Работа 1. Образование условного зрачкового рефлекса на звонок и на слово «звонок» у человека

Для работы необходимы: электрический звонок, настольная лампа, ручной экранчик, испытуемый.

 

Условным сигнальным раздражителем, вызывающим ту или иную деятельность организма, может стать любой предмет или явление при­роды, для восприятия которых имеются соответствующие органы чувств. Однако для человека в отличие от животных значение сигнала может иметь не только предмет или явление природы, но также и слово, речь. Слова, слышимые, произносимые, написанные, сочетаясь в течение индивидуальной жизни с предметами или явлениями природы, сигнала­ми первой сигнальной системы, сами постепенно становятся сигналами этих сигналов. Таким образом, слово для человека становится условным раздражителем, которое может вызвать любую деятельность организма.

Условные рефлексы второй сигнальной системы возникают на осно­ве условных рефлексов первой сигнальной системы. Это можно показать в опыте.

Если у человека выработать условный зрачковый рефлекс на звонок, то слово звонок становится условным сигнальным раздражителем, вы­зывающим такого же характера реакцию.

 

Цель работы: 1) показать возможность выработки условного рефлек­са на гладкую мышцу (сфинктер) зрачка; 2) показать одновременное образование условного рефлекса на слово.

 

Ход работы.

1. В качестве испытуемого выбирают студента со светлой окраской радужной оболочки глаз и хорошей зрачковой реакцией на свет.

2. Испытуемый и экспериментатор садятся друг против друга у од­ного края стола, на котором стоит настольная лампа и электрический звонок (можно посадить испытуемого к окну, если дневное освеще­ние достаточно интенсивное). Испытуемого просят закрыть один глаз рукой.

 

3. Экспериментатор, попеременно, то закрывая второй глаз испытуе­мого экранчиком, то открывая его, убеждается в наличии зрачкового рефлекса, т.е. в сужении зрачка на свет (сокращении сфинктера зрачка) и в расширении его (сокращении дилятатора зрачка). Расширенный зрачок хорошо виден в первый момент после снятия экрана.

4. Убеждаются, что звук звонка не вызывает зрачкового рефлекса, т.е. является индифферентным раздражителем для глаза.

5. Приступают к образованию условного зрачкового рефлекса на зво­нок. Для этого, включив звонок, тотчас закрывают глаз испытуемого экранчиком, т.е. производят почти одновременно два раздражения: зву­ковое, не вызывающее расширения зрачка, — будущий условный раз­дражитель и затемнение глаза - безусловный раздражитель. Повторяют сочетание раздражений 7 - 10 раз с интервалом 40 - 50 сек.

6. Через 7 -10 сочетаний, включая звонок, не затемняют глаз. Если условный рефлекс образовался, то несмотря на яркое освещение глаза светом, зрачок расширяется. Следовательно, звонок стал условным раз­дражителем.

7. Укрепляют выработанный условный зрачковый рефлекс на звонок, повторяя сочетание двух раздражителей еще несколько раз. Затем вместо включения звонка громко произносят слово «звонок», но не затемняют глаз. Обычно при этом можно увидеть расширение зрачка.

 

Результаты работы:

Выводы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: