Особенности массажа и лечебной гимнастики

Легкие поглаживания грудной клетки и стоп ребенка можно начинать уже в первые дни болезни прямо под одеялом. После снижения температуры и улучшения общего состояния малыша проводится более активный массаж, лучше в дренажном положении. Ребенка во время процедуры не обнажают полностью, при массаже грудной клетки нижнюю часть тела прикрывают пеленкой или легким одеяльцем.

Вначале массируют спину, применяя поглаживание, тщательное растирание (подушечками пальцем, «пиление», гребешками согнутых пальцев) до появления легкого покраснения кожи. Особенное внимание уделяется грудной клетке, где поглаживание проводится по межреберным промежуткам в направлении от позвоночника в сторону по ходу ребер. Затем подушечками широко расставленных пальцев (граблеобразное растирание) растирают промежутки между ребрами. Разминание на спине возможно в виде надавливания в сочетании со сдвиганием.

Обязательно применяют вибрационные приемы, особенно они эффектны в дренажном положении. Можно легко поколачивать по грудной клетке тыльной стороной расслабленных пальцев; можно похлопывать полураскрытой кистью (при правильном выполнении приемов получается слегка гулкий звук за счет воздушной прослойки между ладонью и кожей). В любом случае ударные приемы должны быть ритмичными, быстрыми и не вызывать у ребенка неприятных ощущений. Все приемы надо обязательно чередовать с поглаживанием.

Пояснично-ягодичная область, ноги и живот массируют в соответствии с возрастным комплексом (у детей до полугода массируют и руки), особое внимание уделяют массажу живота, так как при длительном и затруднительном кашле нередко наблюдается расхождение прямых мышц живота, растягивается пупочное кольцо, возможно появление или увеличение пупочной грыжи. В этом случае надо зафиксировать грыжу и проводить массаж, используя стимулирующие приемы пощипывания, точечного массажа.

Передняя поверхность грудной клеткимассируется так же тщательно, как и задняя. Поглаживание делается в направлении от середины грудины вверх и немного в стороны к надключным ямкам, затем от середины грудины слегка вниз и в стороны к подмышкам. Растирание проводят по межреберьям, граблеобразно. Область грудины не затрагивается. Очень мягко растирают верхнюю часть груди, подушечками противопоставленных двух пальцев — ключицы.

Из ударных приемов применяют самый легкий: поколачивание кончиками пальцев (движения напоминают таковые при печатании на пишущей машинке), очень эффективна вибрация ладонью по ходу нижних ребер. Все приемы обязательно чередуются с поглаживанием. В зависимости от самочувствия ребенка, массаж можно делать до 10 раз в день. Чем слабее ребенок, тем занятие должно быть короче (2 – 6 минуты), а количество подходов к ребенку – больше.

Лечебная гимнастика. Дыхательные упражнения в виде ритмичных надавливаний на грудную клетку ребенка можно делать в различных положениях, даже не вынимая его из кроватки.

1. Ребенок лежит на спине. Положите ладони на передне-боковые поверхности грудной клетки. Проследите за дыханием ребенка и в конце выдоха слегка надавите на ребра. Повторите это движение несколько раз.

2. Ребенок лежит на животе. Наблюдая за его дыханием, в конце выдоха ритмично надавливайте обеими ладонями на задне-боковые отделы грудной клетки.

3. Ребенок лежит на боку в удобной позе. Ритмично надавливайте на боковую и заднюю поверхности грудной клетки в конце выдоха. Повторите упражнение на другом боку.

4. Возьмите ребенка на руки, лицом к себе. Ритмично надавливайте ему на спину в конце выдоха, продвигая свою ладонь от шеи до поясницы. По окончании острого периода болезни необходимо включать в занятие более сложные упражнения.

5. Ребенок лежит на спине. Разведите его ручки широко в стороны (вдох), скрестите их на груди (выдох). При скрещивании следите, чтобы сверху была то одна, то другая рука.

6. Исходное положение то же. Разведите руки ребенка в стороны и поднимите вверх (вдох), затем опустите и прижмите согнутые руки к груди (выдох).

7. Ребенок лежит на боку. Поднимите его согнутую ручку вверх (вдох), затем опустите ее, тесно прижимая к поверхности грудной клетки (выдох).

8. Ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища. Поднимите его руки вверх через стороны, скользя ими по поверхности стола,— вдох. Опустите таким же образом — выдох.

9. Ребенок лежит на спине. Согните одновременно обе его ноги, прижимая колени к животу, — выдох, разогните их — вдох.

10. Повороты со спины на бок, со спины на живот и обратно. Дыхательные упражнения обязательно сочетаются с массажем. По мере улучшения общего состояния ребенка продолжительность занятий может быть увеличена до 10 – 25 мин, проводить их достаточно 2 – 3 раза в день.

Вводятся упражнения в соответствии с возрастом и уровнем психомоторного развития (см. соответствующие комплексы). Нагрузка увеличивается (за счет более энергичного массажа, увеличения количества упражнений, числа их повторений) очень постепенно. Необходимо учитывать состояние ребенка, течение и особенности заболевания, степень отставания ребенка от своих сверстников. Необходима консультация с врачом.

 

Примерные комплексы массажа и лечебной гимнастики в остром периоде заболевания, но только при снижении температуры тела до нормальных или субфебрильных цифр:

В этот период противопоказано положение ребенка лежа на животе, и упражнения, связанные с выкладыванием на живот. При выкладывании на живот затрудняется движение диафрагмы (за счет которой у грудных детей осуществляется большая часть вентиляции легких) и блокируется подвижность грудной клетки. Такое положение более или менее препятствует свободному дыханию и может быть использовано при выздоровлении для тренировки функции дыхания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: