенка вырабатываются определенные моторно - акустические связи.

· фонемный период (после 1 года) продолжается примерно до 5 лет. В это время ребенок овладевает всей языковой системой. Последовательность появления звуков определяется возможностями речедвигательного анализатора и идет в направлении от простых по артикуляции звуков к сложным.

Краткая характеристика развития экспрессивной речи:

1. Гуление 2-3 месяца

2. Лепет 4 месяца (до 6 месяцев)

3. Первые слова 10-12 месяцев

4. Слова-предложения примерно 1г. 2 мес.

5. Фразы из двух слов и словарь около 175 слов примерно в 1г. 9 мес.

6. Фразы в 2-3 слова и словарь около 300 слов к 2г.

7. Формирование грамматического строя речи и словарь около 800-1000 слов от 2,5 лет.

8. Сформированность всех грамматических категорий, появление сложных предложений в речи к 3 г.

9. Диффиренциация всех звуков речи к 4г.

10. Произнесение всех звуков речи, свободное владение сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями, словарь около 2500-3000 слов к 5 г.

Анатомо-физиологические механизмы речи:

Речь представляет собой сложную функциональную систему, части которой взаимодействуют между собой. Система имеет центральные и периферические отделы.

Речевая система включает в себя:

· корковые отделы

· подкорковые образования - проводящие пути

· расположенные на периферии органы

Корковая система: (для правшей доминантным по речи является левое полушарие мозга)

· лобные доли (планирование речи)

· область переднецентральной извилины (анализ и синтез речевых движений для одного звука)

· область за центральной извилиной (анализ и синтез последовательности речевых движений, переключаемость движений)

· Центр Брока (моторный центр речи)

· задняя треть верхней лобной извилины (произвольные движения)

· Центр Вернике (слуховой центр речи)

· теменнозатылочная область (пространственный и временной анализ и синтез)

· нижняя теменная извилина (мышечно-суставное чувство, объем движений)

· Правое Полушарие (эмоциональная окраска речи, темп, ритм - просодическая сторона).

Периферические отделы речевой системы включают в себя дыхательные пути, гортань, ротовую и носовую полости, органы артикуляции.

Вопросы для самостоятельного изучения.

  1. Структуры мозга, обеспечивающие речевую деятельность человека.
  2. Взаимодействие полушарий в процессе восприятия речи.
  3. Нарушения речи и их причины.
  4. Физиологические механизмы речи.
  5. Развитие моторной речи в онтогенезе.
  6. Мелкая моторика кисти руки и развитие речи детей.
  7. Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека.
  8. Перенос центров речи и его условия.
  9. ВЫРАБОТКА УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА НА СЛОВО (Приложение 4.1).

Рекомендуемая литература:

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М., 1991.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1998.

3. Высшая нервная деятельность. Сер. Рук-во по физ. - Л., 1970, Ч.1, 1971, Ч.2.

4. Дмитриев А.С. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1974.

5. Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1981.

6. Чайченко Г.М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности. - Киев, 1981.

7. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М., 1968.

8. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей, нервной деятельности. Избр. пер. – М., 1983.

9. Воронин Л.Г. «Лекции по физиологии высшей нервной деятельности», М., 1965.

10. Дмитриев А.С. «Основы физиологии высшей нервной деятельности», М., 1964.

11. Коган А.Б. «Основы физиологии высшей нервной деятельности», М., 1965.

12. «Руководство по физиологии». Физиология высшей нервной деятельности, в 2-х томах, М., 1979, 1971 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. тр. - М.-Л., 1947.

13. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М.: Наука, 1979.

14. Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов И.И. и др. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга. Л.: Наука, 1988.

15. Физиология речи. Восприятие речи человеком. Л.: Наука, 1976.

16. Хомская Е.Д., Башова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992.

17. Хрестоматия по нейропсихологии. М.: РПО, 1999.

18. Хризман Т.П. Движение ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973.

19. Хризман Т.П. Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга человека. М.: Педагогика, 1991.

20. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981.

21. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.

22. Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967.

23. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: