Лечебная гимнастика и массаж

Стабильность и нормальное функционирование коленного и голеностопных суставов зависит от состояния окружающих мышц. С помощью массажа и специально подобранных упражнений укрепляются ослабленные и растянутые мышцы, расслабляются излишне напряженные.

Массаж проводится курсами по 12 – 20 процедур, ежедневно или через день, с перерывами между курсами 2 – 4 недели. Интенсивность массажа постепенно увеличивается к середине курса. Необходимо избегать резких, болезненных движений, у ребенка должно оставаться приятное ощущение после массажа.

Массаж спины: поглаживание, растирание (кончиками пальцев, «пиление», гребнеобразное), разминание, снова поглаживание. Не забывайте: поглаживание проводится несколько раз на каждой массируемой области, после каждого приема. Поглаживание всего тела — в начале и в конце сеанса.

Поясничпо-крестцовая область: поглаживание, интенсивное растирание, разминание по типу надавливания или сдвигания, поглаживание в направлении от позвоночника в стороны и немного вниз.

Ягодичная область: поглаживание в круговом или Х-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирующие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубление), поглаживание.

Задняя поверхность бедра: поглаживание в направлении от подколенной ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание одной или двумя руками, легкие ударные приемы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами), поглаживание.

Задняя поверхность голени. Исходное положение: ребенок лежит на животе, под голенями — валик.

Производят общее поглаживание от пятки вверх до подколенной ямки, растирание дифференцированное — наружная часть голени (наружная головка икроножной мышцы) растирается мягко, внутренняя поверхность (внутренняя головка) — более интенсивно. Разминание одной или двумя руками по всей мышечной группе. По внутренней поверхности — легкие ударные приемы. По наружной — вибрация, растягивание. В конце процедуры обязательно поглаживание.

Область коленного сустава — коррекция: поглаживание боковых поверхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю поверхность (внутренний мыщелок бедра). При надавливании на внутренний мыщелок бедра одной рукой, другой удерживают голень в нижней трети, стараясь привести ее к средней линии.

Ахиллово сухожилие: поглаживание и растирание (щипцеобразное).

Передняя поверхность бедра. Исходное положение: ребенок лежит на спине, под голенями — валик. Производят мягкое поглаживание, но тщательное растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от коленной чашечки вверх и кнаружи.

Передне-боковая поверхность голени: поглаживание от стопы вверх до колена, легкое растирание, поглаживание.

Коленный сустав — коррекция: круговое поглаживание области сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедренной кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением голени.

Стопа: поглаживание по тыльной поверхности от пальцев к голеностопному суставу, растирание граблеобразное или поперечное, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, интенсивно — вокруг внутренней лодыжки, растирание внутреннего края стопы, поглаживание. После массажа обязательно проделайте несколько упражнений по лечебной гимнастике плоско-вальгусные стоп (см. выше).

Сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах. Проводится поочередно для одной ноги, затем для другой. Можно помогать малышу, сгибая его стопу одной рукой, другой — фиксировать голень.

Вращение стоп. Сначала одна стопа вращается в обе стороны, затем — другая. Если надо, помогайте малышу, только вращение должно быть мягким, безболезненным.

Захват игрушки стопами. Предложите ребенку захватить и удерживать стопами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький мячик и т. п.).

Упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в день, один раз после массажа, другой — во время ежедневных занятий, включая их в обычный комплекс.

Некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза «сидя по-турецки». Поэтому следует ее использовать как можно чаще.

Вставание из позы «сидя по-турецки». Ребенок сидит по-турецки. Предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп. Помогайте ребенку, поддерживая за руки. При повторении упражнения следует менять положение ног так, чтобы в исходном положении «сидя по-турецки» сверху была поочередно то левая, то правая нога.

Приседание с разведением колен. Поддерживая ребенка под мышки или за руки, научите его приседать с широким разведением колен.

Полезно сидение на корточках таким же образом, необходимо только следить за положением стоп: они должны полностью опираться о пол и стоять параллельно.

Вставание на носки. Предложите ребенку встать на носочки и потянуться вверх, затем опуститься на полную стопу.

Ходьба на наружных краях стоп. Попросите ребенка пройти немного, опираясь на наружные края стоп: Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенку ноет.

Ходьба на двускатной ребристой доске.

Ходьба по «узкой дорожке». Приучайте ребенка ходить и стоять со стопами, установленными близко друг к другу. С этой целью можно использовать любую неширокую (10 – 15 см) доску, полосу на ковре, можно нарисовать «узкую дорожку» мелом, отметить ее веревками. Следите за правильностью ходьбы на прогулке, водите ребенка по бревну на детской площадке и т. п.

Упражнение в воде. Все вышеперечисленные (кроме двух последних) можно делать во время купания. Теплая вода снимает излишнее напряжение мышц и облегчает движения. Полезно также ходить по рифленому коврику, подпрыгивать на нем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: